Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
На маршруте  «буржуйский» автобус

На маршруте «буржуйский» автобус

текст: Александр Королев, Михаил Пинкус, Мария Шраменко
25.11.2005

Газета «Челябинский рабочий»В новом году на городских маршрутах Челябинска появятся частные перевозчики. Челябинская городская Дума приняла «Временное положение об организации транспортного обслуживания населения».

Председатель комиссии гордумы по транспорту Валерий Голиков называет этот документ революционным.

По его словам, сегодняшние проблемы общественных перевозок требуют скорейшего решения. Старая техника постоянно выходит из строя, что приводит к закрытию некоторых маршрутов, увеличению интервалов движения. Но в городской казне просто нет денег на дотационное финансирование муниципального транспорта.

Маршрутные такси также не стали панацеей. Даже при таком количестве они не справляются с интенсивным пассажиропотоком, при этом сильно загружают дороги и делают их чересчур опасными.

Блиц-опрос

Сколько вы готовы заплатить за проезд в частных автобусах?

Анастасия Дубкова, сотрудник туристического агентства «Авентура»:

На мой взгляд, стоимость проезда должна быть дифференцированной, зависеть от маршрута. Я готова отдать 10P 15 рублей за проезд, например, от «Ритма» до ЮУрГУ. А если бы пришлось ехать из Ленинского района, то за комфорт не пожалела бы и 20 рублей.

Светлана Соловьева, менеджер отдела продаж фирмы «Юничел»:

Я согласна отдавать 12 рублейP в два раза больше, чем в муниципальном транспорте, лишь бы не толкаться. Когда захожу в общественный транспорт, просто плохо становится от прижимающихся ко мне людей. Надеюсь, что новые автобусы с повышенной ценой за билет решат эту проблему.

Алексей Савин, студент ЮУрГУ:

Я не собираюсь платить больше десяти рублей. Если цены будут дороже, то все по-прежнему будут лезть в маршрутки, тем более «Газель» быстрее довезет.
Решено ужесточить стандарты работы с маршрутками и одновременно создать рынок крупных автобусных перевозок. Будет создано муниципальное унитарное предприятие, которое после исследования городского пассажиропотока станет выставлять на открытые тендеры автобусные маршруты. Монополия «Челябгортранса» должна закончиться уже в январе, но это не должно затронуть интересы льготников. Город будет перечислять компенсации за таких пассажиров и частным перевозчикам.

Понятно, что цена проезда тоже станет рыночной. По мнению Валерия Голикова, она не должна увеличиться, поскольку в условиях конкуренции пассажиры просто не станут пользоваться дорогими автобусами.

Компания «Эдельвейс-3» возит челябинцев на 55 «Газелях» 50, 18 и 88 маршрутов уже более полутора лет. Но имеет в парке и «большие» автобусыP КИА и два «Хэндай», которые занимаются разовыми междугородними перевозками. Директор компании Игорь Нурмахамедов не сомневается, что учредители заинтересуются новым рынком, если на тендер будут выставляться «горячие» маршруты (например 18, 64 или 71), а не периферийные, «садовые». Но, на его взгляд, приход частника может привести к резкому увеличению стоимости проезда на всем рынке городских пассажирских автоперевозок:

В маршрутках сейчас «красная» цена за проездP 15 рублей. Но никто не будет платить такие деньги, пока в общественном транспорте билет стоит 6 рублей. Мы выживаем только за счет мобильности, оперативной замены маршрутов и машин. Этого преимущества у больших автобусов уже не будет, а дизтопливо для них стоит намного дороже газа микроавтобусов.

Другой эксперт пассажирских перевозок, попросивший не называть его имени, предположил худший, но более вероятный сценарий развития событий:

Жюри на тендерах будет выбирать компании с самыми развитыми техническими базами. Но никто не может сегодня конкурировать в этом плане с «Челябгортрансом», который просто разделится на несколько «дочерних» предприятий и, по сути, останется монополистом.

Молчание «Челябгортранса»

Вопросов к главному челябинскому перевозчику очень много. Хотелось бы знать, как он станет работать в новых условиях? Примет ли участие в конкурсе на право работы частным манером, перераспределив подвижной состав и поставив какую-то его часть на коммерческие рельсы? Или продолжит нести бремя социальных перевозок, запустив по решению властей частника в свой «огород». И позволит ему набивать карманы там, где сам работал по установленным городской Думой расценкам. Или будет найден компромиссный вариант, и муниципальный транспорт станет конкурировать с частным, как это худо-бедно происходит на рынке маршрутных такси?

Ни на один из этих вопросов в челябинском управлении «Челябгортранса» не отвечают, ссылаясь на то, что до опубликования «революционного» документа комментировать его некорректно. Однако выражают готовность играть по новым правилам, предложенным властями. Дескать, мы люди служивые, прикажутP выполним!

Как удалось выяснить корреспондентам «Челябинского рабочего», новым положением власти намерены установить договорные отношения со всеми перевозчиками (как частными, так и муниципальными), поставив всех участников рынка в равные условия. После распределения городских маршрутов среди «лучших из лучших» (имеется виду «Челябгортранс» и несколько избранных частных перевозчиков) с ними будут заключены договоры с прописанными обязанностями сторон: количеством рейсов, совершаемых на маршруте, интервалами движения, объемами льготных перевозок и размерами компенсации, ценами на проезд. Для «Челябгортранса», как муниципального предприятия, они по-прежнему будут фиксированными, частники вольны предлагать свои расценки. Продумана и система распределения «перегруженных» и потому экономически выгодных маршрутов и социально значимых, но в коммерческом плане невыгодных. Власти оставляют за собой право обязывать перевозчика обслуживать последние в качестве «общественной нагрузки».

Не исключается возможность совместной работы на одном маршруте муниципального транспорта и частного перевозчикаP если возможностей муниципала для его обслуживания недостаточно. На такой случай властями предусмотрена возможность заключения трехстороннего договора.

Предусмотрели ли власти все социальные последствия «освобождения» цен? Тезис о регулировании стоимости проезда рынком эксперты подвергают критике. ТранспортP отдельная статья: повздыхаешь да заплатишь, ехать-то надо!

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>