Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Телетесто, или хитрости мыловаров

Телетесто, или хитрости мыловаров

текст: Игорь Жуков
17.05.2004

«Хули Лопес бьет по воротам. Хули это имя такое»
Василий Уткин, спортивный комментатор.

По поводу взаимоотношений спорта и телевидения сказано уже, кажется, столько, что говорить еще что-то будет напрасной тратой словарного запаса. Однако, говорить нужно. По одной простой причине: то, как спорт показывается в Челябинске, не вызывает ничего, кроме раздражения.

Особенно, это касается, конечно, канала РТР. Достаточно сравнить московскую программу (как хорошо жить в мире интернета) этого канала и челябинскую. Вот самые свежие примеры. В первой в субботу 8 мая в 18:00 по челябинскому времени стоит трансляция матча «Зенит» vs «Динамо». Во второй трансляция этого матча начинается далеко за полночь, в 01:25 и начинается со второго тайма. Или, например, отсутствие объявленной и прорекламированной трансляции матча «Крылья Советов» vs «Спартак». Точно так же именно челябинское телевидение обошлось с игрой «Ротор» vs «Локомотив» две недели назад, точно так же было неделю назад, когда игра «Динамо» vs «Крылья Советов» начиналась в версии телевизионщиков в 00:20. Так поздно не играют нигде в мире. Это их кто-то обманул.

Взамен футбола зрителям предлагаются: программа «Юг» (Челябинск), молодежная программа «Карусель» (Челябинск), гала-концерт «Весны студенческой» (Челябинск, естественно). А затем «Аншлаг» (Москва). И это уже самый настоящий финиш. Единственной программой, которая вне всяких сомнений может и должна перекрывать любую другую, футбол в том числе может быть программа о песнях военного времени. Все остальное абсурдно.

И вот почему. Самым главной «отмазкой» телевизионщиков всегда является низкая рейтинговая стоимость спорта. Никогда не поверю в то, что матч чемпионата России по футболу имеет рейтинг ниже программы «Карусель». Покажите цифры! Конечно, «Аншлаг» будут смотреть больше зрителей, чем футбол. Но такая уж у нас страна: и комик у нас может стать губернатором.

И еще несколько претензий. К челябинскому телевидению за то, что оно ставит свои программы в самое, что ни на есть, «смотрибельное» время «поверх» передач на канале «Спорт». Ну что же это такое?! Ведь в таком случае посмотреть футбол, хоккей или гонки «Формулы-1» уже не представляется возможным вовсе.P
Поскольку этот канал пока нельзя посмотреть через «НТВ+» в отличие от того же РТР. Вместо спорта на спортивном же канале зрители должны смотреть бесконечные «Пользуясь случаем», «Челябинское времечко» и так далее.

Все бы ничего, если бы правительство Челябинской области не выступало инициатором программы развития спорта во всей стране. Получается, что вся эта программа фикция, все эти разговоры о том, что нужно отвлекать детей от негативного влияния улицы лишь политические словоблудия? Чем можно отвлечь детей от улицы? Программой «Пользуясь случаем»? Ха-ха!

Пытаясь выяснить причины я в прошлом году говорил с главным телевизионщиком Челябинска Василием Платоновым. Вот несколько фрагментов разговора:

Доля спорта на федеральном канале, разумеется, должна быть. Но при этом надо учитывать и потенциальную аудиторию спортивных программ. А она сегодня в области не очень значима. Согласно исследованиям « Gallup Media » аудитория в Челябинске колеблется примерно до десяти процентов от общего числа. Это переменная величина. Кто входит в эти десять процентов? Вы сами понимаете в первую очередь мужчины.

Понятно, что в России народ больше интересуют телесериалы, ток-шоу и интерактивные передачи, а не, например, чемпионат страны по хоккею. Но чем можно объяснить то, что на канале «Спорт» программы вашей компании почти постоянно перекрывают интереснейшие футбольные и хоккейные трансляции?

Считается, что футбольные и хоккейные болельщики только и делают, что звонят нам. Звонков таких не много. Давайте будем из этого исходить. Вы ставите проблему с ног на голову. Фраза «Челябинское телевидение перекрывает спортивные программы» - некорректна. Наша компания как раз привела на 36 канал спортивную программу «Это спорт». На сегодня канал «Спорт Россия» не имеет лицензии на вещание в Челябинске. А лицензия находится у нашей компании. Наоборот сегодня нужно сказать, что все те болельщики, которые получили возможность на 36 канале видеть спортивные трансляции они должны сказать «Спасибо» Челябинской государственной телерадиокомпании.

