Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Кто рынком не вышел?

Кто рынком не вышел?

текст: Андрей Сафонов
27.04.2007

«Челябинский рабочий»Избавившись от иностранных продавцов, власти не знают, что делать с освободившейся торговой площадью. Свой ответ предлагают селяне. В отличие от лепета некоторых чиновников их идеи звучат гораздо убедительнее.

Очищение рядов

Мини-рынок на улице Свободы в Челябинске приютился за киоском Роспечати и магазином одежды. Впрочем, даже с приставкой «мини» слово «рынок» звучит слишком амбициозно. Три овощных ларька и две бабушки, торгующие петрушкой, зеленым луком и укропом. Но условия для конкуренции есть. У киоска, что ближе к магазину, народу больше: людей привлекают соотношение цены и качества, вежливость продавцов (их двое) и быстрота работы. У ларька напротив разгорелась дискуссия по поводу ста рублей, которые флегматичная продавщица упорно не хотела сдавать пожилой покупательнице. Полемика велась уже минут пять, но народ из очереди не расходился и (что странно) не возмущался. Сказывалась, видимо, тяга к базарным зрелищам.

Рядом еще один торговый вагончик. Хотя прошлой осенью вместо него «точку» формировали десятка полтора ящиков с овощами и фруктами, столик с весами, за которым поочередно трудились иностранцы южанин и южанка. У их лотка тоже собиралась очередь. Покупателей обслуживали в основном молча. Южанин иногда виновато улыбался. А в лице его сменщицы, бывало, вспыхивала досада. Если людей не устраивала цена или цвет персиков, слышалось слово «черномазые». Но к соседним ларькам поддерживать отечественную торговлю почему-то никто не переходил. Однажды, помнится, с южанином на чистом русском языке побеседовал водитель последней модели «Жигулей». Мужчина объяснял, что если выбранный им арбуз будет белым, то он вернется в тот же день и разобьет приобретенный «фрукт» о голову продавца. Южанин слушал собеседника молча, с широко открытыми глазами и иногда виновато улыбался. На этот раз совсем уж невпопад. Рядом беззаботно ерзал смуглый беззубый мальчонка, стриженный под «ежик». Не понимая, чего хочет дядя, он, коверкая слова, предлагал ему полиэтиленовый пакет под овощи.

Сейчас на этом месте торгует продавщица славянской наружности. Показательно: миграционный закон действует даже на не вполне законном рынке. Очищение торговых рядов состоялось!

Очень свободный рынок

Закон, запрещающий иностранцам торговать, распространяется лишь на одну из их категорий на тех, кто пребывает в России временно, до 90 суток, пояснял на недавней пресс-конференции начальник отдела трудовой миграции ГУ занятости населения по Челябинской области Николай Альшев. Имеющих разрешение на жительство (сроком на три года) и постоянно проживающих иностранцев к прилавкам допустят.

Однако, судя по всему, ни легальные заграничные торговцы, ни наши доморощенные на освободившиеся места не рвутся. Свидетельство тому пустующие боксы. При этом, по словам Николая Альшева, в службу занятости с момента вступления в силу нового закона ни от руководителей рынков, ни от арендаторов-частников не поступило ни одной заявки на замещение освободившихся от иностранцев торговых вакансий. Однако цены, особенно на непродовольственный ширпотреб, взлетели в разы.

Руководители рынков и частные предприниматели пока выжидают, поясняет начальник отдела развития общественного питания и бытовых услуг минэкономразвития области Эдуард Филиппов. То, что происходит сейчас, в том числе с ценами последствия переходного периода. Экономических предпосылок для ценового роста нет. Хотя гарантировать ценовую стабильность в рыночных условиях, наверное, не сможет никто.

Эдуард Филиппов говорит о сокращении числа рынков. Если в начале года их в Челябинской области было 196, то к началу апреля уже 189. В итоге может остаться не более сотни. Остальные «растворятся» в процессе перерегистрации. Заявку на нее до второй декады июня должны подать все.
Федеральный закон 271 «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ» предусматривает создание управляющих компаний, специализирующихся на организации рыночной торговли, говорит Эдуард Филиппов. Именно она подает в муниципалитет заявку на право перерегистрировать рынок.

Стоит ли заявку удовлетворить, решать местным властям. Как предполагает законодатель, определяющим фактором здесь должно стать то, насколько проект будущего (или действующего) рынка соответствует нормам. Критерии нормального с перечнем необходимых документов уместились в брошюре примерно в полсотни страниц. Их суть, по словам Эдуарда Филиппова, сводится к тому, чтобы рынок содержался в чистоте, а покупатель обслуживался качественно. Например, мог отстаивать свои потребительские права с той же эффективностью, как и в супермаркете торговой сети. Не говоря про идеальную свежесть продуктов и документальное сопровождение того, что продается.
Формулировки новых требований по-бюрократически конкретны и по сути расплывчаты. Конкретика в том, что понятно, какую бумажку и где именно следует получить. Но даже специалисты не берутся пояснить, что в результате получится.

