Рыцарь хоккея
текст: Михаил Араловец24.10.2005
Люди любили Анатолия Олькова, но жизнь оказалась к нему несправедливой. В биографии челябинского хоккейного клуба «Трактор» немало ярких имен. Один из тех, кто делал команду знаменитой, завоевывал авторитет челябинскому хоккею, творил легенду,P Анатолий Ольков. В 50-х годах весь город ходил «на Олькова».
В январе 1958 года Анатолий Ольков дал интервью «Челябинскому рабочему». В нем он рассказал о своих впечатлениях от поездки в составе сборной СССР в Канаду и Швецию, где наши хоккеисты провели ряд товарищеских матчей. Это был первый случай привлечения игрока челябинского «Трактора» (тогда «Авангарда») в главную команду страны. Кстати, он выступал в свитере под номером 13P том самом, который потом прославил многолетний капитан национальной сборной Борис Михайлов. И, конечно, Анатолий Ольков воспринимался челябинскими любителями хоккея как герой, личность легендарная, исключительная. Весь Челябинск знал его в лицо. Знакомством с ним гордились, возле него всегда были людиP друзья, знакомые, просто любители хоккея. Он был легким в общении, обаятельным и интеллигентным человеком. Красивый, элегантныйP женщины в нем не чаяли души.
У него была такая походкаP Валентина Ивановна, сестра Анатолия Олькова, на минуту задумывается.P Толя шел, немного подняв голову, элегантный, ухоженный, белая рубашка, галстук, он очень хорошо всегда одевался. На него невозможно было не обратить внимания. И на меня падал отсвет его славы. Меня знали как сестру хоккеиста Олькова. Наша семья в то время жила в доме возле магазина «Детский мир» (где находится магазин «Сувениры».P Прим. авт.). Квартиру в нем дали Толе, в ней всегда было полно народу: кто-то приходил, уходилP все к нему, но каким-то странным образом нас это не раздражало, наоборот, было очень весело. А может, мы просто были молодыми? Из турне по Канаде и Швеции Толя привез подарки. По тем временамP царские. Валерии (будущей жене)P шубу, мнеP швейцарские часики. Я их до сих пор храню.
Умением одеваться Анатолий Ольков выделялся в спортивной среде. Предпочитал не спортивные костюмы, а цивильныеP рубашку, пиджак и галстук. Все сидело на нем, как влитое. А когда из Канады он вернулся в пальто терракотового цвета с поясом и накладными карманами, со стрижкой «канадка», то и вовсе стал законодателем мод в Челябинске. «Стилягой», как тогда называли тех, кто красиво одевался.
И играл он красиво. Сейчас уже мало осталось тех, кто видел и помнит игру Анатолия Олькова. Один из нихP известный в городе человек, бывший в свое время начальником команды «Трактор», председателем городской федерации хоккея Борис Богуславский:
Анатолий Ольков обладал великолепной, просто страшной, скоростью. Его проходы вдоль борта невозможно было остановить, а поймать на силовой прием и вовсе бесполезно. На льду, как и в жизни, отличался благородством и порядочностью. Такой доброты и душевности я не встречал, хотя знаком не с одной сотней спортсменов. Настоящий рыцарь хоккея.
Встал на коньки Антолий Ольков в родном Нижнем Тагиле. Затем семья переехала в Челябинск, и в 1950 году он оказался в «Дзержинце» (так тогда назывался «Трактор».P Прим. авт.). Отыграл в команде сезон, после чего был призван на воинскую службу. Вместе с еще одним пионером челябинского хоккея Владимиром Каравдиным он выступал за команду Уральского военного округаP свердловский ОДО, лучшую команду страны по русскому (с мячом) хоккею. Там и получили челябинцы звание мастеров спорта.
Вернувшись со службы уже в «Авангард», Каравдин и Ольков вместе со своим партнером Рудольфом Документовым составили грозную тройку нападения. В полном составе это трио стало чемпионом Всемирных студенческих игр в марте 1956 года. Вообще на это времяP серединуP конец 50-хP пришелся расцвет его таланта. В Челябинске, как раньше на Георгия Женишка, ходили на Олькова. Самым плодотворным для него оказался сезон 1956/57, когда он с 21 шайбой стал лучшим бомбардиром команды, а «Авангард» занял четвертое место в чемпионате СССР. Тогда и обратил внимание на быстрого и результативного нападающего Анатолий Тарасов, пригласивший его в сборную страны. В ее составе челябинский форвард сыграл в товарищеских матчах в Канаде и Швеции. Итог этой поездки известен: наша сборная одержала в Стране кленового листа пять побед, два матча проиграла и одну свела вничью. В Швеции советские хоккеисты выиграли оба матча, между прочим, у команды, которая была тогда чемпионом мира и Европы. Для хоккейной биографии Челябинска в то время вызов его игрока в сборнуюP это достижение. После Виктора ШуваловаP самое заметное.
Анатолий Ольков провел в «Тракторе» в общей сложности 10 сезонов. Завершил он свою спортивную карьеру в 1963 году. За время выступлений в чемпионатах страны провел 225 матчей, забросил 98 шайб.
История любви?