Неужели нельзя решить эту проблему?! Смотреть футбольный или хоккейный матч с половины не очень-то интересно. Может быть, можно развести трансляции и ваши программы по времени?

Во-первых, наверное как говорит наш президент: «Мухи отдельно, котлеты отдельно». Было бы разумно, если бы «Спорт России» уже в ближайшее время получил возможность вещать на отдельной собственной частоте. Это, кстати, сразу же повысило бы качество производимой каналом продукции. И более того с местными врезками местных спортивных программ. Федеральные общероссийские программы, в которые лаконично бы вписывались наши Даже прямые трансляции. У нас очень много спортивных мероприятий проходит в области, а после окончания строительства спортивных арен их будет еще больше, в том числе и российского масштаба. И в этом случае, естественно, «Спорт» выбрал бы того сетевого партнера в Челябинске, которого захотел Еще раз заявляю ЧГТРК не перекрывает спортивные программы на 36 канале. Мы, напротив, максимально, насколько это возможности наши нам позволяют, показываем их. То есть это наш подарок нашим зрителям. Иначе я назвать это никак не могу.

А если уточнять Да можно развести программы и трансляции по времени. Но для этого необходимы большие затраты, дополнительные. Программы же нам нужно писать, потом ставить их на другое время. На сегодня нам из какого-либо бюджета, федерального ли, областного, городского ни копейки, подчеркиваю, ни копейки не дается на то, чтобы мы обеспечили трансляции спортивных программ, вещание канала «Спорт». Мы делаем это за свой счет это не очень маленькие деньги.

Как руководитель телекомпании, вы считаете возможным показывать только какую-то часть матча?

Да, мы так и делаем. Когда нет возможности показать весь. Многое связано и со временем проведения. Если допустим в сетке вещания в это время стоит некий сериал, который идет уже несколько месяцев, а то и не один год, то вы сами понимаете на это время мы не можем поставить матч. Так мы накажем зрителей значительно больше. Эфир сам учитывает время проведения. Мы берем или часть матча, или период, или одну часть впрямую, другую в записи.

На самом деле, довольно сложно понять, почему телевидение взяло за правило показывать зрителям только часть матча, второй тайм, третий период, четвертую четверть. Ни один канал ведь не включает фильм с тридцатой минуты или спектакль со второго акта эстетического удовольствия от такого просмотра не будет никакого, не так ли?

Но вы же получили ответ: если, допустим, хоккей начался в пять часов и в это же время (с пяти до семи) стоит очередная серия сериала «Санта-Барбара», который бабушки и дедушки смотрят уже пять лет. Представьте, что будет, если вместо 358 серии их любимого фильма на экране появится хоккейный матч. Мы накажем тех зрителей, которые привыкли по несколько раз смотреть эти серии. Вот это временное событие приходится тоже учитывать. Если на первый период попала серия, то мы, конечно, покажем только второй и третий. Или показать первый, а остальные в записи передать позднее. Это, на мой взгляд, лучший вариант. Болельщик может побывать на матче, а потом дома еще раз с удовольствием посмотреть игру, с разных точек.

Много вопросов по поводу позднего времени показа матчей. Мне кажется, просто не имеет смысла даже показывать игру в таком случае кому она нужна, если начинается со второго периода и в два ночи?

Нет, я с вами не соглашусь. Есть хорошая пословица на этот счет: «Лучше поздно, чем никогда». Так и здесь. Нужно учитывать несколько факторов. Во-первых, не каждый человек может попасть на матч. Во-вторых, не каждый человек может успеть на прямую трансляцию матча. А какая-то часть аудитории ведет вообще ночной образ жизни. Говорить о том, что это бесполезно, я бы не стал. Но и говорить, что это полезно, тоже. Ночью аудитория, конечно, гораздо меньше. Но истинный спортивный болельщик обязательно найдет время посмотреть матч даже в такое время дня.

Эстетика просмотра матча часто нарушается довольно грубым образом врезками рекламы прямо во время игры. Бывает, что пока идет реклама, забивают гол или происходит еще что-то важное. Неужели подобных моментов нельзя избежать?

