Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Парадоксы челябинской е-коммерции

Парадоксы челябинской е-коммерции

текст: Slach
06.04.2004

"Идея продажи товаров и услуг через ИнтернетP- вот одна из причин, которая привела к взрывообразному росту количества пользователей Интернет во всем мире. Ежедневно множество людей во всем мире предпочитают "online" доставку, обычной прогулке в ближайший магазин, мотивируя это экономией времени и возможностью найти товар в Интернете по той же (а часто и более низкой) цене, чем в розницу, да еще и с доставкой на дом. Оборот крупнейшего в мире www.amazon.comP составил в 2002 году до $1.43 миллиардов долларов, впечатляющая цифра, не правда ли? "

Вот так обычно начинаются все хвалебные статьи на тему электронной коммерции, с применением шаманского сленга изобилующего словами типа b2c (розничная продажа товаров через Интернет), b2b (совершение сделок через Интернет и оптовые продажи), forex и другими понятиями, описывающими достижения прогресса на пути построения потребительской цивилизации. А теперь, спустимся с высот философского осмысления глобализации общества и попробуем вернуться в родные пенаты. Ну почему же в любимом нашем Челябинске до сих пор на всех углах не видно рекламы типа: "Пицца с доставкой в офис за 3 часа - www.pizza74.ru" , "Купи стиральную машину и получи 15% скидку на покупку mp3 плейераP- www.golovanov.ru", "Скоро праздник! А ваш Босс уже заказал элитный коньяк на вечеринку - www.5ocean.ru"!? Попытаемся разобраться в причинах, по которым это происходит.P
Нельзя сказать, что розничной торговли через Интернет у нас в Челябинске нет совсем. Она ЕСТЬ, просто ее возможностями пользуется не такое большое количество людей, как хотелось бы владельцам подобных сервисов. ХотяP по общему количеству пользователей интернет "вообще", наша Челябинская область уверенно идет в первой пятерке регионов России, подтверждением тому может служить хотя бы то, что читаете вы эти строки.P Вот вам и первый "парадокс".

Итак, в чем же причины?

Во-первых, в условиях Челябинска невозможно существование online магазина, без offline поддержки. То есть, невозможно организовать подобный сервис, который станет приносить существенный доход на пустом месте, даже имея существенные капиталовложения. Мало иметь свой склад и службу доставки, а также удобный и красивый website, бюджеты на рекламу и т.п. Необходимо иметь существенную скидку у оптового поставщика, а значит иметь такую "маржу" на которой можно зарабатывать и при этом держать цены не выше чем в обычном магазине. Такую скидку можно получить либо имея соответствующие объемы продаж (объемы закупок у поставщика), либо являясь дочерней структурой крупного розничного (оптового) продавца, который такую скидку уже имеет.
Вот вам и второй "парадокс" - не стоит ждать появления интернет- магазина как самостоятельной независимой структуры, которая напрямую общается с поставщиками товара, в Челябинске и его окрестностях, даже при наличии реальных живых примеров в виде американского www.amazon.com и российских www.ozon.ru, www.ehouse.ru магазинов.P Это возможно,P но только при условии, что этот магазин будет торговать уникальным товаром, не встречающимся на прилавках в рознице или в столичных интернет-магазинах. Следовательно, подавляющему большинству покупателей такой товар будет попросту не нужен.

Издержки, возникающие при организации службы доставки и каталога с описаниями товаров, для некоторых групп товаров могут существенно превышать затраты на организацию обычного магазина. Разумному предпринимателю понятно, что далеко не все товары можно массово продавать через интернет в розницу. Например одежду или обувь, без примерки практически никто не купит (ну разве что сумки спортивные или зонтики). А если осуществлять "примерку на дому", тогда цена такого "выезда на дом" обойдется покупателю значительно дороже, времени и денег, потраченных на поездку в магазин. Кроме того, в Интернете покупатель, вследствие своего естественного консерватизма, поначалу стремится делать небольшие покупки - так сказать "попробовать на вкус". Соотвественно, он далеко не всегда серьезно относится к тому, что после нажатия кнопки "оформить заказ", запускается цепная реакция службы доставки. В практике челябинских online магазинов нередки случаи, когда клиент недоступен по контактным телефонам или когда после оформления заказа клиент осуществляет покупку в розничном магазине до того, как к нему приезжает курьер. Бензин-то не бесплатный! Справедливости ради, стоит отметить, что частенько возникают и обратные ситуации: клиент напрасно ждет курьера в положенный срок.
Что касается описаний товаров в интернет-магазине, то себестоимость затрат для составления "грамотного и эксклюзивного описания" (а не взятого из Интернета) может исчисляться от 10 до 100 рублей за одну позицию в прайс-листе. А теперь представьте, что вы торгуете номенклатурой 10000 наименований. Ясно, что сумма, которую придется потратить на первоначальное наполнение, будет колебаться в пределах от 10 000 до 100 000 рублей. Поддержка такого каталога - тоже удовольствие не из дешевых.
Вот вам и третий "парадокс" - несмотря на то, что многие Челябинские offline компании заявляют о том, что рассматривают Интернет, как один из "перспективных" сегментов рынка, далеко не все стремятся выносить хотя быP малую часть своих продаж в этот сегмент, не говоря уже о существенных инвестициях в этом направлении. Поскольку боятся издержек либо не могут их просчитать.

