Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Экстрим по собственному желанию

Экстрим по собственному желанию

текст: Алла Скрипова
17.08.2007

«Вечерний Челябинск»Две тысячи километров машины ехали на грузовиках. Потом три дня плыли на барже. И все для того, чтобы 11 долгих суток со скоростью пять километров в час преодолевать препятствия, созданные самой природой. Участники экстремальной внедорожной экспедиции «Урал Приполярный» искренне удивляются вопросу «зачем?» и с ностальгией вспоминают минувшие дни. О самых интересных подробностях путешествия в эксклюзивном интервью «Вечерке» рассказал главный «уазовод» Челябинска чемпион России по спортивному туризму Евгений Шаталов.

Таежный тупик

Почему целью стала гора Народа?

Хотелось сделать что-то уникальное, стать первопроходцами. Например, добраться на автомобилях до самой высокой точки Уральских гор. По тем местам, где шли наши автомобили, обычные машины не ездят. Когда в 50-х годах прошлого века СССР осваивал север, транспорт сюда добрался. Но лишь один вид гусеничные транспортеры. Их останки гусеницы, ржавые болванки и куски двигателя до сих пор попадаются в тундре.

Сколько экспедиций на вашем счету и как на их фоне выглядит «Урал Приполярный»?

Крупных экспедиционных проектов было около десяти, внедорожных соревнований и фестивалей на порядок больше. Были, конечно, маршруты посложнее. Хотя и эту трассу нельзя назвать легкой. Есть более известные и престижные соревнования, например Rainforest Challenge в Малайзии. Но у них другие статус и направленность. Экспедиция «Урал Приполярный» уникальна тем, что в ней впервые заложены социальные задачи. Кроме того, мы вывели проект на новый уровень взаимодействия со СМИ: вели прямые репортажи по спутниковому телефону, с оказией передали видеоматериалы. За две недели вышло небывалое количество публикаций и сюжетов от Украины до Владивостока. Итогами экспедиции и командой, и красотами, которые довелось увидеть, вполне доволен.

Наступающая цивилизация плохо влияет на первозданную природу, а массовый туризм может нанести урон экологии. Как вы относитесь к таким опасениям?

А вы посмотрите, кто это говорит. Критиканы-диванщики. Они как тот чувак из Воронежа (помните в «Нашей Russia»?), который любил разговаривать с телевизором. На самом деле наш вид спорта отличается высокой экологичностью. Не было ни одной стоянки, где мы оставили хотя бы банку: либо сжигали мусор, либо увозили с собой. Трофи-рейдами занимаются люди, воспитанные регламентом соревнований. А там очень жестко, вплоть до дисквалификации, прописаны вопросы защиты экологии. Это и корозащитные стропы, и пакеты для мусора, иногда даже запрет на разжигание костров (только газовые баллоны). Люди, занимающиеся внедорожным спортом, не позволяют себе хамского поведения на природе. Это негласный кодекс этики. С другой стороны, местные жители развитию туризма в их краях только рады. Потомственный оленевод, преподаватель основ охоты и рыболовства и просто интеллигентный человек Анатолий Валей, которого мы встретили в экспедиции, сказал очень мудрую вещь: «Если будет развиваться туризм, если территория станет привлекательной для отдыха, то здесь не будут взрывать, копать и наносить вред природе».

Кто разбил мужское сердце

Несмотря на суровый характер похода, в экспедицию попала единственная представительница женского пола. И даже успела разбить мужские сердца. Ее привечали все путешественники, а после старта в Саранпауле почти сто километров за ее машиной бежал безутешный друг. Роковую женщину звали Умка. Она же Ума Турман, она же Маруся, она же Морда Рыжая, она же Сучка Постепенная.

Чистокровную лайку взял в экспедицию хозяин Василий Одинцов. Умка, будучи прирожденным охотником, честно выполняла свой долг. На Северном Лезвии она даже поймала горного зайца.

Позже зайцы еще не раз попадались навстречу путешественникам. Однажды трое косых какое-то время бежали перед колонной. Глупые зайчата встали в пучок от фар и неслись по светлому потоку, не делая никаких попыток выпрыгнуть.

По дороге к горе Народа к колонне машин прибился потерявшийся олень, по возрасту еще подросток. Ему тут же придумали имя Фунтик. Несколько километров олень сопровождал экспедицию, с достоинством позировал, поворачивая в разные стороны ветвистые рога. А затем скрылся в тундре. Позже на стойбище участники экспедиции показали фото Фунтика оленеводам. Местный пастух долго всматривался в уши животного, потом решил: «Наш олень». Оказывается, у животных есть специальные отметины, по которым можно определить владельца. Наутро оленеводы отправились искать потеряшку.

На просторах Приполярного Урала также водятся волки и медведи. Не случайно технический гений и большой шутник Евгений Тимофеев ходил ночами по лагерю, рычал по-медвежьи, тряс палатки, а утром с интересом слушал рассказы о том, как кто-то видел и слышал медведяP

Проверка боем

Какие участки стали самыми сложными?

Затяжные крутые подъемы с поворотами на скользком грунте. Колеса в таких местах пробуксовывают, порой приходилось подтягиваться только на лебедках. Отдельный разговор преодоление бродов. Чем сложен брод в тамошних реках? Дно состоит из очень больших камней. Поэтому приходится идти наугад, садиться на эти камни, потом вытаскивать машины. Главное здесь всегда идти по стремнинке. Если ровная вода, значит, там глубоко. Видны небольшие волны и рябь дно близко и камушки наверняка встречаются.

