Людмила Гурченко: «Мой принцип вставать и идти дальше»
текст: Лидия Садчикова31.10.2007
Спектакль «Похищение Сабинянинова» премьерный. Его еще не видела ни московская, ни питерская публика. Челябинцы стали одними из первых. Многих он не впечатлил, показался странным. Не все приняли парадоксальность драматургических и режиссерских ходов. Но троица занятых в нем звезд (Людмила Гурченко, Лариса Удовиченко, Владимир Стержаков) примирила с невыразительными диалогами. И как бы то ни было, Гурченко остается собой, продолжая поражать особой пластичностью, умея рассмешить фирменными «фишками», интонациями, голосовыми вибрациями. Балерина на пенсии, которую она играет, может быть и злой, и доброй, и притягательной, и отталкивающей. Разной, как сама актриса. Но в характере героини побеждает позитив. Что отличает и саму Людмилу Марковну, по признанию тех, кто ее близко знает.
У нас с Челябинском отношения теплые и давние, сказала народная артистка СССР, отвечая на вопрос, почему премьера играется в провинции. Первые спектакли мы стараемся сыграть там, где нам будет легко, где встречают доброжелательно.
В январе челябинцы увидят еще одну премьеру с вашим участием.
Причем таких спектаклей, как «Паб», я еще не знала, не видела и не играла. Жанр очень смешанный: комедия, даже комикс и мюзикл вместе с острыми, астральными, необычными поворотами и философской политической историей. Все то, что безумно волнует каждого человека. И то, что наши политики или газетчики преподносят в виде намеков, здесь звучит через край. Авторы братья Пресняковы, самые популярные российские драматурги, чьи пьесы ставятся во многих странах. В России вышел фильм по их сценарию «Изображая жертву». Их творчество это XXI век!
То есть?
Все то, что мы, актеры старших поколений, прятали глубоко внутри, но не позволяли сказать, хотя эти мысли и чувства просто к горлу подступали, выходит на поверхность в их пьесах. Они говорят, как думают, эти два блистательно воспитанных и эрудированных человека. Один литератор, другой психолог, потому в их вещах все предельно аргументировано. К тому же они тонко чувствуют актера. Мне с ними очень легко.
Как вы с ним встретились?
Нас познакомили. Они захотели сами ставить свою пьесу «Паб». Они в режиссерском качестве уже известны в других странах. Роль, которую они мне предложили, была мужской. Я играю дьявола. Опасное дело. Но роль безумно интересная. Это не дьявол, а некое предвидение. Этакий астральный объект странный и остроумный.
Авторы переписали роль «под вас»?
Нет, лишь дописали кое-что. И вместо «он» стала «она».
Людмила Марковна, вы в последнее время отдаете предпочтение театру. А как же кино?
Видите ли, в моем возрасте все актеры отдают предпочтение театру. Играть в кино маму киллера? Смешно. Ко мне, как и ко многим актрисам, нужен индивидуальный подход.
Эльдар Рязанов имеет такой подход?
О, только тогда, когда ему нужно. А специально нет. Специальный подход со стороны режиссеров у нас знаете кто имеет? Инна Чурикова. А мы с Рязановым люди, в общем-то, не родственные. Просто если это фильм, как «Старые клячи», так кого ж ему еще взять?
А я думала, что Эльдар Александрович вас обожает, как и Никита Михалков.
Ну и думай. И зрители пусть так думают.
Но разве вы не хотели бы сыграть в сегодняшнем кино?
Попробовала в одном из миллиона телесериалов. Мне стыдно стало. Ой, боже сохрани! Закрыла эту страницу. Суета, беготня. Одно утешает: молодые актеры получили возможность заработать. Не так, как мы: вышли нищими из той жизни. Кстати, многие мои товарищи-киноактеры не смогли перестроиться на театр. Это совсем другое искусство.
Хотелось бы уточнить: творческое объединение «Дуэт» и Центр Людмилы Гурченко это одно и то же?
