В костюме старого монаха
текст: Антон Первухин30.03.2007
В наши будни внезапно ворвались диковинные товары, непонятные услуги, а вместе с ними новые профессии. Беззаботно прогуливаясь по улице, вы сможете стать объектом сразу нескольких рекламных акций. Вас пригласят принять участие в конкурсе, дадут попробовать новый продукт и сунут в руку какую-нибудь листовку. Молодых людей, которые норовят проделать с вами все вышеперечисленное, называют промоутерами. Корреспондент «Челябинского рабочего» решил разобраться в тонкостях этой профессии.
Что это такое
В Челябинске промоушен появился в 1999 году и моментально завоевал большую популярность. Горожане быстро привыкали к бесплатным дегустациям и с удовольствием приобретают порой совсем ненужное ради обещанного приза. Для россиян с их бескрайней любовью к халяве промоушен стал настоящим подарком Именно поэтому рынок PROMOагентств разрастается, открывая все новые и новые вакансии. Главной рабочей силой являются студенты. Во-первых, молодое улыбчивое лицо приковывает внимание. Во-вторых, именно студенты могут внести в дело необходимую порцию юношеского задора и креатива. В-третьих, промоушен работа сезонная и зачастую не самая высокооплачиваемая. А студент согласен на любую авантюру для того, чтобы прибавить к скудной стипендии дополнительный рубль.
Попасть в когорту промоутеров непросто. Престижные агентства тщательно отбирают своих кандидатов. Чтобы оказаться в числе «избранных», студентам приходится пройти несколько этапов. Сначала молодым людям предстоит выдержать утомительное испытание двухнедельным тренингом: поучаствовать в тематических ролевых играх и научиться составлять рекламный текст. И только потом предлагается пройти решающий кастинг. Главное требование правильная, членораздельная речь, положительный характер и общительность. Внешность для промоутера особого значения не имеет. Как убеждают специалисты, все перекрывает внутренний мир и его богатства.
Постоянный штат рекламного агентства обычно около 200 человек. И, как правило, более половины из них представительницы слабого пола.
Чаще всего в Челябинске используют четыре механизма промоушена, на которые уже успели повесить ярлык классических:
«Подарок за покупку». Человеку предлагается приобрести определенный товар в необходимых количествах, за что щедрый промоутер вознаградит его призом
«Семплинг». Проще говоря, дегустация, которая проводится либо в магазине, либо под открытым небом
«Ивент». Широкомасштабный праздник, организованный фирмой, предполагающий кучу призов, скидок и тому подобного
«Раздача листовок».
Добросовестность исполнения промоутером своих обязанностей контролирует супервайзер. После проведения акции агентство обязано предоставить заказчику фотоматериал и подробный отчет о проделанной работе.
Средняя зарплата промоутера за четырехчасовой день около 300 рублей. Ее размер напрямую зависит от значимости производителя и точки, на которой трудится промоутер. За рекламные кампании раскрученного бренда в центре города заплатят соответственно больше, чем за продвижение безызвестного товара где-нибудь на окраине Ленинского района.
Как это делается
Миновав мучительную стадию тренингов и пройдя кастинг, я был торжественно объявлен промоутером одного из самых крупных челябинских агентств и отправлен продвигать товар в массы. Рекламировать предстояло пиво. В костюме средневекового монаха (сектант в чистом виде) мне необходимо было за четыре часа раздать 480 листовок на одной из центральных улиц города. Примерно каждые три минуты мне предстояло декламировать заранее подготовленную речь перед прохожими, подходящими под целевую аудиторию, и с умоляющей улыбкой на лице протягивать глянцевый лист с дополнительной информацией. Небольшая запинка и вероятность того, что листок из моих рук перекочует в другие, становится мизерной. «Здравствуйте, мы предлагаем вам принять участие в рекламной акции», неизменная, добродушная ухмылка на лице, глаза, словно у просящего кость щенка. Прохожий не может устоять и скорее из жалости, чем из интереса, получает от меня письменную информацию.
Жевать, курить, надевать поверх костюма рюкзак и пользоваться мобильным телефоном категорически запрещено. Нельзя разговаривать со знакомыми, отвлекаться на вопросы детей, фотографироваться
Последние три пункта я нарушил. Сложно не поздороваться с друзьями и отвернуться от них, когда спрашивают: «Что случилось?». А сделать это в костюме монаха еще и странно. Трудно воздержаться от диалога с ребенком, когда тот хватает за полу наряда и спрашивает: «Кто ты?» А еще очень тяжело убегать, когда на тебя направили объектив фотокамеры. С этой частью новой работы справиться не удалось.
Зато остальное получалось сносно. Результат раздачи материала молодым, а также мужчинам любого возраста явно подходил к стопроцентному. Во-первых, и те, и другие стабильно любопытны, а во-вторых, любым другим напиткам предпочитают именно пиво.
С женщинами получалось сложнее. Завидев издалека мой балахон, многие из них заранее решали в контакт не вступать. Спасали наивная любезность и импровизированные шутки. Тогда суровое сердце загруженных заботами дам подтаивало.
Нередко встречались люди, объявляющие себя «экс-коллегами» по рекламному цеху, они великодушно разрешали нагрузить им как можно больше «макулатуры». Приятная солидарность трудящихся
На улице, несмотря на наступившую весну, морозно, но столбик термометра не опустился ниже 10, а значит, по законам промоушена, на улице работать можно. И все-таки холодно
Покидать «точку» ни в коем случае нельзя. Прыгать и скакать, естественно, тоже. Разминаться можно только несколькими шагами вперед и назад. Однообразие разбавляют редкие истории, которые назойливо стараются мне рассказать самые отъявленные любители рекламируемого мною напитка.
Комплексы и промоушен понятия несовместимые. Сотни глаз четыре часа изучают тебя, твой костюм и чем ты занимаешься. Слабые и стеснительные такой пытки не выдержат. Кто-то может быть шокирован грубостью или небрежным равнодушием. Тут это в порядке вещей.
Однако и эксцессов в работе промоутера возникает предостаточно. Меня проблемы обошли стороной, а у других бывали случаи нападения. «Хотя это не самое страшное, заключают «бывалые». Хуже, когда агентство, на которое работаешь, оказывается «пустышкой» и после акции исчезает вместе с обещанными деньгами. Вот это настоящий ужас».
Говорят, что каждый год именно с началом апреля стартует основная работа уличных промоутеров. С открытием сезона вас, господа!
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>