Учёба лёжа на диване
текст: Светлана Шлыкова29.10.2007
«Зачем слушать лекции, когда можно взять учебник и почитать? Любому студенту лучше учиться дома, лёжа на диване, нежели где-то». Как думаете, кому принадлежат эти слова? Можете не поверить, но Льву Толстому! В XIX веке, когда им была написана статья о воспитании и образовании, о дистанционных технологиях ещё не слышали. Однако великий классик уже был сторонником метода обучения «не выходя из дома».
«Дистанционное образование в Челябинске: за и против» именно этой теме был посвящён «круглый стол», организованный сайтом Cheldiplom.ru. Несмотря на то что около десяти высших учебных заведений нашего города предлагают сегодняшним студентам обучаться «на расстоянии», существует много вопросов, ответы на которые хотели бы знать не только абитуриенты, но и преподаватели.
Виртуальные лекции
Если говорить в общем, то дистанционное образование подразумевает, что студент устанавливает дома компьютер и самостоятельно изучает предложенный учебным заведением материал. Для этого используются как электронные носители, так и интернет-информация. Не выходя из дома, обучающийся получает письменные консультации от сетевого преподавателя, проходит тесты самопроверки. А вот можно ли через глобальную сеть сдать экзамен и зачёт, выполнить лабораторную работу?
Бытует неправильное мнение, что дистанционное образование это образование «не выходя из дома», начал беседу за «круглым столом» директор Челябинского филиала Современной гуманитарной академии Валерий Кожушко. Да, учиться можно, читая лекции на компьютере. Но это не отменяет традиционной проверки знаний, которая проходит в учебном заведении. При этом должна существовать система идентификации личности. Преподаватель должен знать, что перед ним именно студент Иванов, а не кто-нибудь другой.
В вопросе дистанционного образования пока много непонятного, продолжает тему Шакир Ягафаров, начальник центра заочного и дистанционного образования ЧелГУ. Четыре года назад активно обсуждалось, что это такое вообще. Самостоятельная форма обучения? Что-то иное? Был даже издан приказ Министерства образования и науки России, который определяет порядок использования дистанционных технологий. Поэтому надо определиться с терминологией. Как такового дистанционного образования нет есть обучение с использованием дистанционных технологий.
Вывод из всего вышесказанного: дистанционная форма работы не отменяет традиционных очных зачётов, экзаменов, консультаций и практических занятий.
В разговор включается Татьяна Богданова, проректор по информационно-аналитическому обеспечению деятельности образовательного комплекса ЧЮК ЮУПИ МПГУ (Челябинский юридический колледж, Южно-Уральский профессиональный институт, филиал Московского педагогического государственного университета):
Всё, что связано с новациями, всегда интересно. Когда мы говорим о дистанционных технологиях, речь идёт о закладке фундамента информационной культуры. Соответственно, если мы готовим специалиста, который должен быть востребован на рынке труда, то, хотим этого или нет, действительность обязывает научить нашего выпускника пользоваться новым оборудованием и технологиями. Это как тот анекдот про огурцы, которые засунули в банку и залили рассолом, они обязательно станут солёными. Так и в этом вопросе: хотят студенты или не хотят, они научатся использовать различные информационные технологии, потому что вуз им такую возможность предлагает. А предлагает потому, что дистанционные образовательные ресурсы помогают сделать рабочий график более гибким. При этом появляется возможность использовать новые методы передачи знаний с помощью широкого спектра различных медиаресурсов. Свобода передвижения, расширение зоны охвата, новые целевые аудитории вот плюсы такого образования.
Химика дистанционно не подготовишь
По каким специальностям возможно дистанционное обучение? На этот вопрос попыталась ответить Ольга Елагина, заместитель директора Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ:
В 2004 году мы начали внедрять дистанционные технологии на разных специальностях и гуманитарного цикла, и технических. За два года работы пришли к выводу: внедрять их можно в любые специальности, но не по всем дисциплинам. В общегуманитарных и социально-экономических дисциплинах использовать дистанционные технологии просто и легко. В естественнонаучных можно, но с ограничениями. Потому что одно дело решить задачу по химии и совсем другое смешать в пробирке реактивы. В дисциплинах общепрофессионального цикла экономических, юридических много расчётных задач, которые просто реализовать с помощью интернет-технологий. А вот в технических это невозможно, так как нужна мощная лабораторная база. В специальном блоке дисциплин с помощью дистанционных технологий не передать ни опыт, ни мастерство.
