Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Талантам открыли дорогу

Талантам открыли дорогу

текст: Светлана Журавлева
14.11.2007

«Челябинский рабочий»Стартуют «двойняшки»

25 ноября стартуют две новые открытые олимпиады для школьников: по физике и русскому языку. Не перебор ли у нас с олимпиадами? Ведь с каждым годом все больше региональных олимпиад, которые проводят вузы. Число всероссийских предметных олимпиад тоже растет. Так стоит ли тиражировать эту форму работы с одаренными детьми, выделяя на ее проведение деньги из областного бюджета?

Стоит! убежден лучший учитель России-2005 Иван Иоголевич, по инициативе которого и открыли новую дорогу для юных талантов. «Двойняшки», по его мнению, ни в чем не копируют существующие образцы. Таких олимпиад у нас еще не было!

Сегодня словом «олимпиады» называют разные конкурсы, интеллектуальные соревнования, турниры и прочее, говорит он. На самом же деле многое из того, что происходит, к олимпиаде в ее первоначальном смысле (способ привлечения ребят в науку) не относится.

У олимпиад, которые проводят вузы, утилитарный смысл. Выпускники решают проблему поступления, а вузы набора. Всероссийские предметные олимпиады при всем своем многообразии слабо выявляют талантливых ребят. Олимпиада по физике, например, на областном этапе собирает 150 школьников по трем параллелям. Это значит, что в борьбу вступают по 50 победителей районных олимпиад из 9-х, 10-х и 11-х классов. Географически картина выглядит так: каждую территорию представляет один ребенок. За «бортом» остаются многие одаренные дети, показавшие, к примеру, второй и третий результат.

Для таких ребят все обычно заканчивается, не успев начаться, то есть на олимпиаде в школе, говорит Иван Александрович. Нужно дать им шанс.

Открытая олимпиада, по его мнению, для них и есть такой шанс. В ней может участвовать любой желающий школьник 9-го, 10-го, 11-го классов без предварительного отбора и рекомендаций. И если он покажет отличный результат, то ему откроется дорога на областную олимпиаду.

Почему бы сразу не расширить круг участников областной олимпиады и приглашать туда не 150 человек, а, скажем, в два-три раза больше?

А куда мы будем селить детей? вопросом на вопрос отвечает Иван Иоголевич. В гостиницу дорого. В общежитиях профучилищ и техникумов, где мы размещаем участников, мало мест. Ведь физика не единственный в школе предмет. Ежегодно в нашей области проводится 20 олимпиад, и каждая длится нескольких дней.

Открытая же олимпиада проходит в один день в трех точках области одновременно. Поэтому проблема размещения детей отпадает.

Согласны на медаль

С точки зрения школьников, которые любят соревноваться, чем больше олимпиад, тем лучше. Что для них важнее всего: победа или участие? Этот вопрос задали ребятам на одной из всероссийских олимпиад.

Четверть участников ответили, что борются за победу, а значит, за медали, награды и призы. Победа сегодня приносит не только моральное удовлетворение, но еще и материальное поощрение. Победители могут рассчитывать на грант от президента или губернатора.

50 процентов ребят ожидают от олимпиад новых знаний. Не просто чисто научных, но и в плане жизненного опыта. Остальные ребята получают удовольствие от общения с себе подобными «ботаниками».

Такого рода роскошь привлекает, порой не меньше, чем победа и медаль. Третий год, например, приезжает к нам в Челябинск мальчик из Москвы, чтобы провести каникулы в летнем физическом лагере. Что он здесь ищет? Просто ему нравится у нас. Редко где встретишь такое живое общение ребят и преподавателей, объединенных общим интересом. Этот старшеклассник учится в Москве в обычной школе. Но в Москве у него гораздо больше возможностей, чем в Челябинске, испытать себя и подготовиться к олимпиаде.

От лидеров не отставать!

Мы не первые, кто понял, что невод в поисках талантливых ребят надо забрасывать как можно чаще и в разных местах. В Московской области, например, в областной олимпиаде участвуют не 150 школьников, как у нас, а 1500. Но там другие возможности. В Санкт-Петербурге к участию в олимпиадах приглашают ребят из других городов. Причем работать над заданием можно дома, не уезжая из своего родного города. А чем мы хуже?

По количеству медалей на всероссийских олимпиадах наша область стабильно входит в пятерку сильнейших. Нас опережают только Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан. В этом году мы стали четвертыми. За десять лет наши ребята завоевали только по физике семь международных медалей: пять золотых и две серебряные.

Да, результаты хорошие! соглашается Иван Александрович. Но если мы не будем работать над системой подготовки чемпионов, то на своих позициях не удержимся. Вот почему нужно не отставать от лидеров и работать не только с ребятами, которые привезли 59 медалей со всероссийских олимпиад, но и с теми, кто идет за ними.

Из истории движения

По олимпиадам можно судить о том, какой заказ получает система образования от государства, какие учебные предметы и в какое время считались главными, а какие второстепенными, какие активно входили в жизнь, а какие утрачивали свои позиции.

Олимпиады для учащейся молодежи проводили еще в XIX веке. Инициатором их являлось Астрономическое общество Российской империи.

Расцвет олимпиад по математике, физике, химии пришелся на середину XX века, когда стране потребовались ученые именно из этих областей знаний. Постепенно к традиционным присоединяются олимпиады по биологии и географии. В конце XX века, как ответ на гуманизацию общества появляется большое количество гуманитарных олимпиад: по литературе, истории, обществоведению, иностранному языку, праву.

Резкое ухудшение состояния окружающей среды создало предпосылки для появления олимпиады по экологии. Высокий уровень информационных технологий заложил основу для создания олимпиады по информатике. В связи с переходом России на модель рыночной экономики возникают олимпиады по экономике и основам предпринимательской деятельности.

Как стать участником новых олимпиад?

1. Выбрать ту школу, куда удобнее всего добраться.
2. Позвонить, прислать электронное письмо или факс о желании принять участие. Никакого оргвзноса платить не надо. Обе олимпиады бесплатные.

Адреса проведения олимпиады по физике.
В Челябинске:
лицей 31, ул. Володарского, 18, тел. 8 (351) 263-28-12, iogolevich@mail. ru
школа 30, ул. Володарского, 20, тел. 8 (351) 263-14-54.
В Магнитогорске:
школа 5 с углубленным изучением математики, ул. Сталеваров, 8, тел. 8 (3519) 34-04-61.
В Кыштыме:
школа 1, ул. Ветеранов, 26, тел. 8 (35151) 2-37-64.

По русскому языку.
В Челябинске:
гимназия 23, ул. Кирова, 44, тел. 8 (351) 791-55-03
школа 6, ул. Кирова, 3-а, тел. 8 (351) 791-58-63
школа 5, ул. Калинина, 28, тел. 8 (351) 790-01-66
школа 69, ул. Кирова, 13б, тел. 8 (351) 791-42-11.
В Магнитогорске:
школа 5 с углубленным изучением математики, ул. Сталеваров, 8, тел. 8 (3519) 34-04-61.
В Златоусте:
школа 34, пр. Гагарина, 5-я линия, тел. 8 (35136) 5-24-23.
В Кыштыме:
школа 1, ул. Ветеранов, 26, тел. 8 (35151) 2-37-64.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>