Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Ольга Пона: «Не ждите от танца развлечений»

Ольга Пона: «Не ждите от танца развлечений»

текст: Татьяна Марьина
30.10.2007

«Вечерний Челябинск»Челябинскому театру современного танца исполнилось 15 лет. Коллектив уникальный, в балетном мире уважаемый. Его приглашают на фестивали. Премьеры театра ждут западные продюсеры. Европейские спонсоры дают деньги на очередную постановку Ольги Поны, чтобы получить право первого показа её балета в Париже Но день рождения театра актёры встретили не в Европе или Америке, не за праздничным столом на сцене театра драмы. Они показали премьеру «Банный блюз» в постановке Владимира Поны. Это подарок городу, который дал коллективу официальный статус, возможность заниматься творчеством.P

Терять было нечего

Неизвестно, как бы сложилась судьба студенческого театра миниатюр «Движение», если бы не случилась одна история. В 1992 году, когда дворцы культуры закрывались или переходили на хозрасчёт, любительский коллектив Ольги и Владимира Поны оказался на улице. Театр попросили съехать из ДК ЖД, хореографов уволили.

Мы полгода жили без работы, без денег, терять было нечего, рассказывает Ольга Пона. Чтобы остаться в профессии, надо было идти только в бой. И мы, по примеру «Манекена», обратились за помощью к властям. Аргументы:P уникальный жанр, большое количество лауреатских дипломов, регалий. И город нас поддержал: 29 октября 1992 года театр получил профессиональный статус.

Хотя в труппе было два профессиональных танцовщика.

Остальные студенты политехнического института, других вузов.P Но уровень исполнения был неплохой. Студенты самая благодатная, экспериментальная часть молодёжи. Их легко увлечь на новые идеи. Мы занимались четыре-пять раз в неделю. Для молодого тела это очень хороший тренинг: оно ещё не закостенело, прогрессирует быстро. Тогда было проще. Театр миниатюр совершенно особое, неповторимое поле. Ведь что такое миниатюра? Это три пять минут танца, очень ёмкая история или настроение, поданные ярко и понятно. Ребята справлялись. Постепенно состав изменился, мы стали делать одноактные балетные постановки. Хотелось уйти от того, что называется фаст-фудом («быстрая еда»): быстро «съел», понял и до свидания. Важнее принудить человека созерцать, размышлять и задуматься над чем-то. Только размышляя, люди приходят к необходимости перемен к лучшему.

Философия движения

В ваших спектаклях нет привычного сюжета. Понять происходящее сложно.
Мы воспитаны в реалистической традиции и хотим понять содержание от А до Я. Это не обязательно. Из спектакля каждый выносит что-то сугубо личное. И если нуждаетесь в истории, можно придумать свою. Это и будет ваше понимание. Вы можете составить картинку из визуальных имиджей, которые видите в спектакле, как если бы обозревали полотно художника, причём абстракциониста. Там история не обязательна, главное игра красок. Точно так же можно смотреть на хореографический спектакль. Здесь краски это человеческие тела. И понимание идёт на уровне чувств, интуиции, вашего сердца.

Реакция российской публики и западной разная?
Для российских зрителей мои спектакли, даже с наличием некой истории, кажутся довольно сложными для понимания и абстрактными. Для западных наоборот. После просмотра последней работы («Другая сторона реки») мне бросают упрёки: «Спектакль очень русский, конкретный, с внятно рассказанной историей». Или: «Броско, ярко и мало абстракции. Ольга, мы видели спектакль «Английская королева». Возвратись к себе той. Уйди от конкретики в философию движения». Это говорит профессиональный западный зритель, считая, что в последних моих постановках слишком всё просто. А простому зрителю нравится. Провалов никогда не было.

В Челябинске выступаете редко. Но зал театра драмы не переполнен.
На наши спектакли приходит зритель, который в состоянии воспринимать такой продукт. Наверно, это интеллигенция, студенты, интеллектуалы, не пьющие пиво банками. Если кто-то встаёт и уходит, мы не обижаемся. Жанр современного танца искусство не для всех. Оно не должно быть коммерческим, массовым. На Западе мы танцуем в залах на триста мест, и этого достаточно. Восемьсот человек в зале передозировка.