Для дистанционного образования существуют определённые ограничения, прописанные Министерством образования, добавляет директор Института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Виктор Бородкин. Есть перечень специальностей, по которым невозможно такое обучение и в очной, и в очно-заочной, и в заочной форме, и в экстернате. Вы же знаете, что тех же физиков, химиков и биологов у нас не готовят заочно! Поэтому и дистанционные технологии не всегда применимы.
Участники «круглого стола» сошлись во мнении, что дистанционные технологии особенно необходимы на заочном отделении.
Студент-заочник брошен, отметила Ольга Елагина. Благодаря компонентам дистанционного образования можно помочь ему быть постоянно в курсе событий.
При этом не стоит забывать, что заочная форма обучения и дистанционное образование не одно и то же, добавил Константин Звягин, проректор ЧГПУ по заочному обучению. Ведь дистанционное образование подразумевает каждодневную многочасовую работу студента и преподавателя на расстоянии и вне чёткого расписания.
А ещё использование интернет-технологий и дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения специалистов, переучивания, получения второго образования.
У студента должен быть компьютер
Доступность дистанционного образования, правда, многие ставят под сомнение.
Рекламные объявления о дистанционном обучении гласят, что всем даются равные возможности, говорит Ольга Елагина. Учиться могут домохозяйки, инвалиды, военнослужащие, заключённые, иностранцы и так далее. Но при этом не упоминается, что студент должен быть материально обеспечен. Ему нужен компьютер с программным обеспечением и выходом в Интернет. Поэтому равные возможности достаточно условны на сегодняшний день. Ещё один момент, который тоже ставит под сомнение доступность дистанционных образовательных технологий, приём студентов на основе вступительных испытаний. На мой взгляд, это можно оспорить: доступность и открытость предполагает, что учиться могут все. Нашёл, например, в Интернете то, что тебя интересует, появился в учебном заведении, предлагающем услугу, оплатил её и ты уже студент. А дальше сам решай, за-хватил тебя материал или нет, справляешься ты с тем содержанием, которое тебе предлагают, или нет.
Для обучения с использованием образовательных технологий действительно нужны многие составляющие. Во-первых, наличие техники. Во-вторых, сети, связывающие компьютеры. В-третьих, учебно-методические пособия, которые должны быть разработаны, напечатаны в бумажном варианте и размещены в электронном. В-четвёртых, персонал, подготовленный для проведения этой деятельности, продолжает Шакир Ягафаров.
Проблема и в том, что не существует единых стандартов, которые могли бы регламентировать этот процесс, добавляет Татьяна Богданова. Например, сегодня много предложений по приобретению готовых курсов. Однако при изучении и сравнении их с требованиями государственного стандарта по учебной дисциплине оказывается, что есть вопросы, которые в курсах не отражены.
На рынке образовательных услуг мы видим совершенно разные программы, вновь берёт слово Ольга Елагина. Как правило, это гипертексты, качество которых не проходит экспертизы. Продукт создали и выпустили на рынок. Возникает вопрос: насколько он действительно соответствует стандарту и кто его будет проверять? К тому же у дистанционных образовательных технологий высокая трудозатратность. Американцы подсчитали, что для того, чтобы создать действительно полновесный мультимедийный комплекс на один час, потребуется 1000 часов работы профессионалов преподавателя, художника, программиста, методиста. Это действительно очень сложно.
А я бы разделил плюсы и минусы внедрения дистанционных технологий для студентов и преподавателей, комментирует Шакир Ягафаров. Для учащегося плюс в том, что он может прослушать виртуальную лекцию, получить список литературы и методические пособия в любой момент. Для вуза минусом, конечно, являются материальные затраты, а плюсом приведение в порядок учебно-методического комплекса.
Подводит итог разговору Константин Звягин:
Я думаю, что дневное отделение для студентов всё равно останется предпочтительнее, но дистанционное образование станет полноценной самостоятельной формой обучения. Поэтому мы должны гарантировать его качество.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>