В принципе, да. Я создала этот центр и теперь могу играть, что мне хочется. Первый раз в жизни! Сценаристы приносят материал, и я решаю: это можно сыграть, это не нужно. Иногда сама играю совсем маленькую, второстепенную роль, как в «Пешкине», чтобы дать пограть другим актерам. Центров, подобных моему, сейчас много. У Светланы Крючковой, например. Но замечу: тут не пахнет никаким бизнесом. Кровь, пот и слезы так приходится нам работать. Чтобы собрать команду, пригласить режиссера и актеров, найти пьесу, нужно сначала найти деньги. А потом отрабатывать спектаклями и возвращать деньги. Мы еще долго-долго будем возить «Похищение Сабинянинова», чтобы вернуть денежный долг. Это не антреприза с тремя стульями. Видела декорации? Одно «море», второе «море»P ткань для них привезена из Германии. Очень дорогая ткань! Ну, и костюмы влетели в копеечку.
Вы играете балерину на пенсии, которая «рисует балетики». Не хотели бы «нарисовать» для себя несколько пьес?
Нет-нет. Это не моя профессия.
Но вы же книги пишете!
Мои книги эмоциональные выплески. Первую меня заставил написать Андрон Кончаловский. Во время съемок «Сибириады» я ему много рассказывала о своем папе. И он потребовал: «Напиши». Хотя папа был простой деревенский человек. Впрочем, мама моя сомневалась: простой ли, кто его «заделал» среди папиных предков значился какой-то пан Людоговский. Папа был довольно странный и повадки имел не деревенские. Единственный в семье, кто хорошо пел. Он вообще герой по мудрости, по умению выживать и заставлять других подниматься. Обладал уникальным юмором. Когда он умер, жизнь стала серой. Мы с мамой уже не могли поднять ту планку, которая была при нем.
Видите ли, после «Карнавальной ночи» люди думали, что я родилась в кружевах. Господи, я не ожидала, что своей откровенной книгой многим открою глаза. Что я, как и миллионы советских людей, жила трудно: и мучалась, и голодали. Но и радовались, преодолевая эти тяготы. А вторая книга послеперестроечная. Появилось много желтой прессы, и я стала о себе читать черт те что. Как-то все это нехорошо было закручено. Влезли в мою семью. Разломали все, что могли. Чтобы это прекратить (не зная, прекратится ли), решила написать, как оно есть на самом деле. И вдруг борзописцы замолчали. Вот и все. Сама по себе литературная деятельность не доставляет мне радости. «Над вымыслом слезами обольюсь» это не мое. Я ни одного интервью по своим книгам не дала. Об актерской судьбе давайте разговаривать, а по книгам нет. Не моя профессия, не имею права.
Ваш папа, кажется, теперь жив в вас. Его юмор в вашем юморе.
В очень слабой степени по сравнению с ним. Это impossible невозможно. У него был Божий дар.
Я заглядывала на ваш официальный интернет-сайт. Кто им занимается? Ваши фанаты?
Даже не знаю. Сама я туда не заглядываю. Это делает мой муж Сергей Михайлович Сенин. Иногда просит ответить тем, кто проявляет особую настырность. Я ему диктую, а он отправляет адресату. В технике я темный человек. В мобильнике с трудом разбираюсь.
Судя по сообщениям в прессе, у вас было в этом году много интересных событий: дефиле у Юдашкина, фотосессии для журналов, участие в различных общественных проектах.
Да, у меня насыщенная жизнь. Кругом шепчутся: «Ой, как это она, сколько ей лет?» Я уже так устала от этого! Смотрю на бабушек и дедушек, которые намного моложе меня, и говорю себе: «Надо вставать и идти дальше».
И доказывать?
Разве только себе. Выхожу на сцену, не думая, что я кому-то что-то доказываю. Перед спектаклем в вашем городе я целый день лежала и думала только о том, что мне в этой роли надо концы с концами свести. Она очень трудная. Все намешано: правда и неправда. Но мне с Ларисой Удовиченко и Володей Стержаковым работать приятно. Они очень хорошие партнеры и люди замечательные.
Вы партнеров сама выбираете?
