Самострой на берегу стратегического водоема
текст: Евгения Репникова, Ирина Дурманова, Андрей Сафонов23.10.2008
На земле в зонах санитарной охраны, в лесах и вблизи памятников природы пока властвует не закон, а старая привычка
Земельный вопрос
(Продолжение. Начало «Пашня становится золотой»)
Сегодня мы продолжаем серию публикаций, посвященных земельному вопросу. Вторая часть цикла посвящена ситуации в лесах, вблизи памятников природы и в зонах санитарной охраны. Здесь сразу бросается в глаза напряженность вокруг Шершневского водохранилища, главного питьевого источника миллионного Челябинска.
Страсти на берегу Шершней
В последнее время берег питьевого источника безудержно, бесшабашно застраивается разношерстными коттеджами. Удивляет изобилие архитектурной безвкусицы. С космической скоростью разрастается береговая зона единственного водоема, снабжающего водой миллионный Челябинск и еще семь городов-спутников. Выдержит ли водохранилище возросшую нагрузку, не потеряет ли способность самоочищаться? На этот вопрос сегодня не отвечают даже специалисты, которые говорят о необходимости проведения исследований, мониторинга и т.д. Пока ученые сомневаются, не говоря четкое «нет», платежеспособный народ спешит занять лакомый кусок земли и построить на нем очередное элитное архитектурное нагромождение.
Всего этого можно было избежать, если бы выполнялся закон, регулирующий земельные отношения в зоне санитарной охраны водоемов. Впрочем, строительство одного из объектов недавно удалось предотвратить.
4 сентября 2008 года суд Сосновского района по иску природоохранной прокуратуры области вынес решение о признании недействительным и ненормативным постановления администрации Кременкульской сельской администрации 1993 года о передаче земельных участков на территории поселка Западный во временное пользование. Это сейчас земля на береговой территории стоит огромных денег, 15 лет назад ее выделяли под огороды и картошку в непомерных количествах, не было строгого учета и регистрации. Позволяя жителям поселка высаживать картошку на берегу водоема, администрация села не удосужилась заглянуть в закон. По действовавшему тогда Водному кодексу РФ распашка земли в 300-метровой зоне была категорически запрещена. Население окучивало картошку, уничтожало колорадского жука, удобряло и снимало урожай капусты и морковки, химикаты вместе со сточными водами попадали в водоем. Его спасло то, что огородов было немного. С этой нагрузкой Шершни справились.
Советское наследие
В советские времена существовал регламент для сельхозпредприятий, которые расположены в береговой зоне. Разрешалось применять определенное количество минеральных удобрений, был перечень запрещенных почвенных подпиток. Зато к процедуре выделения земли серьезно не относились ни сами жители, ни руководство села. Документы выпускались с нарушениями, не соответствовали нормам по форме и по содержанию. Сегодня эти ветхие бумажки являются основанием для регистрации прав собственности на землю и позволяют превращать процедуру, многомиллионной стоимости для собственника и экологического риска для огромного количества людей, в фарс. Признание документа ненормативным привело к тому, что два человека из списка потеряли право на участки, расположенные на самом берегу Шершневского водохранилища. Решение суда остановило факт регистрации и продажи.
Впервые о береговой зоне водохранилища заговорили в связи с возведением поселка Настина деревня и действий строительной компании «Лик» и ее генерального директора Леонида Лосева. Прошли многочисленные судебные процессы, строительство не остановили, но все технические условия, обеспечивающие безопасность, а точнее минимизирующие риск загрязнения питьевого источника, строители выполнили. И это тоже результат. Во многом он стал возможен благодаря активности Общественной палате области.
Между тем прибрежная застройка зашкалила все разумные пределы. Если работу строительных компаний можно регулировать, то индивидуалы остаются бесконтрольными. Чаще всего, дома сначала строят, а потом добиваются регистрации.
Стихийные огороды
Очередная скандальная история началась пять месяцев назад, когда на берегу Шершневского водохранилища неизвестная женщина стала устанавливать забор и заявила, что собирается здесь строить дом. Члены комиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты обратилась в прокуратуру. Самоуправные действия требовали юридической оценки, тем более что случаев элементарного невыполнения правил оформления в области много. Они позволяют присутствовать хаосу в земельных делах.
После обращения в прокуратуру специалисты тщательно изучили документы и сочли их не соответствующими нормам. В постановлении муниципалитета, на которые ссылалась захватчица земли в санитарной зоне, нет уточнения, о каких именно участках идет речь. В нашем случае это так называемые стихийно образованные огороды. Люди распахали участки, где хотели. А захотели они это сделать на самом берегу водоема. В постановлении же указан только адрес их места проживания.
Семья, о которой речь, имела три участка земли. На какой из них было оформлено постановление, трудно сказать. В 1998 году супруги разошлись. Насколько известно, женщине был выделен другой участок, на котором она построила дом и продала его. Площадка, которую сейчас пытается продать, числилась за ее мужем. Он его обрабатывал, и тому есть масса свидетелей. Так вот, эта предприимчивая особа, не поставив бывшего мужа в известность, попыталась оформить землю в собственность. Прошла регистрацию. По сведениям главы поселения, выписки из похозяйственной книги она на этот участок не брала. Как у нее это получилось, остается только догадываться и проверять. В обычных случаях у людей оформление занимает как минимум полгода.
