Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Владимир Оренов: «Спокойствие в театре опасно»

Владимир Оренов: «Спокойствие в театре опасно»

текст: Татьяна Марьина
22.08.2007

«Вечерний Челябинск»На постановку спектакля в челябинский ТЮЗ приехал режиссер из Москвы, заслуженный деятель культуры Польши Владимир Оренов. Он получил признание в самых разных сферах творчества. Знаки этого признания престижные национальные премии. Как театровед и критик он награжден премией имени Кугеля за заслуги в сфере телевизионного искусства ТЭФИ.PОн пишет статьи, ставит спектакли, снимает фильмы, преподает в трех российских вузах. Кроме того, является заместителем главного редактора журнала «Театральная жизнь», творческим руководителем международного фестиваля «Театр плюс ТВ», членом жюри «Золотой маски»P Обязанностей столько, что в двух словах не расскажешь. Поэтому темы нашего разговора с Владимиром Борисовичем определял единственный вопрос: «НеужелиP возможно совмещать одновременно столько дел?»

«Фрак народа»

Мне всегда казалось, что человек, который берется за многое, по-настоящему не умеет ничего. Примеров в жизни достаточно. Но иногда проверенное правило дает сбой.

Так сложилась жизнь. Сначала я был влюблен в театроведение. Руководителем курса был Павел Александрович Марков завлит Станиславского, легендарный театровед. Помню, собрались после вручения дипломов и он сказал: «Теперь бояться нечего, я не ваш педагог, вместе уже выпили. Скажите, вы получили профессию, которую хотели?» К моему изумлению, почти все мои сокурсники при поступлении хотели стать кто режиссером, кто актрисой. А я всегда хотел быть театроведом. Конечно, в тот момент мое признание прозвучало как-то убого. Но это была правда. Я взахлеб писал статьи, обсуждал спектакли. Даже получил премию имени Александра Кугеля, легендарного театрального критика XIX века. Дорожу ею чрезвычайно, потому что ее присуждают практики театра от Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова до Константина Райкина, Петра Фоменко.

Потом вдруг я начал заниматься телевидением. Даже не заметил, как это случилось. Пришел в качестве критика, ведущего программы «Фрак народа». У меня был очень хороший режиссер. Но однажды случилась ссора: он топнул-хлопнул и ушел. Из-за чего не помню, хоть к стенке поставь. Я остался один за неделю до назначенного эфира. Пришлось сесть и самому монтировать программу. Получилось, что замены я так и не нашел. В итоге выпустил около ста фильмов как режиссер.P

Актеры вырывались из рук

В Новосибирске как-то снимал фильм о местных театрах. И вдруг в одном из них раскомандовался.PДиректор театра мне и говорит: «Вы уверенно себя чувствуете в театре. Не хотите ли поставить спектакль?» Предложение застало врасплох. Но я согласился, поскольку свободное время нашлось. Мой первый спектакль «Пока все о,кей» по пьесе Червинского. Это было чудовищно и прекрасно одновременно. Как положено молодому режиссеру, я вбухал туда все, что знал о театре. Этот безумный карнавал длился немыслимое количество времени четыре с половиной часа. Люди уходили из зала, курили, снова возвращались. Фантазии хватило бы на десяток спектаклей, но это было бессмысленно. Я не владел композицией, актеры «вырывались из рук». При этом все почему-то были счастливы. А я приобрел новую профессию.P

Именно тогда один неглупый человек мне сказал: «Не обольщайся. Ты занимаешься одним и тем же». На самом деле я не выхожу за сферы театра. Просто создаю композицию на сцене, в рамках статьи или на телевидении. Я даже открыл для себя формулу, что такое талант. Талант это личность плюс чувство композиции (чувство гармонии, соразмерности). Но есть еще одна причина моей вечной загруженности. Я не умею отдыхать.P