Да нет же. Вообще в постановочный процесс не вмешиваюсь.
И не диктуете своих условий на правах примы?
Это вообще не обо мне.
Кстати, говорят, что песню «Примадонна» Пугачева посвятила вам.
Тоже нет. Просто на концерте накануне ее выступления на конкурсе «Евровидение» она увидела меня среди зрителей, подошла и спела как бы для меня. А Федя Бондарчук взял и наложил кадры из фильма «Люблю», где он меня снял. Но все равно примадонна получилась не я, а Пугачева.
Вы сказали, что в новом спектакле «Паб» есть элементы мюзикла. В одном из предыдущих интервью из ваших уст прозвучала такая фраза: «Иногда думаю, не напрасно ли я прожила жизнь», имея в виду, что так и не сыграли в мюзикле, о котором всегда мечтали.
Сыграла, наконец, в «Бюро счастья». Я добилась этого мюзикла, где играю женщину обыкновенную. Такую, каких в зрительном зале всегда полным-полно. Моя героиня никогда не будет жить во лжи. Если не любит, то уходит от мужа. Потом появляется другой. Одна же не проживешь. Ну, год-два, не больше. Вот дерьмо и пристраивается. Таково оправдание многих женских судеб. В мюзикле моими партнерами были Коля Фоменко и талантливый танцовщик Гедиминас Таранда. Там у меня балет пошел уже не на шутку! Я так взлетала вспоминать страшно!
Людмила Марковна, у вас в этом году появилось много новых званий: «Национальное достояние», «Королева стиля», «Женщина в духе Марлен Дитрих»
Ну и что?
Разве вам это не приятно! Королева стиля
Ой, перестань!
Ну, правда! Как на вас классно сидит это бордовое платье!
Это мое старое советское платье. Оно стоило 500 рублей. Куплено в Питере в 1995 году.
Значит, уже не советское.
Не важно. Сделано на фабрике «Свобода». Сапожки в Николаеве куплены, бусы еще где-то. А атласные оторочки на вороте и рукавах платья я сама пришила.
На вас оно смотрится словно за 500 долларов. Значит, надо уметь носить.
Вот это другой вопрос. Я закурю, не возражаешь? Я вообще-то курю не затягиваясь. Просто мне нравится вот так красиво держать сигарету, отдыхая после спектакля. Когда на экраны вышел фильм «20 дней без войны», один зритель написал: «А курить-то вы не умеете». Именно там я и научилась вот такому невсамделишному курению. Хотя режиссер требовал реализма. Мы репетировали эту сцену с Юрием Никулиным. А папироски мне дали военные, хоть и женские. Начинаю дымить и кашляю, задыхаюсь: «Не могу больше». Зато в следующем фильме «Особо важное задание» я уже научилась удерживать дым в себе. Таковы издержки актерской профессии.
Итак, скоро мы вас снова увидим на челябинской сцене.
Я буду ужасно волноваться. «Паб» необычное зрелище. Я жду его, как ненормальная. Со мной играют блестящие артисты Адомайтис, Хаев. Будрайтис играет Бога, его все персонажи называют Отцом. По сюжету в английском пабе встречаются премьер-министр Великобритании, президенты России и Америки. Их кто-то вызывает. Кто? Не буду открывать карты, это сюрприз для зрителей. Сюрпризов будет много.
Волнуюсь, так как на столь высочайшей темпераментной волне еще я еще не играла. Ни туда ни сюда словно по лезвию. Нужно прыгнуть в воздух, не обрезавшись. Вот такая роль жуткая. Жутко прекрасная.
Вы к ней особым образом готовитесь? Медитации, энергетические подпитки?
Боже сохрани! Это все далеко от меня. Просто летом я и муж отдыхали с нашими собаками в Евпатории. У меня в голове был текст пьесы. Его делаешь своим, он начинает крутиться и выкручиваются какие-то странности, какие-то ассоциации. А подпитка Вот сейчас пойдем чаю попьем вот и вся «подпитка»!
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут
Все статьи раздела Общество >>