Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
«До видзеня, Ежи!»

«До видзеня, Ежи!»

текст: Лидия Садчикова
29.11.2007

 «Челябинский рабочий»В закрытом для иностранцев Челябинске Ежи Яроцкий в 1976 году оказался, можно сказать, случайно. Он ездил по всему миру с больной дочерью и, наконец, попал в Курган к академику Елизарову. Пока шло лечение, Ежи решил не покидать дочь. И когда ему предложили поставить на сцене Челябинского театра драмы спектакль по пьесе польского драматурга Бруно Ясенского, он без раздумий согласился. «Бал манекенов» в эпоху «железного занавеса» стал первым челябинским спектаклем, который поставил иностранец. В тот год режиссеру было 48 лет.

В ноябре Польша отпраздновала 80-летие Ежи Яроцкого и 50-летие его творческой деятельности. В Варшавском Театре Народовы прошла декада самых нашумевших спектаклей этого всемирно известного режиссера и торжественное чествование виновника торжества. Судя по реакции публики, самым эмоциональным было поздравление гостей из Челябинска. Вернувшись из Польши помолодевшими, народные артисты России Валентина Качурина и Юрий Цапник рассказывают о своей встрече с Ежи Яроцким и вспоминают события 30-летней давности.

Валентина Качурина: Когда один из директоров старейшего национального театра Варшавы дозвонился до нас и робко спросил: «Может, вы помните такой спектакль «Бал манекенов»? Не будет ли вам интересно побывать на чествовании Ежи Яроцкого в Театре Народовы?», мы с Юрием заахали: как же не поехать! Этот человек поселился в наших душах навсегда.

Юрий Цапник: Мы с ним не виделись более трех десятилетий. Но встретились так, будто не расставались. Обнялись и заплакали от радости. Стояли и держались друг друга, чтобы не потеряться. Оказывается, мы тоже жили в его душе все эти годы. Удивительно: он помнит по именам всех, с кем работал в Челябинске. У него есть потребность увидеться или хотя бы поговорить с каждым из них.

В.К.: Как будто вчера это было. Приехали три поляка: режиссер Ежи Яроцкий, художник-сценограф Юк Коварский и композитор Сташек Радван. Иностранцев мы прежде живьем никогда не видели. Для нас это было как глоток свежего воздуха, как выход в открытый космос.

Ю.Ц.: От главного режиссера Наума Юрьевича Орлова мы узнали, насколько Яроцкий известен. В списке десяти самых знаменитых режиссеров мира его имя стояло пятым. У него работа была распланирована на десять лет вперед. Светило! Но сам Ежи держался очень скромно и ничего такого о себе не говорил.

В.К.: Поляки поразили нас, молодых актрис, деликатностью и особыми манерами. При встрече каждой женщине они непременно целовали ручку, поэтому мы старались как можно чаще попадаться им на глаза. Когда начались репетиции, мы как будто попали в другое измерение. Ежи учил нас особому способу игры. Все сосредоточено на индивидуальности артиста, он главный на сцене. Эта его позиция давала нам свободу, широту актерского существования. Мы впитали ее, она стала своего рода трамплином для наших будущих работ.

Ю.Ц.: Почему именно я получил главную роль в «Бале манекенов»? Для меня это было загадкой, хотя и очень приятной. Как-то я решился спросить Ежи, почему его выбор пал на меня. Он ответил: «Ты из тех артистов, а может, даже единственный, кто умеет молчать на сцене. Держать мысль и молчать, не надоедая зрителям». А почему Валя стала главной героиней, и так понятно: сексапильна, красива, молода и к тому же с европейской внешностью. Она играла Анжелику, дочь миллионера-заводчика Арно в исполнении Милосердова Не было времени, чтобы мы не вспоминали «Бал манекенов». И наши зрители часто подходят к нам с этими воспоминаниями. Иногда с забавными: «Ой, мы были совсем юными, когда вышел спектакль, а ведь там секс показывали!» Какая ерунда! Нынче и кино, и театр изобилуют открытой пошлостью, а тогда все было сделано художником на уровне искусства. Наши актрисы проходили за тюлевым занавесом в халатиках и скромно показывали кусочек тела. Какой же тут секс! Но по тем временам это и впрямь было откровением.