Скажите хотя бы приблизительно, как должен выглядеть идеальный рынок, спрашиваю у Эдуарда Филиппова.
Пока сложно ответить, ответил Эдуард Владимирович. Мы только в начале нашей работы.
Строить рынок, не зная, какой именно, становится русской национальной традицией.

Вот тебе, бабка, ярмарочный день!

На реформирование рыночной торговли возлагали надежды селяне. По крайней мере, наиболее активные из них. Те, кто уже несколько лет борется за предоставление квот на рынках товаропроизводителям, а не их посредникам. Крестьянский вопрос: «мясо у нас покупают за 50 рублей, а на рынке продаютP за 150 кто наживается на разнице?» один из проклятых в современной деревне. Ответить на него мог бы все тот же закон вкупе с недавним постановлением правительства области. Смысл их в том, что не менее половины торговых мест следует отдавать своим, южноуральским, селянам.

Но закон обязывает предоставлять квоты только сельскохозяйственные рынки, подчеркивает глава минсельхоза региона Иван Феклин. Их в области можно пересчитать по пальцам. Но даже они могут закрыться для селянина. Потому что переквалифицировать рынок из сельскохозяйственного в универсальный труда не составит. А нет статуса нет и гарантий предоставления квот.

Выход развитие потребительской кооперации. Именно кооператив будет лоббировать интересы крестьян на существующих рынках и организовывать новые. Цепочка ценообразования: производитель кооператив покупатель.
Наценка кооператива не превысит пяти-семи процентов от цены продукции, которую предложит крестьянин, говорит Иван Феклин. Ее величина будет зависеть от расходов на содержание рынка. Подчеркиваю: речь идет о поддержании качества обслуживания покупателей на должном уровне, а не о стремлении кооператива получить сверхприбыль.

Таким образом, конечная цена уменьшится, а крестьянская доля в ней существенно возрастет. Иллюстрацией являются ярмарки, которые только на областном уровне теперь организуются четыре раза в год.

К концу 2007 года в регионе планируется создать 16 сбытовых кооперативов. Сейчас действует пять. Проблема в том, что отстаивать интересы селян следует грамотно, значит, активистов-кооператоров необходимо учить. Впрочем, даже гигантам экономической мысли протиснуться на универсальный рынок без финансовых потерь проблематично. Нужны исключительно сельскохозяйственные торговые площадки.

Такой рынок видится муниципальным, говорит Иван Феклин. Местные власти в его создании должны быть заинтересованы: население их территории получит возможность покупать качественное и недорогое молоко и мясо. Располагаться он должен там, куда легко добраться на общественном транспорте, доступном людям с невысоким достатком.

Осталось лишь эту выгоду оценить муниципалитетам. Она не столь очевидна. Участок в городской черте с транспортной доступностью стоит недешево. Местным властям проще пустить на него состоятельного арендатора, который бы пополнял городскую казну, нежели заиметь головную боль с очередной социально значимой структурой.

Первый фермерский рынок

Задуманные чиновниками «рыночные реформы» без их особого участия реализовались в Агаповском районе. Фермер Айдархан Карсакбаев с участием компаньонов построил свой рынок на 100 торговых мест, половина из которых будет отдана обычным селянам. Причем они будут платить примерно по 100-150 рублей за место в день. Капитальные строения общей площадью шесть тысяч квадратных метров расположились буквой «П». В центре предусмотрены места для ярмарок. Их планируется проводить каждую неделю.
Рынок мы строили два года, рассказывает Айдархан Бахчанович. Надоело иметь дело с перекупщиками. Теперь можем торговать здесь как оптом, так и в розницу. Уже есть помещения для хранения и реализации мяса, зерна, муки.

Дополнительное холодильное оборудование рыночники намерены приобрести на взятый кредит.

По словам Айдархана Карсакбаева, селянин может пробиться на любой рынок было бы желание. Сам он даже торговал кумысом в Москве. Что ни говори, продукт не самый распространенный, но спросом пользующийся. Сейчас вкладывает деньги не только в развитие коневодства (у него 1000 голов лошадей), но также в производство пельменей из баранины и говядины.

С такими активами помощь, действительно, не особо нужна. Жаль только, пример этот один из единиц.P

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>