Абонентов подкупят рекламой
текст: Алла Скрипова10.10.2007
В скором времени мы с вами сможем значительно сократить расходы на сотовую связь, а то и вообще бесплатно общаться по мобильному телефону. Однако, как все понимают, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. За услуги сотовой связи всё равно кто-то должен заплатить. В роли «благотворителя» выступит рекламодатель, размещающий информацию о своих товарах и услугах на экранах наших мобильных телефонов. Продвижение рекламы на телекоммуникационный рынок и внедрение в мобильные сервисы главные тенденции ближайших лет. Рекламодатели хотят покупать внимание абонентов. А готовы ли к этому сотовые операторы и сами абоненты?
Преимущества носителя
По времени нахождения рядом с человеком более 18 часов в сутки сотовый телефон превосходит все телекоммуникационные средства. Таким образом мобильник объективно является превосходным рекламным носителем. При этом обеспечен стопроцентный контакт с потребителем: рекламное сообщение или ролик отображаются на экране в момент, когда абонент гарантированно смотрит на телефон, при входящем звонке. Сама природа мобильника даёт операторам точную информацию о клиентах. Известно, где он живёт, его возраст, предпочтения (по крайней мере какие игры и музыка ему нравятся), где находится в момент передачи сообщения, сколько денег и на какие сервисы тратит, кому и когда звонит. И, что немаловажно, есть гарантированная возможность выставить ему счёт и получить оплату.
Та самая адресность, о которой грезят все рекламодатели, лежит как на ладони. Остаётся сделать выборку целевой аудитории по полу, возрасту, региону проживания, социальному статусу и прочему. А затем отправить сообщение «заинтересованным» людям: женщинам о новинках косметики, шубах и ювелирных украшениях, мужчинам о внедорожниках, бритвах и сотовых новинках, детям о компьютерных играх и так далее. В общем, мобильная связь это отличное средство общения рекламодателя со своими потребителями.
Есть лишь одно «но», сдерживающее развитие мобильной рекламы. Люди негативно воспринимают вторжение в своё личное пространство. А общение по мобильному телефону процесс слишком интимный, чтобы использовать его в коммерческих целях. Проблем у «мобильной» рекламы в России пока больше, чем перспектив. Не случайно в настоящее время рекламу в том или ином виде на свои телефоны получают всего 50 тысяч из 155 миллионов абонентов.P
Плата за назойливость
«Как надоела эта реклама!» каждый из нас хоть раз в сердцах бросал подобную фразу, переключая каналы телевизора или магнитолы. А реклама на собственном мобильнике вызывает ещё большее раздражение. Неужели можно заставить человека добровольно наблюдать её на экране своего телефона? Да, считают эксперты. Но за внимание абонента придётся заплатить скидками на услуги связи, бонусами и прочими подарками.
Идея продуктов и сервисов, бесплатных для пользователя и оплаченных рекламодателями, давно витает в воздухе. Будущее за бесплатными мобильными телефонами для тех, кто согласен получать на них рекламу. «Когда заходит речь о мобильном телефоне, необходимо пересмотреть свои взгляды на маркетинг, говорит аналитик агентства Forrester Кристин Оверби. Теперь внимание потребителя приходится буквально покупать».
Руководитель крупнейшей в мире поисковой системы Google Эрик Шмидт ещё более категоричен: «Раз мобильные телефоны всё больше становятся похожи на КПК, а потребители проводят с ними ежедневно от восьми до десяти часов за разговорами, SMS и использованием Интернета, то их цену можно снизить до нуля за счёт показываемой рекламы».
Подобные услуги будет востребованы в первую очередь школьниками и пенсионерами. «Эти категории абонентов не будут возражать против коротких голосовых сообщений в начале исходящего звонка, говорит независимый аналитик Юрий Григорьев. Если реклама ограничится SMS и ММS, то особых неудобств в этом я не вижу: ведь сигнал приёма сообщений можно отключить. В этом случае предложение будет актуально для всех. Но полагаю, что будут и другие ограничения. Например, по длительности звонка или его зоновым характеристикам».