Ну и в третьих, альтернативы схеме расчета "наличными курьеру" - в Челябинске не существует. За рубежом существует ни один десяток межбанковских процессинговых центров, которые помогают осуществлять прием платежей по кредитным картам VISA и MasterCard, но большинство из них не принимают к оплате карты из России. Есть несколько подобных центров и в России, например www.assist.ru и www.cyberplat.ru, но все они не берут на себя ответственности за случаи обмана с использованием данных украденных кредитных карт. То есть, в случае, когда оплата признается недействительной, магазин лишается денег, полученных за уже отправленный товар. В последнее время появились альтернативные схемы расчета такие как www.facturapay.ru (перевод безналичных платежей) и www.simmp.ru (оплата с помощью мобильного телефона), но и у этих систем существует множество ограничений - наличие счета в банке-эмитенте, работа только с юридическими лицами и тому подобное.P Кроме того, не стоит забывать про процент, взимаемый такими центрами за предоставляемые услуги - зачастую он существенно выше процента за обычные банковские услуги.
Вот и последний "парадокс" - несмотря на очевидные преимущества "электронных платежей", любой online магазин, который внедряет у себя подобную схему оплаты услуг рискует собственными деньгами.

Все, хватит с нас парадоксов. Пора представить пионеров, которые движимые жаждой наживы пополам с альтруистическими настроениями сделать Челябинск лучше, все же рискуют работать на рынке розничной online доставки.
Поскольку Интернет-магазинов как самостоятельных структур у нас в городе нет, и не намечается, перейдем к Интернет-витринам offline предприятий. Естественно, что первыми на рынок online доставки вышли компьютерные фирмы, как наиболее "продвинутые" представители торгового бизнеса.

www.oneclick.ruP - первый серьезный игрок на рынке, торгует компьютерами, комплектующими к ним и сотовыми телефонами. Организован как отдельное юридическое лицо, при этом фактически являясь "розничным отделом" одной из крупных челябинских оптовых фирм по поставкам компьютерной и оргтехники. На первых порах служба доставки была бесплатна, курьер мог помочь настроить купленный компьютер и провести консультацию, но теперь это вынесено в раздел "услуги". Хорошо составленный каталог товаров, качественный оригинальный дизайн и удобная навигация по сайту. Доставка обычно осуществляется на следующий день. В принципе для многих мелких фирм и частных покупателей OneClick стал реальной альтернативой при покупке компьютерных комплектующих в Челябинске. Однако и у него в работе есть проблемы. Например категорическое нежелание возвращать деньги в случае если комплектующие оказались некачественными. Мне известны два случая, когда клиентам по три раза меняли хаб и видеокарту, в результате чего клиент оставался без денег как минимум на 20 дней. Естественно такие проблемы возникают в любой фирме и владельцы OneClick достаточно успешно с ними борются.
http://shop.ttst.ru, http://shop.westa.ru, http://shop.apicom.ru Розничные продавцы. Поскольку активной рекламной компании по продвижению именно этого направления услуг ими не проводится, то основными клиентами являются постоянные покупатели этих розничных продавцов. В отличие от OneClick, в большинстве случаев не весь товар есть на складе. Хотя особых проблем с доставкой во всех трех магазинах не наблюдается. Единственный из этой категории online магазинов, кто отличился не в лучшую сторону -Т.Т.С.Т. Магазин активно использует для рекламы методы СПАМА, что, на мой взгляд, отрицательно сказывается на имидже компании.

www.leonis.ru - региональное представительство московской компании, при сроках поставки от 4 до 14 дней, конкурировать могут только ценами, что у них не очень получается. Цены ничуть не ниже чем розничные в Челябинске, однако, это первый компьютерный online магазин, выпустивший наружную рекламу в общественном транспорте.

