Авария без ГИБДД
текст: Никита Корнеев11.10.2007
Государственная Дума РФ приняла в первом чтении поправки в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (закон об ОСАГО). Главная особенность нововведений возможность упрощенного порядка оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников ГИБДД. Правда, без инспекторов теперь можно будет обойтись только в тех случаях, когда столкнулись максимум два автомобиля, в ДТП не пострадали его участники и материальный ущерб от столкновения не превысил 25 тысяч рублей. Основная цель предложенных поправок устранить имеющиеся в действующем законе противоречия и защитить интересы автовладельцев.
Между тем финансовый аспект поправок уже вызывает некоторые вопросы. По словам представителя Челябинского филиала ОАО «Государственная страховая компания «Югория» Василия Дергалева, неопытным глазом точную сумму ущерба определить крайне сложно. Впоследствии, когда машину загоняют на ремонт, ущерб порой оказывается значительно больше, чем человеку могло показаться на первый взгляд. Связано это в первую очередь с тем, что люди, попавшие даже в незначительное ДТП, оценивают повреждения, находясь в стрессовой ситуации, и адекватности им не хватает. К тому же при оформлении факта происшествия без участия милиционеров составлять схему столкновения надо будет самим участникам ДТП, но далеко не все умеют это делать. Надо ли в такой ситуации вызывать представителя страховой компании, так называемого аварийного комиссара, закон не определяет.
Это нововведение, безусловно, способно облегчить жизнь сотрудникам ГАИ, считает старший инспектор отдела пропаганды ГИБДД Челябинска Дмитрий Соболев. До вступления в силу закона об ОСАГО четыре года назад количество ежедневно фиксируемых нами аварий не превышало 30. После принятия закона число таких ДТП стало зашкаливать за сотню. А все потому, что каждую, даже незначительную царапину должны были фиксировать сотрудники ГИБДД. От этого страдают все. Люди, попавшие в аварию, по нескольку часов ждут приезда инспекторов. Другие участники движения могут из-за какого-то незначительного ДТП долгое время простоять в пробке, сами гаишники вынуждены, особенно в час пик, буквально разрываться, переезжая с одного места дорожного происшествия на другое.
С Дмитрием Соболевым согласен таксист челябинской фирмы «Автомиг» Виталий Вшивцев:
Если авария незначительная, скажем, помял один водитель другому задний бампер из-за банального несоблюдения дистанции, действительно лучше решать все проблемы на месте, а не стоять на дороге и ждать несколько часов приезда ДПС. Может, тогда и пробок в городе станет меньше.
При этом, вполне вероятно, такая фактически бесконтрольная фиксация факта ДТП может привести к активизации мошенников. Например, если у одного из участников аварии есть полис КАСКО, а не только ОСАГО, этот человек по обоюдной договоренности сможет взять вину на себя. В такой ситуации страховые компании возместят нанесенный ущерб обоим автомобилистам. Но только в пределах тех же 25 тысяч.
Еще один важный момент: пострадавший в аварии сможет обратиться в ту компанию, в которой застрахован именно он, а не его обидчик. По этой схеме именно «своя» фирма сначала выплачивает ему страховую сумму, а потом уже «разруливает» проблемы со структурой, в которой застрахован водитель виновник ДТП. По мнению Василия Дергалева, это положительный момент. Ведь автовладелец в такой ситуации будет иметь дело именно с той компанией, которую выбрал он сам и которой доверяет. Соответственно и страховщики вынуждены будут думать как об удобстве своих клиентов, оперативности выплат, так и о своей репутации.
Изменения предусматривают и увеличение предела страховых выплат по возмещению вреда жизни и здоровью. После вступления новых норм в силу эта сумма со 120 тысяч рублей на каждого потерпевшего в дорожно-транспортном происшествии возрастет до 160 тысяч. Зато отменяется установленный действующим законом лимит на выплату возмещения 400 тысяч рублей в целом и не более 240 тысяч всем потерпевшим.
Нововведения также устанавливают финансовую ответственность страховщиков за несвоевременные выплаты по договорам ОСАГО. При этом вычислить размер пени за каждый день просрочки не так-то просто: 1/75 ставки рефинансирования ЦБ от суммы выплаты. Сейчас такая ставка равна десяти процентам. Значит, максимальный размер штрафа от выплаты, скажем, в 160 тысяч рублей составит около 213 рублей в день. Вводя штрафы для страховщиков, закон в тоже время увеличивает предельные сроки рассмотрения дел по ДТП с 15 до 30 дней.
Еще один важный момент касается так называемых водителей-сезонников, которые смогут теперь заключать договоры со страховыми компаниями, скажем, на три месяца, а не минимум на полгода как сейчас.
Для того чтобы дойти до таких нововведений, парламентариям потребовалось четыре года: поправки предлагались еще тогда, когда закон об ОСАГО рассматривался и принимался.
Вполне возможно, что большинство из них действительно пойдет на пользу участникам дорожного движения и облегчит жизнь автомобилистам. Как изменения в законодательстве будут реализованы на практике, покажет время.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>