Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Языковой блицкриг

Языковой блицкриг

текст: Елена Панова
12.09.2005

Рынок обучения иностранным языкам в Челябинске, по мнению некоторых его игроков, за последние полгода совершил качественный рывок, выйдя на принципиально новый уровень. Возможно, это тот самый случай, когда количество перерастает в качество

То, что спрос стал гораздо требовательнее, в первую очередь, считают эксперты, ощутили организаторы «гипнотических» методов изучения языков вроде «Английского за сорок часов» или методики 25-го кадра. Отмечается также понижение спроса на узкотематические курсы типа «Деловой английский»: клиенты убедились, что любая языковая конструкция без грамматического каркаса обречена на разрушение. А посему в моде классическое образование: алфавит, грамматика, лексика, перевод и штудирование текстов. Однако научно технический прогресс не дремлет совершенствуются технологии, повышается качество учебников, меняется также и мотивация людей. И все-таки до сих пор бытует мнение, что для хорошего знания языка (по крайней мере, для овладения уровнем upper -intermediate ) нужно поступать на второе (третье, четвертое) высшее в один из вузов Челябинска. Корни такого убеждения произрастают из времен десятилетней давности, когда такого разнообразия курсов, школ, академий и колледжей, специализирующихся на языках, в городе не было. Рынок частного обучения до 1990 года держали репетиторы: учителя средних школ и преподаватели ВУЗов. Подготовку они давали качественную, но гарантий, зафиксированных в договоре, никаких.

Кто ответит первым

Но экономические реформы и открывшиеся границы для бизнеса и туризма подготовили почву для бизнеса на языке. Конечно, на тот момент самым востребованным был английский. Первой юридической организацией на рынке частных услуг по обучению иностранным языкам стала Челябинская городская общественная организация «Ассоциация преподавателей ВУЗов». За ними только через четыре года появился «Английский клуб», еще год спустяP клуб общения на английском языке M r. E nglish и так по нарастающей . В итоге за пятнадцать лет возникло более 20 всевозможных языковых учебных заведений со сходным набором услуг: обучение английскому языку с любого уровня, детские программы, курс общения с носителями языка, интенсивный курс, курс произношения, двухнедельный курс для выезжающих за границу. А в последнее время добавились и корпоративные курсы. Языковые центры очень чутко реагируют на запросы рынка: нужен туристический английскийP все курсы разработали программы, бизнес-английский тоже веление времени. А, например, корпоративное обучение сегодня только развивается, но все больше востребовано. По мнению директора M r. E nglish Ольги Елькиной, первые позиции на рынке занимает тот, кто оперативно может отреагировать на формирующуюся потребность и соединить ученика, в роли котрого может выступить и топ-менеджер, и ученик 11 класса, собирающийся сдавать ЕГ, с идеальным преподавателем для конкретного человека.

Наибольшим спросом у корпоративных клиентов пользуется разговорный английский. Многие учили язык в школе или в институте, где преподаватели обращали внимание на понимание, умение читать и переводить, и на практике получалось, что грамматикой сотрудник владеет, а говорить не умеет. На втором месте по популярностиP бизнес-лексика и умение вести деловую переписку. Еще один частый запросP английский с уклоном в профессиональную область компании. У Mr. English одним из первых корпоративных клиентов два года назад стала компания «Шининвест»P целых три (!) человека. Сегодня есть заказы от крупных клиентов, таковыми считаются компании, заказывающие обучение от 15 сотрудников и выше. Но вот названия этих организаций прессе сообщать не спешат: конкуренты, говорят, не дремлют.

Теоретически стоимость корпоративного обучения должна быть выше, чем занятия в обычных группах, так как помимо затрат на создание учебного курса в стоимость программы включается оплата выездной работы преподавателя. Однако языковые учебные центры стараются подходить индивидуально не только к разработке программ, но и к решению вопроса об оплате. Они предоставляют скидки и устанавливают специальные тарифы для постоянных клиентов.