Еще одно дело педагогическая работа. Преподаю сразу в трех вузах. В Новосибирске у меня актерский курс. В институте телевидения и радиовещания учу режиссеров, операторов. Мастерская называется «Телевидение зрелища». В гуманитарном университете заведую уникальной, единственной в мире кафедрой творчества, где преподают практики всех видов искусства режиссеры, художники, актеры, композиторы. Студентов много, но больше всего болею за новосибирских ребят. Я сам их набирал, воспитывал. Делал это «неправильно», чем справедливо вызывал возмущение коллег. Но самое страшное теперь позади. Это мощные, интересные ребята, за которых театры бьются и разбирают как горячие пирожки.P

Неправильное воспитание

Никогда не понимал, зачем при поступлении в театральный институт люди читают отрывки. Да, можно понять, что человек шепелявит, грассирует, заикается. Но для этого не обязательно слушать заученный текст достаточно просто поговорить. На вступительных экзаменах я изнывал с тоски и не слышал людей, которые читали басни, прозу, потом стихи. Коллеги по приемной комиссии будили меня я спал на столе. Но в финале, когда задавали дополнительные вопросы, наступал мой час. Я предлагал выполнить разные задания, чтобы выяснить только две вещи способность к игре и импровизации. Коллеги смотрели на меня огромными глазами и старались ущипнуть. Я не обращал внимания и, к примеру, говорил: «Вы прочли монолог Онегина. Пожалуйста, прочтите снова, гуляя на коленях по сцене». Или ставил задачу удивить.

Студентку, которая резко подошла к столу, взяла графин с водой и вылила себе на голову, я принял мгновенно. На что мой товарищ, ректор института, кричал: «Ей нужно в сумасшедший дом, а не в театр!» Короче говоря, курс я набрал. В институте его называли по-разному: «сбор блатных и шайка нищих, шпана, гопники». Это была группа людей, которые постоянно играли, опаздывали, могли неожиданно встать и уйти с лекции. Разговаривать с ними было невозможно: они постоянно отвлекались, прыгали, кружились.
Дальше я стал делать еще более непоправимые вещи. В первый год студентам запрещается даже заглядывать в театр. Мои студенты на второй же день пошли играть в массовке, получили небольшие роли. Важно было, чтобы они знали, какой профессией будут заниматься, что такое спектакль, за что в театре отвечает завтруппой. На последних курсах обычно разрешают работать всем. А я, наоборот, не пускаю: в конце учебы отвлекаться нельзя.

Я детдомовский человек и слово «дисциплина» ненавижу. Когда наши ребята носились по коридору, вопили, плохо слушали педагогов, я уговаривал коллег потерпеть. Это была беда института шумная компания абсолютно свободных людей. Через два года что-то стало меняться: они втянулись в работу, оказались самыми самостоятельными. Такое количество самостоятельных работ не делают все курсы вместе взятые. Вдруг выяснилось, что эти люди, ведущие себя странно, индивидуально, на сцене дисциплинированнее других. А ведь я всего лишь исполнил заветы Эфроса и Таирова.

Эфрос писал: «В институт приходят свободные люди, а уходят они, нагруженные правилами. Как бы этого избежать?» Таиров говорил: «Нужно осмысленно учить не теории, а акробатике. Ум актера не в мозгах в чем-то другом. Надо его только обнаружить». К третьему курсу вдруг обнаружились удивительные вещи. Один из ребят защитил кандидатскую по экономике театра в Москве. Другого парня забрал канадский цирк, крупнейший в мире он стал клоуном. Еще один наш студент, которого считали главной шпаной, оказался крупнейшим бизнесменом Новосибирска. Мы просто об этом не знали. И руководство вдруг задумалось: «На других курсах готовые актеры обыденного театра. На дипломных спектаклях этих ребят мест в зале не хватает, зрители висят на люстрах, сидят на полу». Главное воспитать свободного человека, простить непослушание, не выгнать. В свое время из Новосибирского театрального училища выгнали за плохое поведение артиста Мошкова. И что? Теперь гордятся

Сюрприз от президента Польши

Среди наград Владимира Оренова есть одна, необычная звание «Заслуженный деятель искусств Польши».