Первые шаги операторов
Российские сотовые операторы считают мобильную рекламу достаточно перспективным направлением в своём развитии, хотя к агрессивному внедрению рекламы в мобильные устройства относятся настороженно. Ещё полгода назад представитель компании «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») заявил корреспонденту «ВЧ»: «мы не будем рассылать рекламу ни при каких обстоятельствах, комфорт абонентов у нас всегда стоит на первом месте». А сейчас появилась информация о том, что абоненты компании «Вымпелком» могут получать на свои мобильные телефоны различного рода рекламные сообщения. Конечно, оговариваются некоторые условия: рассылка рекламы возможна лишь после согласия пользователя; взамен он получает различные бонусы и скидки на услуги оператора. Пока речь идёт о рекламных площадях на WAP-портале, USSD-портале, универсальном автоответчике IVR и «Хамелеоне». Главное для компании на этом этапе не прибыль, а накопление опыта, формирование стандартов и вовлечение в проект различных представителей рекламного сообщества.
В челябинском филиале компании «МТС» сообщили, что здесь прорабатывается ряд идей, связанных с мобильной рекламой. Возможно, что уже к концу этого года будут запущены специальные сервисы по доставке рекламы. Интерес рекламодателей отмечают и в компании «Мегафон-Урал». Сюда не раз обращались с предложениями о рассыл-ке рекламных SMS. Однако пока компания сосредоточила усилия на раскрутке WAP-портала «Мегафон PRO». Работают в этом направлении и продавцы сотовых телефонов. Например, в компании «Евросеть» предлагают заключить контракт на подключение услуги «Суперфон». Она позволяет абонентам зарабатывать деньги за просмотр рекламы на своём смартфоне. При каждом входящем звонке, SMS или MMS абонент просматривает рекламу, а за это на его лицевой счёт капают денежки.
Конечно, рынок мобильной рекламы в России пока не развит. «Она будет востребована, когда через мобильный телефон можно будет просматривать видеоконтент, отмечает руководитель рекламного агентства «Максима» Олег Панов. А технологии, позволяющие это сделать (речь идёт о сетях 3G. Авт.), в России появятся не раньше следующего года». Действительно, лидерство по эффективности держит зрительная реклама. При этом максимальное воздействие оказывает сочетание аудио и видео.
Но чем интересен телекоммуникационный рынок, так это стремительным развитием. Изменения произошли даже в ходе подготовки этого материала. На прошлой неделе, в первых числах октября, пришло сообщение о том, что на территории России запущена первая сеть сотовой связи третьего поколения, более известная под коротким названием 3G. Об этом объявил филиал компании «Мегафон» в Санкт-Петербурге. Сеть 3G доступна для абонентов, живущих в нескольких районах северной столицы и Ленинградской области. Там установлены 30 базовых станций (для полного охвата необходимо 500). Напомним, что лицензии на официальное использование 3G получили три российские компании: «Мегафон», МТС и «Вымпелком». МТС и «Вымпелком» планируют запустить свои 3G-сети не ранее середины будущего года.P
Зарубежный опыт
В сети супермаркетов Кембрид-жа мобильный телефон заменил дисконтные карты. А в Японии в прошлом году успешно прошло тестирование рекламы на мобильных телефонах. Абоненты получали на свои мобильники рекламные видеоролики, изображения и текстовые сообщения, взамен им предоставлялась возможность сделать определённое количество звонков. Однако в целом за рубежом мобильный маркетинг и реклама находятся на разных этапах развития. В Европе и Азии мобильный маркетинг достаточно развит, а в США даже самые продвинутые бренды только пробуют этот канал. По оценкам экспертов, в 2006 году объём рынка мобильной рекламы составил от 150 (оценка Ovum) до 421 миллиона долларов (оценка eMarketer).
Однако что касается дальнейшего развития рынка, эксперты наперебой предлагают самые смелые прогнозы. Ёмкость рынка рекламы, размещаемой через мобильные телефоны, может вырасти до пяти миллиардов долларов в течение пяти лет. Практически все крупные компании уже сейчас выражают желание войти в этот сектор. Об этом заявил глава интернет-гиганта AOL Рэнди Фалко на телекоммуникационном форуме Global Technology, Media and Telecoms Summit.
Мнения
Реклама в мобильном телефоне это:
n незрелая для России технология, чей час ещё не пришёл, 2774;
n новый перспективный реклам-ный носитель 211;
n совершенно неэффективный рекламоноситель 270;
n неоднозначный канал для рекламы 279.
(Опрос на сайте «Медиа-онлайн».)
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>