Рискованный, но красивый

Современный танец по-своему красив, но не каждый это видит.
Традиционным искусством мы приучены к тому, что возвышенное прекрасно, а земное ужасно. Почему? Прекрасен не только идеально исполненный арабеск. Любой бытовой жест, даже поворот головы и движение рук, для меня является танцем. Только нужно посмотреть другим взглядом, с другого ракурса. На самом деле эстетические взгляды сейчас сильно изменились. Прекрасным кажется не только вертикальное положение тела и безопасность красивых поз, но и движения рискованные, не плавные, а резкие, рубленые. Вхождение в пол, падение не считаются ужасными. В этом есть своя прелесть.

Не каждый готов созерцать, когда танцовщик летит вниз головой, внезапно «теряет» равновесие.
Это иллюзия риска. Всё отрепетировано. В любом вхождении в пол или падении есть небольшой трюк. И ты не замечаешь, что в данный момент партнёр мягко подставляет руку или ногу. Разумеется, мы хотим дать зрителям иллюзию риска это то, чего мы добиваемся. Но ведь степень риска есть в любом жанре. Посмотрите, какие трюки делают танцовщики народного танца. Конечно, они опасны. Но в результате упражнений, нарабатывания техники приходит ощущение уверенности: я могу это сделать, и мне ничто не грозит.P

Костюм не должен быть заметен

Голая сцена, вместо пуантов кеды, на танцовщиках в лучшем случае джинсы и футболки От бедности?
Для меня важен человек, индивидуальность. А не то, во что он одет, какая обстановка вокруг него. Лучший костюм невидимый. Если он необходим как элемент дизайна (к примеру, танцовщица одета в стог сена), он должен быть придуман, узнаваем и точно выверен. Мне часто приходится работать в жюри конкурсов. И среди номинаций обычно есть приз за лучший костюм. Всегда поясняю свою позицию: я не готова отдать приз за костюмы, богато расшитые бабушками и родителями. Мне нужен самый простой тот, который не закрывает движений, хореографию. Я должна видеть тело, лицо, душу.

Неужели декорации этому мешают?
Мы абсолютно сознательно уходим от декораций. Иногда делаем. Например, в спектакле «Немного ностальгии» на сцене был построен лес. Но деревья не играли роль орнамента, украшения. Декорации в наших постановках это объекты, с которыми работают танцовщики.P

В России можно сосредоточиться

Во время фестиваля «Сцена-2007», когда обсуждали спектакль Ольги Поны, председатель жюри Татьяна Тихоновец очень точно вдруг заметила: «Наконец-то Челябинский театр современного танца я увидела в Челябинске, а не на «Золотой маске», «Дягилевских сезонах» или за границей». Так и есть. Театральный сезон начался, хотелось бы узнать, что увидим нового. Но когда у театра нет своего помещения, расспрашивать о предстоящем сезоне нет смысла.

Надеюсь, он будет российским, сказала Ольга. И я очень рада. Конечно, заграничные поездки дают возможность посмотреть мир, узнать что-то новое. Но наше пребывание там не так безоблачно, как кажется. Мне очень дорога фотография, сделанная в аэропорту Америки. Была нелётная погода, и мы два дня сидели под кондиционерами. Чтобы погреться, выходили на улицу, спали на собственных чемоданах, укрывшись костюмамиP В Челябинске есть возможность сделать новый спектакль. МыP можем сосредоточиться, репетировать без спешки. Здесь у нас большаяP тёплая площадка (спортивный зал в теплотехническом институте).

Что бы вы посоветовали читателям «Вечёрки», возможно вашим будущим зрителям?
Интересоваться всем, чего вы ещё не знаете. Если увидите афиши незнакомого коллектива, идите в театр. Познавать новое самое главное. Открытия делают нашу жизнь красивой.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>