Когда у меня накопилось фильмов 70 о театрах России и зарубежья, я стал попадать на польские фестивали, рассказывает Владимир Борисович. Снял пять фильмов в Польше. Один из них попался на глаза крупнейшему польскому режиссеру Анджею Вайде. И он предложил создать цикл программ о режиссерах польских театров. Объясняя свою идею, Анджей очень хорошо тогда сказал: «Театр на телевидении находится в неволе, а в неволе он не размножается». Потрясающий был человек, режиссер. Вместе мы сняли около десяти фильмов для польского телевидения.

Вернувшись в Россию, я издал номер «Театральной жизни», целиком посвященный фантастическому польскому режиссеру Тадеушу Кантору. Журнал стал раритетом до такой степени, что не осталось ни одного экземпляра ни у меня, ни в библиотеках. Вероятно, мой вклад в польскую культуру заметили. Указом, подписанным президентом Леха Валенци, министром культуры, звание «Заслуженный деятель Польши» получили такие мастера, как Валерий Фокин, Петр Фоменко и я. Это звание, которым я очень горжусь. Хотя от российских всегда категорически отказывался.P Считаю, их не должно быть.

Почему?

Россия единственная в мире страна, в которой осталась лестница званий. А все потому, что государство не в состоянии обеспечить людей искусства материально. Когда спрашивают: «Ты заслуженный или народный?», это безобразие. Хотя Государственная премия России мне нравится: ее получают не тысяча человек, как раньше, а пять-шесть. Это правильно. Михаил Ульянов однажды рассказал историю. К нему зашел мудрейший Зиновий Гердт и сказал: «Миш, выйди на секунду. Почитай, что у тебя на двери написано: «Герой Соцтруда, лауреат Ленинской премии, народный артист Ульянов. А если бы было написано просто Михаил Ульянов, они бы не знали, кто тут сидит?» Ульянов тут же велел секретарю снять табличку. С тех пор на двери кабинета было написано «Председатель Союза театральных деятелей России Михаил Ульянов».

В искусстве важно иметь имя. Не случайно, крупнейшие театры страны больше не пишут звания. Но когда москвичи и петербуржцы вышли с предложением отказаться от них, артисты из провинции сказали: «Не надо». И объяснили почему: «Пока есть звания, мы можем пойти к начальству, и нас примут. Иначе нас никто не станет слушать».P

Верблюд взойдет на сцену

Слушая Владимира Борисовича, вдруг спохватилась: как же такой интересный иP занятой человек выкроил время, чтобы приехать в Челябинск. Ведь на постановку спектакля потребуется больше месяца

Однажды я приезжал сюда, чтобы встретиться с Наумом Юрьевичем Орловым, поясняет режиссер. Мы выпускали номер «Театральной жизни», посвященный театру драмы. За один день я влюбился в этого человека в его интеллигентность, точность, собранность, ясность задач, которые он ставил. Город видел мало, и больше всего меня удивило обилие очень красивых чугунных решеток. С ощущением чудесного человека и чугунных решеток я уехал. И вот снова здесь. Театр драмы носит теперь имя Наума Орлова, чему я очень рад.

Когда директор ТЮЗа Роза Орлова предложила поставить спектакль, я не был готов сразу сказать название. Я бродил по городу, вглядывался в лица. И вдруг заметил странность: в русском городе Челябинске везде изображение верблюда. Я ничего не понимаю. Потом, наконец, мне объяснили, что это герб города, что Челяба стояла на великом шелковом пути. И тогда стала возможной моя давняя мечта поставить книгу Леонида Васильевича Соловьева «Повесть о Ходже Насреддине». Правда, у Ходжи Насреддина был ишак, а не верблюд. Но это не страшно. Добиваюсь, чтобы на сцене был настоящий верблюд в истории мирового театра впервые. Представители узбекского землячества обучают актеров игре на дойре, карнае (трехметровые трубы). В день спектакля они обещают готовить плов, шашлык, горячие лепешки. За неделю до спектакля на лестнице у театра будет танцевать «гарем» в сопровождении медных карнаев, четырех дойр, чтобы город знал о премьере. Я бы хотел, чтобы спектакль вышел за пределы зрительного зала, стал возмутителем спокойствия. Спокойствие в нашем деле опасно. Как говорил Эфрос: «Театр это неприлично. То, что прилично, это не театр».

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>