Этот случай выявил массу вопросов, с которыми надо разбираться контролирующим органам, у которых есть доступ к документам.
Смотрим в книгу, видим регистрацию
Почему стали возможны перекосы при выделении земли в санитарной зоне? Как пояснила нам Елена Костырева, главный юрист фирмы «Лекс», занимающейся оформлением участков, здесь действуют иные законы. На первый взгляд, они четкие и ясные.
Границы сельского поселения определены, поясняет Елена Борисовна, в пределах этих границ, соответственно территориальному зонированию, есть участки под малоэтажную застройку. Сельские поселения могут предоставлять эти земли населению. Право на регистрацию имеют те, кто внесен в списки на выделение земли. Основанием для регистрации служит запись в похозяйственной книге. Форма выписки утверждена правительством РФ в 2006 году. Этот документ выдает муниципалитет. Далее земля межуется, на основании градостроительного плана геодезисты заводят землеустроительное дело. Документы сдаются в кадастровую палату, затем выписка и кадастровый план поступают в регистрационную палату, где оформляется право на землю. Процедура не сложная. Все просто и понятно. Если не брать в расчет бюрократические проволочки и очереди.
Возможно такое: в документах существует запись о выделении земли, а местоположение участка не уточняется?
Да, и это проблема всех сельских поселений.
Схема оставляет лазейки для мошенничества?
Если только из похозяйственной книги делается выписка несуществующей записи. Надо смотреть в сельском поселении, кто занимается ведением похозяйственного учета. Это документы строгой отчетности. В сельском поселении они подтверждают права владения домостроениями и земельными участками. Первый закон о ведении учета в сельских поселениях был издан в 1923 году. С тех пор записи делаются непрерывно. Для каждого объекта владения определены отдельные страницы. По аналогу поквартирных карточек, которые есть в городах. Существуют записи учета первичного владельца и его смены.
Жить не по правилам
Более предметно обращение с землей вблизи водного объекта регулируются Водным кодексом РФ, в котором, кстати, не оговариваются условия для питьевых источников. Но существует еще ряд законов и нормативных документов, которые, по большому счету, ставят запрет на то, что сегодня происходит. Однако их предпочитают в подобных случаях не цитировать.
Питьевой источник попадает под нормы Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Постановления главного санитарного врача РФ СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». На основании Водного кодекса РФ строительство на спорных участках возможно. СанПиН дает более жесткие нормы. Официально у нас объявлена санитарная зона 200 метров. Кстати, об этом стали говорить только в последнее время. Поначалу обозначали только 50 метров, что соответствует охранной зоне простых водоемов. По СанПиНу эта величина увеличивается до 500 метров. Она делится на три пояса и, какая-либо деятельность на ней регламентируется Роспотребнадзором, непосредственно главным санитарным врачом региона. Вышеупомянутая несостоявшаяся владелица устанавливала забор под строительство без каких-либо согласований. Она решила прибегнуть к проверенному правилу: сначала дом потом согласование. По законам и здравому смыслу такие действия недопустимы, но, к сожалению, у нас это становится нормой даже в особых зонах.
Нужен план застройки зоны
Экологи показали нам фотографии, сделанные на берегу Шершневского водохранилища. Хотя мы постоянно проезжаем мимо подобных картин, концентрированный взгляд фотографа привел в оцепенение. Горы мусора, остатки строительных материалов все это на берегу. На поверхности водоема неприятная слизь. Отсюда мы пьем воду и здесь же сами гадим
В конце второго материала о рыночных приключениях земли хочется сделать упрек тем, кто влияет на систему жизни региона, в чьих руках государственная и муниципальная власть. Даже первичное погружение в проблему показывает, что участки и стоящие на них домовладения в охранной зоне должны эксплуатироваться по специальным правилам (условиям канализации, обращения с бытовыми отходами, использование удобрений и т.д.). Охранные зоны должны быть обозначены. Словом, для земли, расположенной возле единственного питьевого источника миллионного Челябинска, давно пора создать очень четкие правила выделения и эксплуатации. Необходим генеральный план территориального строительства, который содержал бы хоть какие-то рамки, не позволяющие портить, в том числе, и эстетическое восприятие выгодно расположенной территории. Без этого документа не может возводиться ни один дом. А о том, как отводится земля под застройку не в санитарной зоне, а на обычных городских территориях в следующей, заключительной части нашего цикла.
Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»
Tweet
24.08.2010 Им кричали «Фантастико!»
24.08.2010 Планета Железяка
16.08.2010 Даже кусочек половой тряпочки нужно носить с достоинством
16.08.2010 Привези мне аленький цветочек
16.08.2010 Пилочки и палочки
16.08.2010 10 дней учебы - и вы капитан
14.07.2010 Как выбрать свадебного фотографа?
14.07.2010 День в парке
09.07.2010 Танцы под открытым небом
02.07.2010 Больше влаги и ярких цветов
Все статьи раздела Обзор прессы >>