Сегодня средняя цена обучение в вузе на лингвистических факультетах (если это второе или третье высшее образование) колеблется от 8 до 10 тыс. руб. за год обучения, что практически равняется расценкам частных курсов. Овладевать языком придется два года, и наградой станет диплом переводчика. Впрочем, и курсы теперь могут удовлетворить подобные амбиции, выдав диплом с присвоением квалификации «лингвист-переводчик». Но «корочки» стоят естественно дороже, чем достижение более простых целей, типа общения на пляже или в гостинице. Интенсивный курс тоже удовольствие не из дешевых в «Ассоциации преподавателей вузов» 48 часов в месяц будут стоить 4P800 руб.

Пока бизнес на языке зарабатывал на тех, кому нужен был один язык, постепенно сформировалась новая, но пока куцая, группа потребителей. Если раньше знание иностранного языка было достаточно редким условием для приема на работу, то сейчас знание одного лишь английского зачастую уже не козырная карта, скорее, просто необходимость, а явным преимуществом становится знание двух-трех иностранных языков, причем на хорошем уровне и в дополнение к основной профессии. Для этой категории некоторые языковые курсы приготовили сюрпризP скидку на изучение двух иностранных языков, иногда она достигает 30%.P

Когда место красит

Обучение на курсах стоит примерно в тех же ценовых рамках, что и высшей школе. Но поиграть на почасовом индексе владельцы языкового бизнеса любят. Например, объединяя в одно занятие четыре академических часа. В этом случае один только пропуск выливается в 200-320 руб. Если бы урок был двухчасовым (это оптимальный по нагрузкам и впитыванию знаний вариант), то потери исчислялись бы суммой в два раза меньшей. Поскольку цена академического часа примерно у всех однаP в пределах 50P 80 руб. (100 руб. цена интенсивных вариантов обучения), получается, что, отнюдь не этот фактор может повлиять на выбор клиента, если говорить именно о цене на «язык». Один из самых важных факторовP удобное месторасположение курсов. По мнению большинства участников рынка, пришла пора сеять доброе и вечное, чем без сомнения является иностранный язык, в отдаленных районах Челябинска. Лакомым кусочком считается Северо-Запад, расположение курсов в спальном районе имеет все шансы на успех. В M r. E nglish нам подтвердили, что также вынашивают планы по расширению бизнеса именно в «северном» направлении. В глубине спального района пока держит шишку только филиал из Екатеринбурга Yes School , но начало района уже осваивается. Например, «Камелот» обосновался на ул. Косарева, а ш кола английского «Кембридж» открыла учебные классы в районе супермаркета «Теорема», застолбив при этом и место в самом центре Челябинска ( по объективным причинам задержалось планировавшееся параллельное открытие курсов в центре на Алом Поле).

Появление иногородних игроковP еще одна тенденция бизнеса на языке. Слабенькая, но говорящая о многом. Екатеринбург осваивает «слаборазвитые районы», конечно, не потому, что у кого-то есть непреодолимое желание нести образование в массы. Приход чужаков говорит об одном: рынок привлекателен для инвестиций и получения прибыли. Хотя НОУP негосударственное образовательное учреждение, каковыми является большинство игроков этого рынка, жестко контролируются государством и за безобразия в отчетности могут и лицензии лишить.

Интересная виртуальная интрига разыгралась и между «Кембриджем», который, будучи абсолютно новым и неизвестным игроком на этом рынке, смог обескуражить всех остальных своим блицкригом, и «Ассоциацией преподавателей ВУЗов». Последние, обдумывая планы по открытию на Северо-Западе, открывают филиал в Металлургическом районе. От того, кто быстрее это сделает, в общем, уже ничего не зависит, но право называться первой сетью по преподаванию иностранного языка в Челябинске с точки зрения пиара очень перспективно. Надо полагать, что нас ждет движение под условным названием «ближе к народу». Наталья Медведько, менеджер «Ассоциации..» сказала «Покупай лучшее», что это продуманная политика компании:. «Многие жители отдаленных районов города, даже если работают в центре, хотели бы учить язык где-то поближе к дому, и мы хотим дать им эту возможность». Поход на окраины для этой компании даже не потребовал банковских кредитов, здесь обошлись внутренними ресурсами.

