Давайте потанцуем!
текст: Яков Перельман31.08.2006
Модные способы быть в форме меняются каждое десятилетие. В восьмидесятых была аэробика с Джейн Фонда. В девяностых все качали железо в тренажерных залах, завешанных плакатами Арни. Затем на гребень волны вознесся фитнес: простые упражнения, диета и фитококтейли гарантировали тем, кто хотел приобрести идеальные пропорции, желаемый результат. Казалось, это надолго. Однако через несколько лет вошел в моду новый способ «быть в форме». В 2003 году Джон Коулман, помощник администратора престижной лондонской танцевальной студи «Pineapple», сказал журналистам: «Это просто какой-то бумP за год количество наших учеников удвоилось! И конца этому не предвидится!».
Скоро мода на танец докатилась и до России. Сегодня в столичных бесплатных газетах объявления «Ищу партнера для занятий бальными танцами» встречаются настолько часто, что некоторые издания отводят им целые рубрики. Количество официально зарегистрированных в Москве школ хореографии перевалило за шесть сотен. За пределами МКАД пока что все гораздо скромнее. Однако уже сейчас практически в каждом фитнес-клубе Челябинска посетителям кроме традиционных тренировок предлагают танцевальные курсы. Открываются в нашем городе и специализированные танцевальные студии, которые скорее можно отнести к «клубам по интересам», чем к спортивно-оздоровительным заведениям. В них можно не только разучить танцевальные па, но и узнать историю возникновения любимого танца.
Впрочем, значительную часть современных танцевальных фанатов не слишком занимают вопросы происхождения и эстетики. Прежде всего, они рассматривают свое увлечение как средство «слепить» фигуру и поправить здоровье. Действительно, за полчаса занятий современными танцами, например, R&B или хип-хопом, вы потратите 300 ккал, «латина» сожжет 225 ккал, а бальные танцы или чечеткаP ровно 200. При этом задействуются все группы мышц, обеспечивая посетительницам танцевальных тренировок и клубов изящество форм. Не случайно все известные танцовщицы выглядят намного моложе своих лет! Представителям сильного пола не стоит ждать больших объемов и рельефной мускулатурыP профессиональные танцоры, как правило, стройны и подтянуты. Однако кто сказал, что стройность не сочетается с силой?
Регулярные танцевальные тренировки развивают и самую важную группу мышцP сердце, кроме того, исчезает одышка, надоедливые ОРЗ и бронхиты. Укрепляется вестибулярный аппарат, развивается координация движений, улучшается осанка, так что среди любителей «поплясать» не бывает «медведей» и «клуш», вне зависимости от их веса и объемов. Психологический эффект от занятий также заметен: люди становятся более уверенными в себе и раскрепощенными, артистичными и открытыми. Ограничений для танцев почти нет: если речь идет не о нижнем брейке, то их можно рекомендовать даже беременным женщинам, пожилым людям и детям.
ТАНЦУЮЩИЙ МИР
По расписанию занятий в крупных танцевальных клубах можно запросто изучать географию: тут может быть и японский дэнгаку, и бразильская капоэйра, и венский вальс, и придуманный американцами фокстрот. Однако «большая пятерка», составляющая костяк любой хореографической школы, практически неизменна: бальные танцы, так называемая «латина», ирландские джиги и хорнпайпы, b elly d ance и клубные танцы.
Балы XXI века
Стандарты современного бального искусства разработали в 1924 году преподаватели, входившие в Английское Имперское общество учителей танцев. В первую официальную программу соревнований были включены все известные на тот момент танцы, кроме венского вальса. Британские хореографы предпочли свой, более медленный, вариант, предшественником которого был популярный в начале века американский вальс-бостон. Досадное упущение ликвидировали спустя несколько лет. Вплоть до семидесятых годов список танцев видоизменялся и дополнялся. Сегодня в официальную программу изучения входят по пять латиноамериканских и европейских танцев. К первым относятсяP ча-ча-ча, самба, румба, пасодобль и джайв, ко вторымP медленный и венский вальсы, танго, фокстрот и квикстеп.
Мамбо италиано
Вопреки названию, «клубная латина» первоначально не имела никакого отношения к модным танцполам. Долгое время эти танцы можно было увидеть только в закрытых клубах эмигрантов-латиноамериканцев, где белому человеку появляться было просто небезопасно. Зато сейчас, под сальсы, меренги, румбы, мамбо и ча-ча-ча, слегка адаптированные к ритмам популярной музыки, отплясывает молодежь всего мира.
Латиноамериканские танцы просты в исполнении, так что освоить набор базовых па можно буквально за несколько занятий. Например, характерные для меренги движения, «придуманные» еще чернокожими рабами с острова Испаньола: их щиколотки были скованы цепями, так что приходилось танцевать, совершая энергичные движения бедрами.
Более ритмичная и дерзкая румба появилась на Кубе и ведет свое происхождение от испанской хабанеры. Кстати, этот же танец, попав в Буэнос-Айрес, преобразился в знаменитое аргентинское тангоP символ несчастной любви, страсти, одиночества и эмигрантской тоски по родине. СальсаP это своеобразная « light -версия» румбы. Партнеры двигаются чуть медленнее и практически никогда не соприкасаются.
Впрочем, на клубных латиноамериканских вечеринках не принято особо различать направления и стили. Большинство пар просто импровизирует, наслаждаясь зажигательными ритмами. Исключение составляют вечеринки поклонников аргентинского тангоP милоги. Здесь все всерьез: тщательно создается атмосфера, пропитанная национальным колоритом, подбираются костюмы, и сам танец исполняется в строгом соответствии с каноном. Символ, все-таки.
