Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Много Горького и мало скорби?

Много Горького и мало скорби?

текст: Владимир Рыбин
12.02.2007

«Челябинский рабочий»Недавно появились сообщения, что скоро на улицах Челябинска появятся две новые скульптуры «Маски скорби» Эрнста Неизвестного и «Первая учительница» Виктора Митрошина. Первая должна появиться на бульваре Славы, при пересечении улиц Цвиллинга и Коммуны. Вторая заменит памятник Максиму Горькому у входа в Челябинский государственный педагогический университет. В связи с этим у меня появилось несколько соображений.

Разговоры про демонтаж памятника Горькому велись давно. Между тем этот проект выглядит явным анахронизмом на фоне возрастающего в последние годы интереса к творчеству и личности Горького. Его изображение вернулось на первую страницу «Литературной газеты». Продолжается издание полного собрания его сочинений, в серии ЖЗЛ вышла отличная новая биография писателя, принадлежащая перу известного критика Павла Басинского. Эта книга, кстати, была названа в числе лучших изданий 2005 года. Имя Горького продолжает носить Институт мировой литературы, причем никаких намерений по поводу переименования у его руководства нет и в помине. А вот у нас памятник Горькому будет снесен!

Приводимые аргументы в пользу сноса малоубедительны. Было бы желание нашлись бы средства на реставрацию, которая, безусловно, обойдется дешевле, чем «демонтаж».
Нетрудно догадаться, в каком виде наша область, которую массовое российское сознание связывает в основном с «делом Сычева» (знаю это по опыту общения со своими коллегами из Москвы, Волгограда, Омска), тогда предстанет в глазах всей России? В лучшем случае скажут, что мы отстали от жизни и руководствуемся идейными веяниями давно «перестроечных» времен: что, мол, с них взять провинция!

Относительно планируемой установки памятника работы Митрошина следует сказать, что его символические скульптурные композиции носят экспериментальный характер, и по этой причине вряд ли им место на главной магистрали. К тому же мы имеем пример возведения подобной аллегорической скульптуры: это «Стройотрядовец» у главного корпуса ЮУрГУ, который явно не украсил город. Да и Кировка уже переполнена скульптурными «символами» подобного рода. Может быть, достаточно?

Но все высказанные сомнения блекнут перед массой вопросов и проблем, которые вызывают «Маски скорби» Эрнста Неизвестного. Этот памятник жертвам политических репрессий планируется возвести в центре Челябинска.

Почему эти «Маски» вслед за Воркутой и Магаданом должны быть воздвигнуты именно в Челябинске? Разве Челябинская область это край лагерей? Ну, Магадан, понятно «столица Колымского края», а Челябинску-то зачем добровольно себя клеймить? И почему именно на бульваре Славы, рядом с Вечным огнем? Ведь Победа это заслуга именно того государства и того общества, на счет которых пытаются записать репрессии, и, следовательно, воздвигая эти монументы буквально напротив (!) друг друга, мы закладываем колоссальное противоречие в общественное сознание!

Одним из аргументов в пользу возведения этого монумента в Челябинске явилось согласие самого его автора. Ну и что? Этого обстоятельства явно недостаточно для принятия решения: монумент-то устанавливается у нас.

Давайте рассмотрим последовательно, что нам предлагают. Памятник работы Неизвестного это огромное, в 9 метров высотой (поначалу планировалось даже 15) скульптурное изображение отделенной от тела (!) головы, лицо которой искажено страданием и из глаз которой вытекают слезы в виде человеческих голов более мелкого размера. При этом все черты лица схематизированы и деформированы до потери сходства с человеческим образом, то есть до уродства!

Каковы эффекты? Надо назвать вещи своими именами: при реализации этого проекта в центре Челябинска будет сооружен объект, который постоянно и непрерывно негативным и деструктивным образом будет воздействовать на психику горожан, пугать детей (рядом, в том же сквере, расположена детская музыкальная школа) и создавать превратное представление о нашем крае у гостей города! Данный образ сформирует вокруг себя депрессивную среду, добавившись к факторам стресса, число которых и без того большое.
Что касается художественной значимости самой скульптуры «Маски скорби», то, занимаясь теорией культуры, я могу достаточно аргументированно утверждать, что творчество скульптора Эрнста Неизвестного не обладает художественной ценностью. Оно, может быть, несет в себе публицистический заряд, обладает полемичностью, но не более того. По своей сути его художественный импульс деструктивен, тогда как настоящее искусство всегда зовет к созиданию. Если кому-то по вкусу творчество Неизвестного, то это еще не основание громоздить его статуи на городских пространствах для всеобщего обозрения, пусть почитатели его таланта получают удовольствие от созерцания творений типа «Орфея, разрывающего свою грудь» в камерных условиях или у себя дома. В эстетике на основе истории искусства вообще выработано правило: монументами становятся только те скульптуры, которые либо заслужили всеобщее признание, либо не вызывают противоположных оценок хотя бы в отношении формы. Проект Неизвестного уязвим и по первому, и по второму критерию.

Теперь о финансовой стороне дела. Возведение «Масок» потребует 9 миллионов рублей. Хочу высказать сомнение в целесообразности такого рода затрат. Я коренной челябинец, и лично мне в родном городе, который за последние годы стал лучше, красивее, приобрел европейские черты, многого не хватает. Отсутствуют достойные условия для функционирования Областной картинной галереи. В нашем миллионном городе нет кинотеатра для «авторского» кино. В сложной ситуации пребывает интеллектуальный центр региона, главное хранилище знаний Областная научная библиотека. На этом фоне Библиотека имени Белинского, на расширение и достройку которой у наших соседей в Екатеринбурге нашлись средства, вызывает законную зависть

Впрочем, поезд пока не ушел. Еще есть надежда, что перспективы, согласно которым «открытие памятника состоится примерно через год», будут оценены как слишком поспешные, и мы будем вспоминать про них как про кошмарный сон.

И последнее. Может быть, правительству и администрации региона есть резон ввести практику многосторонних экспертиз, которые включали бы в себя консультации не только с узкими профессионалами «от культуры», но и с представителями широкой интеллектуальной (научной, образовательной) общественности. Ведь культура затрагивает всех, это в полном смысле слова общее дело. В этом случае возникла бы возможность использовать силы и ресурсы более рационально, нежели расходовать их на сомнительные и скороспелые проекты.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>