Что представляет собой экспедиционный автомобиль?

Об этом (усмехается) можно говорить часами. Машина доведена до уровня максимальной надежности. Все узлы и агрегаты полностью перебраны. Установлены специальные колеса большего размера. Есть балансировка дифференциала, защита рулевых тяг, защита бензобаков, есть также дополнительный бензобак. Например, у нашего автомобиля общая емкость составляла 200 литров (у обычного «уазика» всего 80). Проведена водозащита, установлены лебедки. Но основа мосты, коробки, раздатки, двигатель и кузов осталась прежней. А на «Лендкрузере» Алексея Макарова и Владимира Шарафуллина вообще было все от GPS-навигатора до гитары и походной бани.

Не боялись, что машины сломаются в самый неподходящий момент?

Тут все просто. Если можем отремонтировать делаем, нет оставляем машину и двигаемся дальше. Конечно, поломки были. Одно колесо пробили полностью, мост сорвало заварили. У Васи Глинина полетела лебедка, ее так и не смогли отремонтировать. Поставили его авто между двумя другими и в случае необходимости подтягивали его. Но все автомобили не могли сломаться одновременно. Они очень надежны.

Как отметили восхождение на вершину?

Дружно прокричали «ура!», распили бутылку шампанского и поздравили с юбилеем Колю Трусова. Ему в этот день стукнуло 40. А потом пошли вниз. На вершине долго не задерживались. Там было очень холодно: температура около нуля, ветер сильный. А мы все мокрые даже на горе встречались болота.P

Что такое счастье

С хребтов и перевалов, по которым шла команда экспедиции, открывались удивительные виды. Мы листаем фотографии в ноутбуке. Вот одно из самых опасных мест хребет Северное Лезвие. Самая затяжная дорога в гору. Ширина одна колея, вправо-влево пятьсот метров свободного полета. Руководитель экспедиции Усик Маркосян рассказывал, что за час, пока поднимались по этой тропе, он испытал гамму чувств от смертельного страха до эйфории. В любую секунду его «Трекол» мог сорваться в пропасть. «И тогда экспедиция была бы названа моим именем», почесал в затылке Усик. Но наверху все страхи отступили. Народ наслаждался завораживающим пейзажем. «Это и есть счастье», сделал вывод впечатлительный Усик. А еще предприниматель и депутат районного совета Маркосян поделился сокровенной мечтой. Ее суть в том, чтобы взять с собой паспорт, 1000 рублей и уехать в какую-нибудь отдаленную деревню. А там попытаться создать свое дело, проверив способности на суровой прозе жизни. Действительно, чем не экстрим?!

Секреты гармонии

Говорят, что приключения придумывают те, кому в обычной жизни не хватает проблем и эмоций. А вам хватает?

В обычной жизни эмоций и напряжения гораздо больше, чем там. Про меня как-то сказали: «не может жить без адреналина». Да могу я жить без адреналина! И кстати, внедорожный спорт, так же как горные лыжи и подводное плавание, не считаю экстремальным. Вот когда прыгают с башни или со скалы с парашютом это реальный экстрим. Там расчет как на свои силы, так и на окружающую обстановку. Все остальное это нормально.

Главное настроиться?

Да нет, просто воспринимаешь как данность. Зачем себя настраивать? Это заниматься насилием. Я противник любого насилия, а над собой, любимым (смеется), тем более.

Как быстро адаптируетесь к городской жизни и пребыванию на природе?

Зачем разделять город, природу, себя, друзей? Оперировать какими-то догмами и шаблонами? Просто нужно жить в гармонии с окружающим миром. Именно поэтому, наверное, у меня очень высокая выживаемость и иммунитет. Даже комары не тревожат, я с ними в гармонии Мне абсолютно все равно, к примеру, где питаться: дома или на природе. На свежем воздухе даже вкуснее и приятнее.

Ресторан на костре

Мечта любой хозяйки десять мужиков на кухне. Такая невероятная картина стала реальностью в экспедиции. В один прекрасный день, устроившись за самодельным столом, под звуки классической музыки путешественники принялись лепить пельмени из оленины. Но этот коллективный порыв был исключением из правил. Дело в том, что участникам проекта повезло с шеф-поваром. Бог походно-кемпинговой кулинарии Василий Одинцов умудрялся из обычных продуктов создать настоящий шедевр. В меню присутствовали мясо, яичница, грибы, баклажаны под майонезом и, конечно, блюда из рыбы. В местных озерах водятся хариусы необыкновенной величины. А грибов и ягод вообще море: в лес шагнул ведро собрал, в траву упал полная миска.P

С юга на север

Говорят, что Шаталов силой мысли умеет разгонять облака, а на природе выпускает хвост. Что он, кстати, обозначает?

Показываю свою звериную сущность (смеется). А в общем ничего особенного. Талисман, который беру в каждую экспедицию.

Следующий маршрут уже известен?

Да, в январе с москвичами и питерцами едем в Африку. В ходе соревнований пройдем Западную Сахару, Мавританию, финиш в Гане. Какую машину возьмем, пока не решили. Может быть, купим в Германии, потому что автомобиль после гонки придется оставить. А куда ехать после жаркой Африки? Конечно, на Северный полюс.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>