В.К.: Как-то Ежи ехал по Челябинску в автобусе и услышал разговор двух парней: «Ты смотрел «Бал манекенов»? «Нет, а что?» «Сходи обязательно, там сплошной секс!» Яроцкий до сих пор вспоминает это как анекдот. Когда он узнал от нас, что спектакль имел очень долгую жизнь 11 лет, он был потрясен. И в своей заключительной речи на юбилейном торжестве сказал: «Желаю польским театрам, чтобы так же долго шли спектакли, были столь же бережно хранимы и посещаемы». Кстати, Ежи до сих пор хорошо говорит по-русски: он ведь когда-то учился в ГИТИСе. А как он любит вставлять в свои спектакли русские песни! Играют по-польски, а поют по-русски.

Ю.Ц.: Мы были в Польше пять дней, но успели посмотреть десять спектаклей в постановке Яроцкого. Некоторые не на сцене, а в телевизионной версии: в фойе театра показывали видеозаписи его спектаклей. Но как они гениально сняты! Какие грандиозные крупные планы!

В.К.: Когда смотрели, не могли удержаться от слез настолько эмоциональны его постановки. Вот для чего должен существовать театр: не зная языка, он забирает душу и сердце.

Ю.Ц. Это стиль Яроцкого, известный во всем мире. Благодаря ему зрители узнали русских авторов: Чехова, Платонова. Ежи ставит спектакли в разных странах. А в Польше он национальный герой. У него есть все существующие в Польше награды, кроме «Белого орла» аналога «Героя России», что творческим людям не принято давать. В связи с юбилеем ему вручили медаль «Глория Артист» «Слава искусству». Очень почетная награда!

В.К.: Мы вышли на сцену Национального театра и передали поздравление от руководителей Театра имени Наума Юрьевича Орлова, а также приглашение приехать к нам, чтобы поставить еще один спектакль. От себя добавили, как счастливы проникнуться атмосферой празднования юбилея великого режиссера и как поражены талантливой игрой польских актеров в постановках Яроцкого, к мастерству которого и мы прикоснулись. Ведь когда это произошло, мы как будто пересекли закрытую границу и напитались свободой. Ежи с благодарностью принял челябинский подарок: часы, обрамленные уральским камнем, как символ того, чтобы они шли по жизни вместе с ним и никогда не останавливались. А Юрий растрогал публику, обратившись к Яроцкому по-польски: «Помним, любим, ждем». Ежи плакал.

Ю.Ц.: Хотелось бы чаще общаться, а не раз в 30 лет. Правда, у меня с ним все же была короткая встреча в 1978 году. Я тогда получил приглашение от польского министерства культуры приехать на Вроцлавский фестиваль современной польской драматургии как артист, имеющий первую премию на фестивале польских пьес в Советском Союзе за «Бал манекенов», разумеется. Я из Вроцлава позвонил Ежи, и он пригласил меня к себе в Краков. Встретил по-родственному Приедет ли он в Челябинск? Душой он всегда здесь. С ним мы готовы на любые эксперименты. Пусть будет какая угодна пьеса: хоть русская, хоть польская для нас важна его личность. Но вряд ли он сможет: возраст берет свое. Да и здоровье уже не то, Ежи перенес операцию на сердце. Много и других сложностей.

В.К.: Та давняя встреча с гением для нас разрослась в нечто большее, чем работа над спектаклем. Когда цветет сакура, японцы говорят: «Не отрывайте от нее взгляда, впитывайте эту энергию жизни». Мы счастливы, что соприкоснулись с таким человеком, который излучает энергию тепла, добра и любви ко всему.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>