Pump & Jamp
Современные клубные танцы тоже построены на смешении различных техник. Во время одного номера можно увидеть пружинящие прыжки, характерные для «хип-хопа», и традиционные диско-элементы. Или позаимствованный из чистого R&B «кач», при котором танцор напрягает мышцы живота, в то время как все остальное тело расслаблено, в сочетании с элементами брейка. Дискотечная направленность обусловила и характер основных движений: большая часть из них исполняется с учетом крайнего дефицита жизненного пространства. Площадка в два квадратных метраP вот и все, что нужно для занятий. Клубные танцы, как и современная «латина», носят импровизационный характер. Кстати именно поэтому все попытки их стандартизировать пока не увенчались успехом. В первую очередь сопротивляются сами клабберы, утверждая, что это убьет демократичный дух и универсальность танца. Соревнования по клубным танцамP это скорее попытка выяснить, кто является настоящей звездой вечеринки, чем спортивное состязание.
«Животная» энергетика
То, что в клубах называют Bellydance, по сути, является упрощенным вариантом фольклорного арабского танца, широко распространенного практически на всем Востоке. Современный танец живота отличается от оригинала тем, что исполняется, как правило, сольно. Основа Bellydance P характерные «удары» бедром, от которых соблазнительно трясется и раскачивается все тело танцовщицы. Кстати, первоначально этот танец вовсе не предназначался для мужских глаз. В османской империи танцовщиц нанимали, чтобы они развлекали обитательниц гаремов. При этом хозяин гарема на подобные «девичники» не допускался. Сейчас положение изменилось, и это устраивает всех: исполнительницы радуются своей отличной фигуре, отсутствию целлюлита и всеобщему вниманию, а зрители, среди которых подавляющее большинство составляют мужчины, наслаждаются незабываемым волнующим зрелищем.
Каблуки, которые потрясли мир
К национальным традициям в Ирландии относятся очень трепетно. Еще в 1929 году правительственная Комиссия Ирландских Танцев установила единые правила для каждого из них. Почти неизменной остается лишь поза исполнителяP «руки по швам, верхняя часть туловища неподвижна» и акцент на быструю работу ног. Но кейли, к примеру, танцуют «в группе» из множества человек, которые выстраиваются в линию или сходятся в круг. А разнообразные сетыP рилы, джиги и хорнпайпы, различаются количеством пар и характерными фигурами.
Курс кельтского танца обычно рекомендуют тем, кто озабочен проблемой «стройных ножек». Не удивительно, что еще недавно в группах, осваивавших джиги, преобладали представительницы прекрасного пола. Однако, вдохновившись другой ирландской традициейP пивом Guinness , все больше мужчин начинает более благосклонно относиться к идее надеть клетчатую юбку
Испанские страсти
С канонической точки зрения, то, что преподают в большинстве наших клубов, не имеет права называться фламенко. В Андалузии, на родине этой субкультуры, фламенко рассматривают как триединство живого музыкального сопровождения (токе), специфического пения (канте) и танца (байле). Живых музыкантов и певцов у нас, по вполне понятным причинам, заменяют проигрыватели. Тем не менее, удовольствие от зажигательного танца, который сопровождается ритмичной дробью каблуковP «сапатеадо», получают и сами танцоры, и зрители. Помимо «сапатеадо» танцоры используют «питос» (прищелкивание пальцами) и «пальмас» (ритмичные хлопки), которые должны звучать в два раза быстрее основного ритма песни. А вот считающиеся непременным атрибутом этого танца кастаньеты появились гораздо позже: в классическом фламенко руки танцора должны быть свободными. В Андалузии твердо убеждены, что нет таких чувств, которые невозможно передать с помощью фламенко. И судя по наполняемости танцевальных классов, многие люди разделяют это убеждение.
НАДЕНЬ СВОИ ЛУЧШИЕ ТУФЛИ!..
Помимо страстного желания, для того чтобы постигать танцевальные азы, нужна и определенная экипировка. Впрочем, в этом плане танцыP вполне демократичное увлечение. Независимо от вашего пола и выбранного танцевального направления, к одежде для тренировок предъявляются лишь общие требования: брюки или юбкаP удобные, просторные и, желательно, классического покроя, а футболки, топы и рубашки не должны стеснять движения.
Обувь для каждого вида танцев своя, а Bellydance и вовсе исполняют босиком. Преподаватель наверняка объяснит вам, как выбрать чешки, «джазовки», босоножки или туфли, какая должна быть подошва и высота каблука. На этом аксессуаре экономить нельзя, ведь «легкие» ноги для танцораP самое главное.
Гораздо сложнее с нарядами для публичных выступлений и соревнованийP профессиональный костюм обойдется минимум в 500$. Однако, согласно неписанным правилам, показная роскошь на соревнованиях не приветствуется: судьи больше обращают внимание на технику исполнения и эмоции, а не на одежду. Ведь танец, который идет не от сердца,P это просто набор движений.
Все материалы журнала «Стиль» вы можете прочесть на сайте www.style-chel.ru
Tweet
13.01.2010 Фестивалить на BGV
16.12.2009 Зимние игры
25.09.2009 Большой футбол для маленьких
06.02.2009 Ездим, смотрим, фестивалим!
24.06.2008 Extreme ёрселф!
03.04.2008 Прыгай вниз, не бойся
12.11.2007 Волейбол для взрослых
08.08.2007 Ищем своего тренера
04.06.2007 Малкин в Магнитке: под грифом и без
25.05.2007 Словарь современной спортсменки
Все статьи раздела Спорт >>