Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Большая игра на рынке водки

Большая игра на рынке водки

текст: Наталья Панасенко
03.12.2007

«Вечерний Челябинск»На рынке главного национального напитка водки происходят серьёзные изменения. Начался процесс консолидации отрасли. По данным исследования, проведённого DISCOVERY Research Group, рынок водки в России долгое время был очень разрознен. 40 процентов отрасли принадлежали десяти крупным компаниям. А общее число производителей доходило до 350. Теперь игроков станет меньше. На рынке Челябинска также заметно стремление крупных игроков сгруппировать ресурсы.

Пьют меньше!

Это не просто открытие, это претендует на сенсацию. Дело в том, что рынок водки в России, представьте себе, сужается. Только вдумайтесь: рынок главного национального напитка становится меньше! «Первыми это почувствуют производители водки, прогнозирует заместитель руководителя аналитической службы ведущего маркетингового агентства страны «Бизнес Аналитика» Снежана Равлюк. В крупных городах её потребление снижается не первый год». Эксперты связывают это с ростом благосостояния населения. Всё больше людей отказываются от водки и выбирают качественные и «статусные» напитки: коньяк, виски, бренди. Доля этих «нетрадиционных» напитков растёт на 15 процентов с каждым годом.

Однако аналитик компании «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская уверена: крупных игроков тенденция пока не коснётся: «В течение двух-трёх лет снижение продаж могут почувствовать небольшие региональные игроки, у которых не хватает бюджетов на хорошую дистрибуцию и представленность в рознице. На больших рынках перемены происходят медленно».

По мнению экспертов, к 2012 году на рынке останется около десяти крупных федеральных игроков, которые будут контролировать 80 процентов рынка, оставшиеся 20 процентов придутся на региональных производителей. Исключение составляет развитие сегмента «цветных» водок. К этой категории принадлежат крепкие алкогольные напитки на основе водки с различными вкусовыми добавками перцовая, лимонная, клюквенная и другие. Пожалуй, самой активно развивающейся компанией на этом рынке можно считать предприятие Nemiroff. Его доля достигает 21 процента.

Инвесторы оценили акции «Синергии»

Возможно, именно в силу наметившейся тенденции российская водочная отрасль привлекательна для иностранных компаний. Недавно инвесторы оценили акции водочного холдинга «Синергия» более чем в один миллиард долларов (и это без учёта поступления средств от IPO ещё свыше 800 миллионов долларов). При этом участие в размещении активов этой компании виделось части экспертов рискованным. «На потребительском рынке достаточно других, менее рискованных активов, говорит аналитик «Финама» Сергей Фильченков. Но в ближайшее время, вероятно, изменим оценку. Появившиеся финансовые возможности для дальнейшей скупки акций хороший козырь». Результаты IPO группы «Синергия» в Российской торговой сети (РТС) и на Международной межбанковской валютной бирже (ММВБ) оказались неожиданными не только для аналитика «Финама», но и для самой компании.

Пример заразителен

Примеру «Синергии» собирается последовать компания «Алкогольные заводы «Гросс» (АЗГ). Об этом прямо заявил гендиректор АЗГ Виктор Самойлов. «Алкогольные заводы «Гросс» проведут собственное IPO через два года. А вот у других производителей алкоголя таких планов пока нет. Компания «Русский алкоголь» собирается привлечь средства на развитие, но каким образом, будет решать в декабре. Председатель совета директоров группы ОСТ Александр Лазуто о выходе на биржу тоже не говорит, поясняя: «Нам хватает других инструментов для развития». А вице-президент «Веды» по маркетингу Дмитрий Барсуков говорит: «Наша компания о бирже не думала, пока мы не хотим делиться частью бизнеса с акционерами». Отметим: заявления эти делают компании, работающие на рынке, который многие из них сами считают нестабильным.

Неопределённость госрегулирования

Спиртовой рынок в России переживает не лучшие времена. Низкая рентабельность производства, неконкурентоспособность спирта при экспорте в Европу обусловлены налоговой и таможенной политикой государства, считает генеральный директор компании «Директ-Холдинг» Андрей Марков. Цена этилового спирта составляет 500 рублей за дал, а налоговая нагрузка порядка 350 рублей. Если говорить об экспорте спирта в Европу, таможенные пошлины составляют шесть семь рублей за дал, а цена на самой торгуемой площадке в Роттердаме 15-18 рублей. Несмотря на это, производство этилового спирта из пищевого сырья в России выросло: например, в июле этого года (по сравнению с тем же месяцем прошлого года) на 91,1 процента. А производство водки и ликёроводочных изделий выросло на 55,1 процента, сообщается в докладе Росстата. Что касается законодательства, то Советом Федерации одобрены поправки к закону о ЕГАИС, исключающие из системы учёта оптовую торговлю этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Однако даже эти шаги государства не гарантируют успешного развития рынка водки. Если сравнивать средние показатели в 2007 году с бескризисным 2004-м, то виден спад на десять процентов. Директор департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз с тревогой говорит: «Сейчас нет определённости, какой будет политика государства в сфере регулирования отрасли».

Отечественные производители водки намерены компенсировать потери за счёт продвижения более дорогих марок. На российском рынке растёт премиальный и суперпремиальный сегмент. «Что касается денежной ёмкости рынка, она остаётся неизменной как раз из-за того, что премиальный сегмент показывает высокие темпы роста от 12 до 20 процентов в год», говорит коммерческий директор компании «Парламент Групп» Сергей Столяров.

Без перемен

На рынке Челябинска, по большому счёту, всё без перемен. Наиболее крупным производителем водочной продукции остаётся винный холдинг «Ариант». Объявлено о создании общефедеральной компании по дистрибуции алкоголя вместе с предприятием «Омега-групп». По мнению президента винного холдинга «Ариант» Александра Кретова, альянс с «Омегой» позволит компании за год увеличить собственную долю на рынке отечественного алкоголя с 6 до 15 процентов. До середины 2008 года в каждом российском мегаполисе появится оптовая компания, которая займётся дистрибуцией продукции винного холдинга «Ариант» и товарных марок, продвигаемых на отечественном рынке «Омега-групп». Первые «дочерние» компании альянса уже начали работать в Москве, Красноярске и Краснодаре, Хабаровске и Иркутске. Объединённые общим брендом компании получают региональную дифференциацию в наименованиях «Омега-Енисей», «Омега-Центр», «Омега-Восток» и так далее, сообщает Chel.ru.

Противоречивые тенденции на российском водочном рынке, с одной стороны, и успешная продажа акций холдинга «Синергия», с другой ведут к большей консолидации водочной отрасли. Тем не менее точно спрогнозировать изменения сложно. Определяющих факторов по-прежнему несколько: изменения законодательства, уровень цен на рынке сырья, политика федеральных компаний, действия крупных предприятий в регионах.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Общество

24.12.2010 Еда, напитки и зрелища
06.12.2010 Золотая вилка-2011: к старту готовы!
08.09.2010 Летние рестораны и террасы получили «Золотые вилки»
24.08.2010 Битва на шейкерах
04.08.2010 Большой еде большую воду!
20.07.2010 Россияне насолили огурцов
30.07.2008 Тёма Лебедев в Челябинске
03.07.2008 Уральские Мастера найдут выход из любой ситуации
17.04.2008 Страшные дни как бороться?
09.01.2008 5 железных признаков того, что вам врут

Все статьи раздела Общество >>