Валерия была эффектной брюнеткой, актрисой Челябинского драмтеатра. Анатолия Олькова познакомил с ней его друг Сева Забродный. Их семья жила в «актерском» доме возле театра, поскольку отец Севы работал там администратором. Анатолий как раз находился в зените своей славы, был постоянно окружен друзьями и женщинами. Однако Валерию он сразу выделил из других. Они начали встречаться. Их роман длился долго, несколько лет, со взлетами и падениями. В начале 60-х одна из самых красивых и известных пар Челябинска стала мужем и женой.
Толя и Лера недолго были вместе, года четыре. Не получилось у них жизни,P вздыхает Валентина Ивановна.P Впрочем, я в их отношения старалась не лезть, а Толя ничего мне не говорил.
В середине 60-х отца Валерии Михаила Матвеевича Половца, директора Челябинского драматического театра, перевели на новое место работыP в Минск. Анатолий и Валерия тоже переехали в Белоруссию. К этому времени их семейная жизнь дала серьезную трещину, и в Минске они расстались. Анатолий Ольков уехал в Темиртау, где сосредоточился на тренерской работе. Через некоторое время Михаил Матвеевич получил новое назначениеP в подмосковный Ногинск, и семейство Половцов перебралось туда.
Анатолия и Валерию разделяли тысячи километров. Казалось, прошлое никогда не вернется. Но жизнь гораздо сложнее наших представлений о ней. В 1975 году Михаил Матвеевич, всегда симпатизировавший Анатолию Олькову, позвонил в Темиртау и попросил бывшего зятя приехать в Ногинск, помочь решить одну житейскую проблему, а заодно и попытаться склеить разбитые отношения с Валерией. Анатолий Ольков согласился, и в 1975 году они вновь стали мужем и женой. Он устроился на тренерскую работу. Однако семейной жизни так и не получилось. Валерия уехала в Киев, устроилась на работу в местную филармонию, их отношения окончательно прекратились. Сын Игорь остался в Ногинске, все заботы по его воспитанию легли на плечи отца и бабушки с дедушкой. Ольков работал председателем спорткомитета «Знамя» Глуховского комбината до 1985 года, пока с ним не случился первый инсульт.
Сестра
Второй инсульт настиг Анатолия Ивановича в 2003 году. Узнав об этом, родственники послали в Киев телеграмму его жене, но Валерия Михайловна не поехала к мужу. Сын, перебравшийся в Киев,P тоже. Тогда Валентина Ивановна попросила свою дочь пожить какое-то время в Ногинске, чтобы ухаживать за беспомощным стариком. После второго удара у него нарушилась речь, а передвигаться приходилось с палочкой. Жил один. Встал вопрос о переезде в Челябинск. Все родственники были против этого, но Валентина Ивановна осталась непреклонной: Толя возвращается на родину.
Полтора года он жил у нее на квартире. Потом родственники, сложившись кто сколько мог, купили комнату в коммунальной квартире на Медгородке. ДомP в отдалении от транспорта, магазинов нет, пятеро соседей, ванны тоже нет, кухня общая. Как жить инвалиду второй группы? Валентина Ивановна приезжала почти каждый день: готовила, стирала, убирала, покупала продукты. А ведь тоже немолодаяP 77 ей сейчас. Откуда силы?
О бедственном положении Анатолия Олькова узнал председатель совета ветеранов при Челябинской областной федерации хоккея Борис Богуславский. Человек неравнодушный, деятельный, он начал хлопотать об улучшении жилищных условий для гордости челябинского хоккея. Обратился к руководителю федерации, председателю Законодательного собрания Челябинской области Владимиру Мякушу, в хоккейный клуб «Трактор», к директору дворца спорта «Юность», вице-президенту федерации Исааку Валицкому. Их реакция: надо помочь, готовь письма. Борис Михайлович добросовестно все подготовил и начал хождения по чиновничьим инстанциям.
Не буду утомлять читателя, в каких кабинетах был Борис Богуславский (а был он в самых высоких, начиная от министерства социальных отношений Челябинской области и главы города), скажу только, что с июня бумаги Анатолия Олькова сделали круг и оказались в управлении социальной защиты Центрального района Челябинска. Где и находятся до сих пор без движения. А что просит Богуславский? Цитирую одно из писем: «Изыскать возможность предоставления Олькову А.И. отдельного жилья в социальном доме для ветеранов ВОВ и труда в соответствии с состоянием его здоровья» (его совсем недавно сдали в эксплуатацию.P Прим. авт.). Всего-то.
А тем временем Валентина Ивановна и ее дочь продали комнату на Медгородке (совсем стало невозможно жить там), с тем чтобы купить новую. Да вот беда, денег не хватает на более или менее приличную. На другую она не согласна: Толя должен жить в нормальных условиях. Совсем недавно он выписался из больницы, и сестра вновь забрала его к себе. Временная прописка в Челябинске заканчивается в декабре 2005 года.
Валентине Ивановне не раз советовали отдать брата в дом престарелых. Слышать об этом она не хочет.
Не отдам,P упрямо заявляет маленькая хрупкая женщина. И ставит точку: никогда!
Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>