Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Грант президента  это не премия

Грант президента это не премия

текст: Светлана Журавлева
13.03.2006

Газета «Челябинский рабочий»Учителю платят не за то, чтобы он ходил на работу. Общение с министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, состоявшееся в Челябинске в минувшую субботу, прояснило многое. Как в отношении национального проекта «Образование», так и в отношении государственной политики в целом.

Весь день Андрей Александрович отвечал на вопросы педагогической общественности и журналистов. Что же интересовало людей? Главным образом, как распорядиться деньгами, которые выделили в качестве грантов лучшим учителям, школам и вузам. Люди хотят, чтобы все было поделено по справедливости, чего требовал в свое время герой «Золотого теленка» Шура Балаганов. Народ решил, что государство начинает возвращать долги. Но это ложное представление. Кто кому долженP государство образованию или образование государствуP еще вопрос. Не случайно ведь из уст министра несколько раз прозвучал вопрос: «А за что платить?» За этим следовала немая сцена. Как?! Разве непонятно, сколько забот у педагога?! Но справляется ли он с ними? Есть все основания об этом спросить. Платить за то, что с передовых позиций наше образование скатилось к сороковому месту в мире? За это уж точно никто платить не будет.

Андрей Александрович ФурсенкоМожно ли рассматривать проект как материальную поддержку? Именно так его и восприняли многие. В региональном компьютерном центре, например, на встрече с директорами школ министру предложили разработать еще и пакет социальных гарантий, в котором педагогам было бы обещано жилье, путевки для оздоровления и многое другое. Андрей Фурсенко оставил этот вопрос вообще без ответа, предоставив право прокомментировать его вице-губернатору нашей области Андрею Косилову. Оно и понятно. Не те деньги, не тот масштаб у проекта, чтобы говорить сегодня о материальной поддержке всей системы образования. Судите сами. В образовательных учреждениях нашей области работают более 59 тысяч педагогов. Президентские гранты в размере 100 тысяч рублей получат 218 человек. Сумма для конкретного педагога вполне достаточная, чтобы он почувствовал не только деньги, но и уважение к своему труду. Однако его коллеги, кроме зависти, ничего другого, вероятно, не испытают. Та же картина и в отношении лучших школ и вузов. Гранты получат немногие.

Если бы государство хотело поддержать образование материально, оно могло бы пойти по другому пути. Потратить часть Стабилизационного фонда, который сегодня, благодаря нефти, чрезвычайно богат, на повышение учительской зарплаты и т.д. Но оно не идет на это. Научено горьким опытом. Ведь было уже однажды богатым в конце 60-х годов, когда открыли сибирскую нефть. Впрок тогда богатство не пошло. Могущественное государство рухнуло, погрузившись в эпоху застоя. Сегодня оно хотело бы избежать прежних ошибок. Поэтому действует осторожно. Государство, конечно, понимает, что задолжало образованию. Но ведь и образование не делает того, чтобы экономика, страна начали жить по-новому. Заставят ли его работать, как надо, новые деньгиP еще не факт. Поэтому национальный проектP это пробный камень, чтобы убедиться, в том ли направлении надо двигаться.

Сегодня для нас главная проблемаP на практике связать результат с вложенными деньгами,P так сказал Андрей Фурсенко о цели проекта.P Показать, что благодаря даже небольшим вложениям мы сделали существенный шаг. И это даст основание для того, чтобы выйти в правительство и в Думу с предложением о дополнительных тратах на нужды образования.

Оправдаются ли надежды государства? Делать выводы пока рано. Но проект уже всколыхнул педагогическое сообщество, породил дух здорового соперничества, о чем говорили челябинские педагоги министру. Побудил к тому, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, чтобы прикинуть, что можно изменить к лучшему. Так, например, начальник по делам образования Челябинска Александр Кузнецов предложил ввести электронный оборот документов, чтобы уменьшить число заместителей у директоров школ. И эта идея пришлась по душе Андрею Фурсенко. Он пообещал не только моральную, но и материальную поддержку при переходе на новую форму организации работы. Поэтому наша область, в которой все школы до конца этого года получат выход в Интернет, может стать пионером в новом деле, а потом еще и продавать свои наработки другим.

Оценил Фурсенко и предложение о том, чтобы оплата труда учителей в старших классах была несколько выше, и ряд других. Обещал поправить несправедливость в отношении профучилищ. Они, как известно, не вошли в национальный проект. А ведь в профучилищах обучается немало сирот, воспитанием которых занимаются не меньше, чем в школах. Но надбавку за классное руководство не получают.

Задача национального проекта, как объяснил Андрей Фурсенко, не только выделить победителей, но и понять, какие требования нужно предъявлять к учителю сегодня. Чего мы ждем от него? Что вкладываем в понятие «лучшая школа»? Это та, что хорошо готовит для поступления в вуз, или другая, которая развивает каждого ребенка как личность, растит из него порядочного человека и достойного гражданина? Ответить на эти вопросы предстоит не столько министерству, сколько обществу, то есть нам с вами. Пока школу мало волнует, что думают о ней ученики и их родители. Но это неправильно, потому что школа существует на деньги налогоплательщиков. И оценку ее деятельности должны давать они, а не сама школа. Экспертные советы, которые создаются сегодня для того, чтобы назвать победителей проекта,P первая попытка прибегнуть к оценке извне.

Андрей Фурсенко подчеркнул, что национальный проектP это еще не все, что делается в образовании. И может быть, даже не главное. ВпередиP переход на обязательное полное среднее образование. В образовательный институт должна превратиться наша армия. И тогда молодые люди в ней не будут пьянствовать, а будут учиться. И не останется места таким диким случаям, как с Андреем Сычевым.

Финансирование образования с каждым годом растет и будет расти впредь. В этом году по сравнению с 2005 годом оно увеличилось на 47 процентов. Поэтому изменения в образовании только начинаются. И в этом министр образования РФ абсолютно убежден.

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>