Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Блеск и нищета продуктовых сетей

Блеск и нищета продуктовых сетей

текст: Елена Железова
20.07.2005

2004-й год многие аналитики называли застойным, «мертвым», «пустым», имея в виду состояние продуктовой розницы в Челябинске. Тем не менее, по итогам 2004 года, объем розничного продуктового рынка в Челябинске составил $877 млн., и по прогнозам вырастет в 2005 году до $ 1,05 млрд. Да и отдельные розничные сети, торгующие продуктами, с этим мнением не согласны. Для них прошлый год был вполне успешнымP открылись новые магазины больших форматов, вырос товарооборот. Правда, все эти успехи мало заметны по городу в целом.

В Челябинске сложилась парадоксальная ситуация: при отмечаемом статистикой росте душевого дохода (больше чем на две тысячи рублей за 2004 г. по отношению к 2003г.) и повышении требований потребителей к приобретаемым товарам, в отдельных районах города заметны только дискаунтеры. При наличии в городе 49 (по данным на конец 2004 г.) универсамов средний класс испытывает острую нехватку «удобных» магазинов, где они могли бы удовлетворить свои потребности в качественных продуктах и их большом выборе. Практически неохваченным остался сегмент премиум. Попытка создать магазин формата "cash&carry" так и осталась попыткой. Региональные продуктовые ритейлеры прекрасно осознают это, но не спешат радовать горожан действительно востребованными форматами. В чем причина такого перекошенного развития продуктовой розницы? Первое, что напрашиваетсяP острая нехватка средств на развитие.

Где деньги, Зин?

Стратегические планы сетевых продуктовых ритейлеров требуют серьезных капиталовложений. По словам директора компании «Незабудка-Сервис» Виталия Никулина, открытие супермаркета обходится в Челябинске в среднем в $700 тысяч, дискаунтеры «дешевле»P $250 тысяч, но для достижения того же товарооборота, который показывает супермаркет, их требуется открыть больше. Вытаскивать такие средства из оборотных средств компании не стремятся, пытаясь найти другие способы аккумулирования финансовых ресурсов.

Блеск и нищета продуктовых сетей

Та же «Незабудка-Сервис» разместила в мае текущего года первый выпуск векселей в рамках вексельной программы торговой сети «Незабудка» объемом 50 миллионов рублей и доходностью 16-19% годовых. Те московские сети, которые скоро появятся или уже присутствуют на нашем рынке, тоже озабочены поиском инвестиций. К примеру, «Пятерочка» заявляла, что собирается выкупать бизнес своих франчайзеровP тогда собственная сеть компании вырастет вдвое, и она сможет усилить свои позиции на рынке. Правда, некоторые аналитики полагают, что это заявление очень похоже на рекламный ходP оно прозвучало перед выходом «Пятерочки» на IPO и размещением облигаций.

Прогнозируют выход на IPO еще одного ритейлераP сети «Перекресток», которая уже имеет на Челябинск вполне оформившиеся планы. «Седьмой континент», подтвердивший свои намерения относительно Челябинска, уже в прошлом году продал на открытом рынке 8, 4 млн. собственных акций. Значительные финансовые вложения требуются и «Магниту», чья управляющая компания «Тандер» уже с апреля приступила к реализации генерального плана развития, согласно которому ежемесячно будет открываться по 100 магазинов сети. Так что на двух магазинах в Челябинске «Магнит» точно не остановится.

«Молния» пока предпочитает идти традиционным путемP привлечением кредитных займов. «Все компании привлекают сторонние денежные средства для развития бизнеса,P считает генеральный директор «ЦТ «Молния» Александр Ширеков ,P если кредитным займом правильно распорядиться, то его вполне достаточно для осуществления текущих планов. Мы нашли такой способP вложения в недвижимость».P

Гости из будущего

Среди продуктовых розничных сетей, которые имеют влияние на местный рынок, можно назвать сети дискаунтеров «Пятерочка», «Дикси», мультиформатную сеть компании «Незабудка-Сервис», сеть супермаркетов «ЦТ «Молния» и «Панорама», сеть «Союз», а также сеть, созданную 1-м Хлебокомбинатом.

Блеск и нищета продуктовых сетей

Практически у каждого из сетевых образований сегодня появились или появятся уже в будущем году конкуренты из других регионов. «Пятерочке», «Незабудке» и «Дикси» не стоит расслаблятьсяP сеть жестких дискаунтеров «Магнит» из Краснодара уже открыла два магазина, и вряд ли остановится на этом. Для успешной работы и достижения заметной доли на рынке, «Магниту» необходимо поставить минимум 15-20 магазинов.

Каждой твари по паре

Мультиформатная сеть, которую начала строить компания «Незабудка-Сервис» три года назад, открыв в 2002 году супермаркет «Одиссей», сегодня включает в себя 7 дискаунтеров «Незабудка», 8 супермаркетов, среди которых кроме «Одиссея» «Бессарабский», «Алые паруса», 18 универсамов и один гипермаркет «ДарСити», открывшийся в прошлом году в Миассе. «Это наш пилотный проект гипермаркета,P говорит директор компании «Незабудка-Сервис» Виталий Никулин,P мы рассчитываем охватить несколько городов, тиражируя его: Чебаркуль, Миасс, Златоуст. В настоящее время компания рассматривает возможность открытия подобного гипермаркета в Челябинске».

В следующем году у сети, формат которой сама компания «НезабудкаP Сервис» считает очень удачной, появится конкурентP московская мультиформатная сеть «Седьмой континент». В рамках сети работает 89 магазинов в четырех форматах: «Седьмой континентP Пять звезд» (21 магазин), «Седьмой континентP Универсам» (31), «Седьмой континентP Магазин у дома» (36), гипермаркет «Наш» (1). Сейчас практически вся сеть локализуется в Москве, и первым региональным городом, где появится «Седьмой континент», станет Челябинск.

Здесь «Седьмой континент» получит в долгосрочную аренду часть торгового комплекса на ул.Артиллерийской, который строит компания «Сити парк». Формат, который выбрал «Седьмой континент» для выхода на региональный рынок, новый для самой сети. В Челябинске откроется гипермаркет «Наш», второй после открытого в июне этого года московского гипермаркета. Торговая площадь «Нашего» гипермаркета планируется порядка 8 000 кв.м, где разместится 35 000P 40 000 ассортиментных позиций продуктов питания и сопутствующих товаров.

Блеск и нищета продуктовых сетей

Учитывая, что местом будущей дислокация челябинского гипермаркета «Незабудки-Сервис» называют тоже район, близкий к центру города, между этими двумя компаниями может развернуться серьезная конкуренция.

Полный вариант статьи Pчитайте в журнале "Покупай лучшее" 6(46)2005

P





10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>