Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Контрафакт остается фактом

Контрафакт остается фактом

текст: Андрей Сафонов
20.04.2007

«Челябинский рабочий»На днях суд Металлургического района Челябинска приговорил к одному году и трем месяцам лишения свободы предпринимателя, продававшего нелицензионные DVD и CD -диски. Это уже четвертый приговор, который выносится с октября 2004 года нерадивому торговцу. Следовательно, речь идет не просто о пирате, а о пирате-рецидивисте. Впрочем, следившие за ходом дела говорят, что «парню элементарно не повезло»: все его ларьки находились в соседних микрорайонах. Потому защитникам интересов правообладателей скопированных фильмов не составило труда обойти торговые точки и насчитать тот ущерб, который требуется для возбуждения против их владельца уголовного дела.

Тем не менее подавляющее большинство даже самых отъявленных пиратов могут спать спокойно: правоохранительные органы дойдут не до каждого из них. К тому же сегодня популярен другой фронт контрафактной войны: удар по пользователям нелицензированных копий программного обеспечения компьютеров. Началось все с дела пермского учителя Поносова. Продолжилось предъявлением обвинений директору текстильной фабрики в Челябинске («Челябинский рабочий» писал об этом 21 марта 2007 года).

Почуяв, куда ветер подул, журналист «Челябки» не мог не вспомнить, что его домашний ноутбук нафарширован пиратством. Из лицензионных копий есть только игра в шахматы, подаренная кем-то из наивных родственников. Однако в данном случае ход лошадью явно не спасет. Так стоит сушить сухари или все-таки подождать?

Мысль или умысел?

За разъяснениями обратился в Уральскую ассоциацию защиты авторских прав и интеллектуальной собственности. Она отстаивает интересы таких правообладателей, как «Бука», «Софтей», «Аби Софтер», «Издательство «Акелла-1». Бренд последнего видел на копии своих шахмат, потому воспринял это как хороший знак. Дабы не выдать себя с потрохами, вопросы ставил абстрактные, не упоминая про домашний ящик. Вначале мне даже показалось, что беспокоиться не о чем.

Во-первых, для возбуждения уголовного дела необходимо наличие умысла совершения преступления, пояснил юрист ассоциации Илья АГЕЕВ. Во-вторых, ущерб правообладателю должен составлять не менее 50 тысяч рублей. Даже если на компьютере установлена сверхдорогая программа, достичь этой суммы в рамках одного системного блока нереально. Потому под уголовное преследование попадают, как правило, руководители фирм, а не индивидуальные пользователи.

Проще говоря: если не знал, что копия пиратская и пользуешься всего одним компьютером, причем исключительно дома, то репертуар радио «Шансон» можешь не изучать.
Однако самоанализ великая вещь. Покопавшись в себе, понимаешь: умысел-то, наверное, был. Ибо в век информационных технологий поверить в то, что «Майкрософт-офис», установленный приятелем Петькой за пол-ящика пива, лицензионный, может только полный идиот. Тем более в компьютерных салонах «железо» уже продается с подлинной программной начинкой. Так было и в моем случае. Правда, программа оказалась от фирмы «Линукс». А я осваивал компьютер по майкрософтским штукам. Для информационного чайника сменить программу равносильно профессиональному самоубийству. Вот и побежал за пивом. Почему не купил лицензионный «Майкрософт»? Да не напомнил никто! И обратиться к другу Петру почему-то показалось более естественным. Хотя денег на подлинную версию жалко не было.

Стаж массовой компьютеризации в нашей стране еще не велик, поясняет Анастасия ЕЛИСЕЕВА, специалист Центра по исследованию проблем организованной преступности и коррупции, действующего на базе ЮУрГУ. Потому у людей нет элементарной культуры приобретения. Исследования показывают: рекламные антипиратские акции совершенно не эффективны. Даже если разница цены контрафактной и лицензионной копий будет несколько процентов, люди предпочтут именно контрафакт. Возможно, потому, что на их машинах уже установлены пиратские версии и взаимодействие с лицензионными продуктами может привести к сбоям в работе.

То есть, раз установив контрафакт, попадаешь в зависимость от пиратских копий. Становится проще поменять системный блок, нежели полностью легализовать его начинку. В программном оснащении фирм эта проблема ощущается особенно остро.
Вам уже в компьютерном салоне могут предложить телефон человека, который дешево установит на вашу машину нелицензионную версию, говорит Илья Агеев. Бесплатные же газеты просто пестрят объявлениями типа «Компьютерное обслуживание на дому».

Прав ли обладатель права?

Умысел понятие философское. В суде, конечно, можно бить себя в грудь, утверждая, что ты не просто наивный идиот, а еще и гуманитарий. Следовательно, подлинник программы от ее нехорошей версии не можешь отличить по объективным причинам. В отлаженном судопроизводстве это бы сработало. Тем более в уголовном процессе прокурор должен доказывать вину, а не подсудимый свою невиновность.

Однако наша правовая система мало изменилась с советских времен, утверждает президент региональной ассоциации по защите прав и свобод человека Вадим БОЧКАРЕВ. Она носит заведомо обвинительный характер. Причем на обвинение настроено не только следствие (что вполне нормально), но и нередко судья, который находится в жесткой зависимости от вышестоящей инстанции. У нас до сих пор нередки случаи, когда квалификация судьи оценивается по количеству вынесенных им обвинительных приговоров. Чем чаще обвинял, тем выше шансы переизбрания на следующий срок.

Между тем, по мнению Вадима Бочкарева, объективных причин уголовного преследования за использование контрафактных компьютерных программ сегодня в России не существует. Наличие преступного умысла доказать невозможно, так как пиратскую природу программы можно определить лишь в специальной лаборатории. Таких на территории региона три при прокуратуре, ГУВД области и еще одна «Центр технической экспертизы». А если я не до конца разбираюсь в том, что покупаю, как меня можно за это судить? Кроме того, эксперт должен пройти обучение в фирме, копию продукции которой исследует. При этом не быть с ней связанным никакими обязательствами. В противном случае его компетентность либо объективность вызывает сомнения.

Наконец, по словам В.Бочкарева, нет объективных методик исчисления ущерба:
Выносить приговор человеку на основании заявления представителей «Майкрософт» о том, что ущерб компании составил более 50 тысяч рублей, по меньшей мере, юридическая бестактность. «Майкрософт» заинтересованное лицо. Причем предлагаемый способ подсчета ущерба их внутреннее дело. Причем здесь решение суда?

То, что борьба с контрафактом может стать инструментом борьбы с конкурентами или неугодными лицами, не исключают и в Уральской ассоциации по защите авторских прав.
Все зависит от этических норм, которых придерживаются представители той или иной правоохранительной структуры, говорит Илья Агеев. С учетом того, что более 90 процентов пользователей предпочитают контрафакт, механизмов профилактики выборочного уголовного преследования на сегодня нет. К тому же милиция сегодня имеет право изъять системные блоки на экспертизу, парализовав работу любой фирмы, тем самым ее обанкротив.

Вадим Бочкарев возлагает надежды на роль общественного мнения. В любом случае, «от тюрьмы не зарекайся».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>