Еще одна экономичная методикаP большие группы. Чем больше человек «обслуживает» преподаватель, тем прибыльнее бизнес. Но усвоение языка в случае, если в группе больше шести человек, резко падает, потому что контроля и внимания на всех не хватает. По мнению, Полины Шанэри, владелицы НОУ Академия лингвистики «Единство мировых культур», идеальное соотношение ученики-преподавательP три к одному. Однако Наталья Артюшенко, владелица открывшейся в сентябре школы английского «Кембридж» утверждает, что группы в составе десяти человек вполне обучаемы и работоспособны, при условии, конечно, использования продвинутых методик, типа ролевых игр и просмотров видеофильмов, современных учебников хорошего полиграфического качества и высокопрофессиональных преподавателей. По ее версии, расстаться с мечтами о продвижении на ниве языкознания можно, если в группе 15-16 человек.

Не секрет, что набрать группу, особенно в сезон (август-сентябрь) легко, но уже к шестому-седьмому месяцу остается половина слушателей, а к концу учебного года из 15 человек может дойти до финиша в лучшем случае пять. Курсы не школа и не вуз, где посещения обязательны. Кто-то из слушателей просто переоценил свои силы, у кого-то открылись новые обстоятельства в жизни Руководители курсов, зная о текучке в среде великовозрастных учеников, стараются подстраховать свой бизнес при помощи простого, но очень действенного метода. Плата за обучение на некоторых курсах берется не помесячно, а за полугодие или даже год, естественно, деньги слушателям в случае отказа от учебы не возвращаются.

Конечно, можно погрузиться в язык с головой: поехать в страну, где живут его носители. Подобный курс погружения в Лондоне стоит в районе $5 тыс., и достаточно обратиться практически в любое турагентство, там все устроят. Но прежде чем платить за языковой тур, надо обладать определенным уровнем знаний, не ниже pre-intermediate (ниже среднего), иначе деньги будут потрачены впустую.

Сначала интеллект, потом деньги

Еще два года назад открыть бизнес на ниве изучении иностранных языков было делом крайне необременительным в финансовом плане. Лицензия стоила 36 руб., проверка арендованного помещения инспектором пожарной службы в районе тысячи. Но для того, чтобы получить лицензию, нашему респонденту пришлось собрать толстую папку всевозможных документов, вот это было настоящим испытанием. Бизнес пошел без кредитов, с минимальными затратами (даже уставный фонд в 10 тыс. руб. можно было заплатить в два приема). Как только пришли первые ученики (по рекламе, размещенной в троллейбусах), появились деньги на аренду, зарплату учителям и другие расходы.

Курсы или институт выбирают часто по рекомендации. Рекламных бюджетов у тех, кто занимается бизнесом на языке, практически не формируется. И не ясно, то ли денег в этом сегменте экономики крутиться мизер, то ли с основами маркетинга языковеды пока не знакомы. Есть и третья причина игнорирования рекламного рынка: граждане РФ (и челябинцы скорее правило, чем исключение) почувствовали острую необходимость в знании в первую очередь английского, во вторуюP немецкого и в меньшей доле французского, турецкого ну и так далее. Так что особых маркетинговых ухищрений в этом бизнесе пока можно не ждать: клиент активен, и подстегивать его нет необходимости. Ну, разве только объявлениями с отрывными купонами или скромными модулями в бесплатных газетах. По прошествии всего двух лет, этот интеллектуальный бизнес требует все больше материальных вложений, в том числе и рекламных, и это совершенно естественный процесс.

Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» P8P(48)2005




10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>