Реклама эта в соответствии с законом. Но сегодня ни один вещатель не имеет права давать рекламу чаще, чем раз в пятнадцать минут. И общий объем рекламы тут мы возвращаемся к тому, с чего и начинали разговор, то есть к деньгам не должен превышать двадцать процентов. Любая компания сегодня живет во многом за счет рекламы. С одной стороны зарабатывает деньги говорит закон, и делайте интересные программы но с другой он же нас и ограничивает Поверьте, телевидение прекрасно осознает, что реклама не лучшая программа для зрителя, что она многих раздражает Но грубо говоря, если матч прервать на пять минут рекламы можно заработать такие деньги, которые позволят этот самый матч показать Однако, вот что превратиться матч в таком случае Человек конечно, звереет в этом случае Но нужно понимать ситуацию Или должен прийти добрый дядя, принести мешок денег на покупку прав на трансляцию и заявить, что рекламы в матче не будет. Что касается моего мнения, то я сам не сторонник рекламы. Более того, я уверен, что все государственные СМИ на все социально значимые программы должны получать финансирование из бюджета. Полное. Естественно, реклама в детских программах запрещена. Программы конфессионнные тоже, там реклама тоже не допустима, даже по этическим соображениям. Ну и масса программ, которые тоже не допускают ее присутствия.

Платонова можно понять он защищает интересы своего предприятия. Он в данном случае корпоративен. Но вопросы остаются. Например, те, что касаются рекламы почему в религиозных программах реклама по этическим соображениям недопустима, а в футболе допустима лично мне, например, непонятно. Кстати, российскому телевидению стоит вспомнить, что на чемпионатах мира и олимпийских играх в хоккейных матчах предусмотрены специальные паузы для рекламы. Таким образом, решаются все проблемы: и зрители (овцы) сыты и не раздражены, и клубы/телевидение (волки) довольны при деньгах.

Но некоторые мысли Василия Ивановича можно принять. В первую очередь это касается объяснения причин отсутствия на государственном канале прямых трансляций. И в самом деле, если футбольный матч «Спартак» - ЦСКА интересен всем и рейтинг имеет соответствующий, то игра, например, челябинского «Зенита» (не в обиду этому клубу будет сказано) с «Уральцем» из Нижнего Тагила рейтинг будет иметь, вероятно, нулевой и интересной для телевидения будет вряд ли. Непривлекательность продукта - это первая причина. Вторая банальна. Деньги. Точнее их отсутствие. В Челябинске никто не хочет платить: ни телевидение клубам, ни клубы телевидению. Точнее мало кто имеет такую возможность.

Кроме того, надо учитывать, что Платонов возглавляет государственное телевидение. На частных каналах дело обстоит иначе, но лучше или хуже сказать пока невозможно.

Что еще? Пожалуй, отсутствие какой-либо системы в трансляциях. Например, в Магнитогорске «ТВ ИН» показывает ВСЕ домашние игры «Металлурга». У нас же трансляции дело случая. Хотя есть и адекватные времени: суперфинал «Уралочки», игры «Мечела» в суперлиге. В то время, когда телевидение заключило с российской хоккейной суперлигой договор о показе более ста матчей чемпионата, когда на экраны вернулся баскетбол, футзал, регби и даже хоккей на траве, в Челябинске спорт с экранов практически исчез. Или был отправлен в темное подполье на ночное время суток.

Резонно заметить, что и пиар трансляций матчей футбольного «Зенита» в этом смысле выглядит странно. Если на стадион посмотреть на эту скучную команду приходит меньше пятисот человек, то телеаудитория транслируемого в двенадцать ночи матча, который комментирует странный Павел Минаев, представляется совсем мизерной. Отдельный разговор уровень комментирования состязаний. Как российских московскими журналистами, так и челябинских челябинскими. Кто видел, согласится, без содрогания и опасения за свое психическое здоровье нельзя смотреть и слушать трансляции с матчей челябинских «Зенита» или «Славянки» в исполнении все того же Павла Минаева. Или московские трансляции в исполнении Георгия Твалтвадзе. Но это уже тема для совсем отдельного разговора.




10 последних статей в разделе Спорт

13.01.2010 Фестивалить на BGV
16.12.2009 Зимние игры
25.09.2009 Большой футбол для маленьких
06.02.2009 Ездим, смотрим, фестивалим!
24.06.2008 Extreme ёрселф!
03.04.2008 Прыгай вниз, не бойся
12.11.2007 Волейбол для взрослых
08.08.2007 Ищем своего тренера
04.06.2007 Малкин в Магнитке: под грифом и без
25.05.2007 Словарь современной спортсменки

Все статьи раздела Спорт >>