Кремовый шантаж
текст: Елена Алексеева23.09.2005
Казалось, старые приемы конкурентной борьбы уже давно в прошлом. Сегодня не назначают циркулярами эксклюзивных поставщиков, не расчищают место на рынке, используя неэкономические рычаги. О новой старой конкуренции неожиданно заговорили этим летом, комментируя изменения на рынке кремовых тортов Челябинска.
В прессе и Интернете появились сведения о том, что ЦТ «Молния»P одна из самых крупных розничных сетейP отказывается от реализации продукции под маркой «Мирэль» в пользу пока менее раскрученного бренда I -го хлебокомбината тортов Ravela . Но на начало осени на прилавках магазинов ничего не изменилось, торты «Мирэль» по-прежнему в линейке предложений ЦТ «Молния». Ситуацию и возможное перераспределение объемов поставок в самой сети нам не прокомментировали, однако маркетологи других розничных сетей говорят о том, что каких бы то ни было изменений в своих магазинах они не видят.
Обе марки существуют на рынке несколько лет, только Ravela , известная раньше как марка вафельных тортов, на рынок кремовых тортов вышла лишь в феврале 2005 года. «Мирэль» работает в этой нише с 2000 года.
Для I -го хлебокомбината производство сладкой продукцииP еще одна дополнительная линия, возможность расширить ассортимент производимой продукции. В объединении «Хлебпром», владельце марки «Мирэль», несколько иной подход к производству кремовых изделий. 7-й хлебокомбинат полностью перепрофилирован под производство тортов, здесь отказались от выпечки хлебобулочной продукции и занимаются только «кондитеркой». За пятилетку под нужды кондитерского производства выстроены не только технологические системы, но и вся логистика. «ТортыP продукт нежный и требуют специальной системы сервиса торговых предприятий, которые работают с нами,P говорит Наталья Никитина,P начальник отдела маркетинга и рекламы.P Для своего производства мы создали парк специально оборудованных холодильниками машин, организовали такую систему погрузки товара из цехов, при которых не происходит потери качества товара, по доставке и обновлению ассортимента в магазинах соблюдаются временные ограничения на реализацию продукции».
Однако на I -м хлебокомбинате полагают, что, несмотря на совсем недавнее появление на рынке кремовых тортов, Ravela уже успела стать заметной маркой и серьезным конкурентом. И именно поэтому появились слухи об административном ресурсе, который якобы используется для повышения объемов продаж. «Подобные методы сейчас невозможны,P считает Сергей Константинов, коммерческий директор I хлебокомбината.P Если бы начали использовать какие-то скрытые, неэкономические рычаги, это было бы очевидно. Посмотрите, что происходитP во всех торговых точках там, где есть «Мирэль», есть и Ravela . Более того, в собственной сети супермаркетов I хлебокомбината «Мирэль» представлена довольно широко. Я думаю, что настоящее положение дел таково, что использование административного ресурса, как вы это называете, скорее бы сыграло на отторжение марки, чем повысило бы спрос на нее.
На рынке производителей бисквитных тортов довольно много представителейP «Сладость», ЧП Лапоян, ЧП Саркисян, екатеринбургская фабрика «9 островов», коркинские, еманжелинские, копейские, замороженные торты и всем хватает места. Мы претендуем не на монопольное представительство, а на ту долю рынка, которую сможем занять благодаря предпочтениям покупателей. Слишком большая доля рынка неэффективна для самого игрока, вливания в рекламу, маркетинговые ходы не будут компенсированы объемами продаж, которые последуют. Выбор покупателя стимулирует продажи больше, чем жесткое навязывание единственного товара.
Конечно, пока нас не совсем устраивает наша доля рынка, но наращивать ее мы собираемся постепенно, и не замыкаясь на Челябинске. Сейчас мы представлены в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Тюмени, постепенно стремимся вырасти в национальный бренд. Останавливаться в развитии не намерены, но занять монопольно рынок ЧелябинскаP это не наша цель. Объемы продаж имеет тот, кто может предложить ассортимент, постоянное его обновление, высокое качество. Покупателя административным ресурсом не накормишь».
В «Мирэль» решительно опровергают версию об инициации провокационных статей и говорят о том, что предполагаемый административный ресурс экономическую обоснованность не заменит. «Мы работаем в 15-ти регионах России, и везде у нас есть серьезные конкуренты,P говорит Наталья Никитина.P Но мы продолжаем оставаться самым крупным производителем кремовых тортов в России и всей Восточной Европе. На объемах продаж вряд ли скажется появление в Челябинске еще одной марки кремовых тортов. Другое дело, что свое положение на рынке мы завоевали собственными усилиями, включая сервис поставок, что немаловажно для продавцов. Что касается нашего представления в сети универсамов I -го хлебокомбината, то, как правило, у нас там не самая ходовая продукция. А о предложениях от Ravela выйти в систему наших фирменных магазинов со своей продукцией я не знаю».
Конкурентная борьба, какими бы методами она не велась, закаляет, а опыт вхождения в новые рынки может пригодиться в сохранении позиций на своем. С другой стороны, административное упрощение процедуры вхождения в рынок экономит средства и усилия компании, но еще неизвестно, насколько безболезненной окажется утрата такого ресурса в будущем. В любом случае, любая конкуренция означает и расширение ассортимента, и проведение акций с подарками, которое будет в итоге выгодно потребителям. Единственное, что слишком сильное падение цен, если борьба за желудки сладкоежек выйдет на ценовой уровень, может привести к потере качества продукции и краху обеих компаний.
Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» P8P(48)2005 |
Tweet
27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны
Все статьи раздела Бизнес >>