Борис Петров: «Я не фанат профессии»
текст: Татьяна Марьина05.09.2007
До недавнего времени народный артист России Борис Петров сыгранных ролей не считал. Задуматься о цифрах заставили журналисты. Вот и прикинул: «Если три премьеры в год, значит, за сорок пять лет работы набирается минимум 120 спектаклей». Даже отдохнуть некогда. Правда, этим летом ведущий артист челябинской драмы в отпуск всё же съездил впервые за 18 лет.
Я счастливый человек, без работы никогда не сидел, говорит Борис Николаевич. Режиссёры в спектаклях занимали, во всех театрах играл ведущие роли. Ведь до Челябинска я объездил весь СССР. В одном городе восемь месяцев поработал, в другом три дня, в третьем пять часов. Мне нравилось переезжать. Приходишь в новый театр надо себя показать, собраться. И к зарплате лишняя десятка прибавлялась. А вот в театре Наума Орлова задержался. Наум Юрьевич мой духовный отец. 33 года работы с ним были самыми счастливыми. Но жизнь продолжается. В театр пришёл Владимир Гурфинкель и это моё спасение.
Молодежь удивляется вашему фанатизму, учится у вас.
Я не фанат профессии. Конечно, это любимое дело, которым я занимаюсь с удовольствием. Но я не отождествляю себя со сценой. Уходя из театра, от работы отключаюсь. Другое дело, если готовишь новую роль. Вместе с режиссёром начинаешь разбирать пьесу, ищешь ответы, глубину. Бывает, до глубокой ночи сидишь, размышляешь. Мыслительные процессы идут роль учится. Сегодня утром, например, шёл в театр. Чувствую, прохожие смотрят подозрительно. Значит, начал негромко повторять текст, сам с собой разговаривать. Со стороны выглядит странно, но я не заостряю на этом внимания. В такие моменты даже не замечаю, что делается вокруг. Если кто-то здоровается могу не узнать, не вспомнить имя. Могу и на столб нечаянно наткнуться. Но улицу стараюсь переходить осторожно.
Значит, жизнь наблюдать некогда?
Что вы! Наблюдательность важнейшее качество актёра. Воображение, ум, чувство даются свыше, а наблюдательности учат ещё в театральной студии. Ничто не даёт такого многообразия и полифоничности, которые предлагает жизнь. Она богаче театра и кино вместе взятых. Где бы ни был на улице, в транспорте, в магазине, детали подмечаю, анализирую. Даже когда маму хоронил, вдруг поймал себя на мысли, что анализирую чувства, которые испытываю... Привычка наблюдать уже въелась. Стараюсь это делать незаметно. Если человек чувствуетP взгляд, становится немного неловко. Люди не любят, когда за ними открыто наблюдают. Зато новые впечатления дают больше подробностей моим ролям.
А если спектакль идёт много лет?
Очень люблю импровизировать. Конечно, текст нельзя менять ни в коем случае. Но иногда можно отойти от режиссёрского рисунка в небольших дозах. В основном импровизируешь на уровне интонаций. Со временем ненужное волнение уходит, начинаешь глубже понимать ситуации пьесы, поступки героя, взаимоотношения. И тогда появляются нюансы, более точные интонации, роль окрашивается в другой цвет. Недаром Раневская говорила: «Меня смотрите после десятого спектакля. А лучше через год». И ещё она гениально сказала: «Понимание роли приходит тогда, когда спектакль заканчивает своё существование».
Нужно ли настраиваться перед выходом на сцену?
У всех по-разному: кто-то за час, кто-то за сутки готовится. Я склонен согласиться с мнением актера БДТ Евгения Лебедева: «Никогда не настраиваю себя на спектакль. В каком состоянии иду, в таком и выхожу на сцену». С Танюшей Скорокосовой, моей любимой партнёршей, мы это проверяли много раз. Когда играешь с «не хочу», почему-то получается лучше не жмёшь, не стараешься. Вышел на сцену, включился в придуманную автором ситуацию и потихонечку втягиваешься.
Зрителей часто раздражает преувеличенность, ненатуральность героев. Актёры это чувствуют?
Чувство меры и вкуса должно быть обязательно. Но театр не кино. Если играть без преувеличения, теряется искусство, ощущение художественной правды. Я целиком согласен с Маяковским, который сказал: «Театр не зеркало, а увеличительное стекло». На сцене выразительные средства должны быть яркие, сочные. Иначе кто ж меня увидит в огромном зале? Помните, Немирович-Данченко говорил: «Нужно достучаться до двадцать второго ряда».
Настал период, когда психологической выразительности зрителям недостаточно. Им важен видеоряд. А не просто: сели два персонажа за стол и поговорили. Начиная с Виктюка, который ввёл пластический театр, режиссёры ищут дополнительные средства, чтобы выразить внутреннее состояние. Пермяки, например, недавно поставили мюзикл по Достоевскому и Пастернаку. Театр всё равно игра. Но мера должна быть. Пошлость и грубость вызывают у зрителя отторжение.
Чем занимаетесь в свободное время?
Сейчас читаю Толстого уже восьмой том. Доволен, что прочёл «Войну и мир», «Анну Каренину», потом начну письма. Обожаю смотреть передачи о животных. Они похожи на людей, только борьба за выживание у них стоит на первом месте. Кстати, животные благороднее. Если поймал жертву наестся и оставит другим. А человек ненасытен. Не помню, кто сказал очень верную мысль: «Чтобы создать образ, надо идти в область низменного». А низменное это животное. Когда открываешь самые потаённые уголки наших мыслей, желаний, наших «хочу», образ становится более живым и полнокровным.
Если по утрам разговариваете сам с собой, значит, появились новые роли...
Впервые за 18 лет летом я ничего не репетировал. Даже в Турции успел отдохнуть. Думал ещё «погулять» месяц не вышло. Начал готовить «Поминальную молитву». Евгений Поплавский, игравший главную роль, на год уехал, и мне придётся его заменить. Конечно, очень волнуюсь. Кроме того, репетируем спектакль по повести Войновича «Самолёт Ивана Чонкина». В прошлом году я играл итальянцев, а теперь перешёл на евреев Тевье-молочник в «Поминальной молитве» и Мойша в «Самолёте Ивана Чонкина».
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>