www.t1.uu.ru - online витрина самой крупной в Челябинске сети салонов связи. Торгует телефонами GSM, CDMA, DECT и DAMPS стандарта, аксессуарами к ним и карточками экспресс доставки. Все товары, представленные в каталоге есть в наличии, поскольку прайс интернет магазина составляется как суммарный прайс склада и всех салонов. Бесплатная доставка по Челябинску (обычно в день заказа или на следующий день, но случаются проколы), широкий выбор телефонов, качественный дизайн сайта. Однако описания есть далеко не на все модели и нельзя купить уже подключенный телефон - вот некоторые недостатки этого магазина, с которыми администрация магазина обещает покончить в самое ближайшее время.

www.uralton.ru -P online витрина сети крупных магазинов по продаже лицензионной CD, Video, DVD и Audio продукции. Некоторые позиции нельзя приобрести ни в одном другом магазине города. Фирмы "Т1" и "Уралтон" это дружественные структуры, дизайн сайтов выполнен в едином стиле и имеет схожую навигацию, соответственно и все вышеперечисленные недостатки в его работе присутствуют.

www.kassy.ru - очень перспективный, агрессивный и совсем недавно появившийся сервис по продажам билетов на зрелищные мероприятия, такие как кинофильмы, спектакли, спортивные матчи и т.п. Это online представительство "Городских зрелищных касс", благодаря этому сервису теперь можно приобрести билеты в "Киномакс" не выходя из дома. Посмотрим, как они будут справляться с доставкой. Думаю, что желающих воспользоваться этим сервисом будет более чем достаточно, билет на фильм - это не холодильник.

www.elpifoto.ru - online витрина оптовой компании "ЭЛПИ", которая торгует фотоаппаратами и аксессуарами к ним. Несмотря на хороший дизайн заполнение каталога идет очень слабо, типичный пример, когда offline структура недостаточно серьезно относится к потенциалу интернета, считая что наличие online витрины, должно прежде всего решать задачу престижа фирмы, а уже потом задачу непосредственно продажи товаров.

www.chelfoto.ru - а вот совсем другой пример, когда небольшая компания стремиться сделать витрину с полными и подробными описаниями и несмотря на более высокие цены, думаю что многие покупатели отдадут предпочтение ей, а не ЭЛПИ

www.gefest-ural.ru - бумага и канцелярия. "Гефест" - достаточно известная в городе фирма, доставка работает без сбоев, в чем я смог убедиться лично, причем доставка БЕСПЛАТНАЯ если заказывать через Интернет. Единственное что было непонятноP - время приезда курьера, поскольку "Гефест" при торговле через Интернет ориентируется на корпоративного покупателя, точное время приезда не оговаривается, соответственно доставку лучше назначать в офис, а не домой.

www.aspektauto.ru - запчасти к автомобилям.P Еще один пример, когда фирма сделавшая себе качественный online магазин на заказ, не стремиться поддерживать его на должном уровне, о чем свидетельствуют ошибки в каталоге товаров (колонка "Артикул" явно сбилась) и практически нулевой процент описаний товаров.

Ярким пятном на фоне всех выше перечисленных является www.qpi.ru. Это не online магазин, а торговый информационный портал, его модель бизнеса построена несколько по другим принципам. Фактически за умеренную абонентскую плату они предоставляют другим фирмам гибкий инструмент по созданию собственной on-line витрины. Агрессивная реклама как в online, так и в offline (думаю, что многие из вас запомнили тизер "ОН Огромный Новый магазин уже рядом, ищи его) и оригинальная для Челябинска идея, позволяет qpi.ru быть объектом пристального внимания челябинских пользователей интернет. Однако ошибки в реализации программного обеспечения, которое поставляется клиентам и достаточно существенные недочеты в навигации по сайту, не позволяют этому проекту выйти на должный уровень.

Ну вот, вроде никого не забыл, про всех рассказал немного и покритиковал тоже в меру. Если у вас есть что добавить, обязательно пишите отзывы, подискутируем.
Вообще, если у вас есть опыт покупок в Челябинских online магазинах, оставляйте отзывы, это поможет определиться тем читателям, которые еще не пробовали покупать товары через Интернет.



10 последних статей в разделе Game/Online

12.07.2005 Новинки Electronic Entertainment Expo. Часть вторая
28.06.2005 Новинки Electronic Entertainment Expo
08.06.2005 Русские зажигают
17.05.2005 Лучше экшена только экшен
04.04.2005 Холодная война: новый взгляд
21.03.2005 Весна пришла
09.03.2005 Пробуждение
01.03.2005 Ё-моё
16.02.2005 Предварительные итоги 2004 года. Часть вторая.
09.02.2005 Предварительные итоги 2004 года

Все статьи раздела Game/Online >>