Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Звук, слетающий с губ

Звук, слетающий с губ

текст: Олеся Горюк
21.11.2007

«Челябинский рабочий»В Челябинске произошло почти историческое событие: звучала губная гармошка-соло. Джаз на губной гармошке у нас еще никто не играл. Оказалось, что в умелых руках, а точнее губах, этот инструмент способен выводить не менее изощренную мелодию и дерзкие импровизации, чем, скажем, саксофон или труба. Партию губной гармошки исполнял француз Оливье Кер-Орио. В Челябинск его привез питерский пианист и композитор Андрей Кондаков.

Корреспондент «Челябинского рабочего» ждал этого концерта с особым трепетом. Однажды, готовя материал о меломанах, я познакомилась с молодым губным гармонистом Шамилем Саттаровым. Возникла мысль: что если устроить встречу Шамиля и Оливье? Французский музыкант смог бы дать парню дельные советы. Сразу оговоримся: применительно к роялю, гитаре, скрипке такая идея могла бы показаться несостоятельной. В институте музыки и академии культуры есть прекрасные преподаватели игры на этих инструментах, посвящающие долгие часы работе с учениками. А вот класса губной гармоники ни в одном российском учебном заведении нет.

Сначала я, как и многие, пытался играть на гитаре, вспоминает Шамиль. Однажды ко мне подошел друг с подаренной кем-то губной гармоникой. «Я, говорит, не знаю, что с ней делать. Может, найдешь что-нибудь в сети?» Гармошка осталась у меня. Полгода пылилась на полке, пока у меня не появился Интернет.

Интернет для начинающих губных гармонистов заменяет институт. Маститые музыканты охотно делятся своими знаниями через всемирную паутину. Выложенный на сайте www.harmonica.ru самоучитель позволяет освоить азы игры на губной гармошке, а в форуме можно получить ответы на более детальные вопросы. Виртуозы Джейсон Ричи и Адам Гасов даже выложили свои мастер-классы на видео.

Губная гармоника только на первый взгляд кажется простым инструментом, говорит Шамиль. Лишь потом понимаешь ее сложность. Это единственный из духовых инструментов, играющий не только на выдохе, но и на вдохе. Губную гармошку даже называют «блюзовой арфой», настолько органично она вписывается в этот музыкальный жанр.

Когда мы с Шамилем пробрались к Оливье за кулисы, встреча чуть было не сорвалась из-за одной интересной детали. Оказывается, существует две разновидности губных гармоник: диатоническая и хроматическая. Понять разницу позволяет представление об устройстве инструмента. Отверстий в губной гармонике меньше, чем нот в традиционной гамме. Одна и та же дырочка отвечает за звуки различной высоты. В диатонической губной гармошке «дополнительные» ноты можно извлечь, подавая воздух не прямо в отверстие, а под углом. В хроматической достаточно просто нажать на кнопочку сбоку. Эти два инструмента, хоть и называются «губная гармошка», различаются так же сильно, как баян и аккордеон, скрипка и виолончель, гитара и балалайка. Нажать на кнопочку гораздо проще, чем подавать воздух под разными углами. На «диатонике» играют блюз, а на «хроматике» джаз более сложную, с технической точки зрения, музыку. Музыкантов, способных сыграть джаз на «диатонике», можно пересчитать по пальцам одной руки, самый известный среди них Говард Леви.

Увы, наши герои, как выяснилось, играют на разных губных гармониках: Оливье на хроматической, Шамиль на диатонической. Французский музыкант поначалу развел руками: дескать, ничем не могу помочь. Мы договорились остановиться на более общих вопросах, и беседа все же состоялась.

Ш.С. Как играть быстрые пассажи, не теряя при этом в качестве?
О.К. Если тебя беспокоит такая проблема, значит, ты пока не готов к большим скоростям. Потренируйся сначала играть медленно, постепенно повышай скорость, но не слишком торопи события. И постоянно практикуйся. Сколько тебе лет?

Ш.С. Двадцать три.
О.К. Ну вот, а мне сорок три. Ты хочешь научиться классно играть на губной гармошке? У тебя вся жизнь впереди. И всю жизнь ты можешь посвятить этому инструменту. Так что время у тебя есть. Время _ не враг тебе, а друг.

Ш.С. Как играть на высоких октавах?
О.К. Для меня нет разницы, играть низко или высоко. Ты должен знать, как делать и то, и другое.

Ш.С. Дело в том, что когда я перехожу с низкого регистра сразу на высокий, звук не извлекается (Шамиль достает из рюкзака гармошку и показывает несколько звуков).
О.К. Делай этот переход медленнее и при этом уменьши силу воздушного потока (берет губную гармошку и извлекает из нее мажорное трезвучие).

Ш.С. Модифицируете ли вы свой инструмент?
О.К. Немного. Иногда регулирую ширину отверстий, но это не самое главное в нашем деле. Главное звук. Если честно, твой первый вопрос показался мне немного забавным. Ты спросил, как играть быстро. Первый вопрос музыканта должен быть: «Как добиться хорошего звука?» Составь себе образ идеального звука и стремись к нему. Игра на большой скорости очень полезная штука, необходимая музыканту. Но это уже техника. А звук основа основ.

Ш.С. В каких тональностях вы играете (поскольку губная гармоника обладает малым диапазоном, на каждую тональность есть свой инструмент О.Г.)?
О.К. Мне все равно, в какой тональности играть. Советую тебе забыть о том, что есть более и менее удобные тональности. Наоборот, старайся больше играть на «неудобных» гармониках, и через некоторое время «удобные» инструменты покажутся тебе совсем простыми.

Ш.С. Играть джаз на диатонической губной гармошке очень сложно.
О.К. В этом я тебя понимаю: нужно делать альтерации (ту самую подачу воздуха под разными углами О.Г.). Но у меня есть несколько друзей во Франции одного уровня с Говардом Леви, которые играют джаз на диатонике.

Ш.С. Мне очень нравится, как работает Жан-Жак Мильтон, у меня есть вся его музыка.
О.К. Это мой друг, я передам ему привет от тебя.

В завершение встречи я поинтересовалась у Оливье, почему он остановился на столь небанальном инструменте. И тут выяснилось удивительное: пути наших героев во многом схожи! Отец Оливье играл на губной гармошке. В детстве Кер-Орио-младший пробовал играть, но делал это не чаще чем раз в два месяца. Оливье видел себя программистом и стал им. Точно так же, как и Шамиль, изучающий информатику в ЮУрГУ. Всерьез заняться музыкой Оливье Кер-Орио решил, когда ему было уже 22 года. К слову сказать, у мужчин это не редкость. То, что серьезных успехов в музыке можно добиться, только занимаясь ею с раннего возраста, заблуждение. Личностные качества оказываются иногда важнее долгих часов сиденья за инструментом и потерянного детства. Оливье Кер-Орио яркий тому пример. А нам остается только пожелать Шамилю Саттарову успехов на музыкальном поприще, и пусть эта встреча немножко поможет ему в совершенствовании своего мастерства.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>