Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Шесть невест банковского сектора

Шесть невест банковского сектора

текст: Елена Железова
29.09.2005

В Челябинской области работает почти полсотни различных кредитных организаций, не считая их филиалов и дополнительных офисов. 20% всей банковской системы области составляют банки региональные, создававшиеся на территории области. Одиннадцать местных банков по объемам кредитов, выданных предприятиями в прошлом году, заняли более 26% рынка (по официальным данным). От объемов кредитования физических лиц местным банкам принадлежит 37%. А прибыль региональных банков от общей прибыли всех банков области по итогам 2004 года составила 41%.

Лакомый кусочек

Сегодня аналитики говорят о новом этапе перераспределения собственности в банковской сфере. Интересы к банковским структурам возникают у промышленных холдингов и нефтяных компаний, действующие банки рассматривают возможности для расширения своего бизнеса. Несколько лет назад создание банка с нуля было самой распространенной формой выхода на рынок. Сегодня количество тех, кому это под силу, может сократиться. Для того, чтобы банк вышел на рынок, он должен обладать весомым уставным капиталом. Минимальный размер должен быть не меньше 5 млн. евро в рублевом эквиваленте. Дочка кредитной организации иностранного банка должна иметь «приданое»P собственный уставный капиталP не меньше суммы, эквивалентной 10 млн. евро.

В процессе создания банка с нуля есть еще несколько минусов, кроме финансовой состоятельности структуры, которая сможет обеспечить уставный капитал. Частью уставного фонда может стать имущество, но оно должно обладать безусловной ликвидностью и не может превышать 20% от размера уставного капитала. В уставный капитал нельзя включать заемные средства, а в период его формированияP привлекать денежные вклады населения.

Поэтому готовые структуры приобретают все большую привлекательность в глазах инвесторов. В том числе и самих банков, стремящихся к рыночной экспансии.

Когда московским кредитным организациям стало тесно на своем внутреннем эффективно освоенном рынке, они направили свои взоры на провинцию. Первое предложение, с которым банки выходят в новые регионы,P наименее реализованное и наиболее востребованное. Например, столичный рынок автокредитования в два раза плотнее екатеринбургского, который, в свою очередь, плотнее челябинского. Соответственно, в регионе кредитовать население можно под более высокий процент, чем в столице.

Реально это так и происходит. А развитие автокредитования началось в Челябинске с момента активного прихода столичных банковP около двух лет назад. Некоторые банки и начинали с этого продукта продвижение на рынок. Например, «Юниаструмбанк» предложил практически самую низкую на момент своего выхода на рынок ставку по кредитам на автомобили.

Однако еще на рубеже 2002-2003 гг. столичные структуры определились со способом выхода на региональные розничные рынкиP строительство собственных филиальных сетей. Цель выхода на региональный рынокP развитие банковской розницы, перенаправление потока денежных средств населения в свои структуры, но не путем поглощения других банков, а с помощью маркетинговых технологий. Опять же создать собственный филиал со своей корпоративной культурой проще, чем пытаться перестраивать ее в купленной структуре, считают банковские маркетологи.

Обострение конкуренции вкупе с курсом ЦБ на капитализацию банковского сектора приводят к тому, что региональным банкам приходится либо присоединяться к более сильным структурам, либо пытаться укрупняться самим, развивая филиальную сеть или поглощая областные банки. Присоединение другого банкаP это еще и способ увеличить свой уставный капитал. В случае если банки к 2007-му году будут обладать уставным капиталом меньше 5 млн. евро в рублевом эквиваленте, работать они смогут, а вот уменьшение уставного капитала будет считаться признаком неустойчивого финансового состояния.

Трудности роста

Небольшой банк, входящий в более значительную структуру, обычно получает новые возможности для развитияP технологии, продукты, иногда часть клиентской базы. Правда, в итоге его собственное имя забывается, но как кредитное учреждение он становится интереснее.

Банк, который приобретает себе подобного, получает прибавку в весе на рынкеP дополнительная клиентская база, рост уставного и собственного капитала, расширение филиальной сети, распространение по ареалу обслуживания. Плюсов много. Опять-таки позволить себе поглощения других структур может только успешная и устойчивая кредитная организация. И дело не только в сумме, в которую обходится шаг на ступень выше. Расширение филиальной сети требует отлаженной системы управления, и сеть, как бы устойчива она ни была, при неправильном управлении может вместо прибыли приносить убытки.

Что касается персонала купленного банка, то он, скорее всего, окажется в выигрышеP чаще всего новый хозяин приносит новую корпоративную культуру, повышение окладов и увеличение (или появление) соцпакета. Менее приятные перспективы ожидают топ-менеджемент. Если это наемный персонал, то после полного аффилирования структур, ему могут предложить сменить место работы.

Что касается экономики региона, то здесь мнения таковы. Любая сторонняя структура деньги из региона вымывает туда, где расположен головной банк. К примеру, часто среди банкиров распространена такая сентенция: кредитуясь в «Русском стандарте», «Дельта-кредите», Home Credit P структурах с иностранным капиталом, россияне, в том числе и челябинцы, через некоторое время начинают оплачивать пенсии европейцев. Соответственно, появление на рынке западных кредитных организаций, а тем более поглощение ими региональных структур, отток капитала может только увеличить. При этом если местные банки будут поставлены в равные условия (после входа в ВТО) с банками иностранными, им будет очень трудно удерживаться на рынкеP ресурсов у глобальных банковских структур намного больше, и они могут предложить (особенно в момент выхода на рынок) условия, очень привлекательные для клиентов. Другое дело, что вряд ли иностранным сетям будет интересно монополизировать рынок и ронять маржу банковского бизнеса до нулевой рентабельности. Впрочем, для экономики региона в развитии банковского сектора, кроме минусов, есть и безусловные плюсы. Кредитуясь на выгодных условиях, предприятия начинают оживать, соответственно пополняется и региональный бюджет.

Что касается собственности в банковском бизнесе, то собственники обычно полностью не отказываются от участия в делах, стремясь сохранить хотя бы блокирующие пакеты акций. Акционеры и другие участники капитала защищены договором преемственности, который подписывается в случаях покупок и слияний.

И хочется, и колется

До последнего времени банки, выходившие на челябинский рынок, предпочитали создавать свои филиалы, а не покупать челябинские структуры. Вполне возможно, что главной причиной является цена вопроса. Успешно работающие банки, входящие в топы рейтингов российских банков, с широкой линейкой продуктов, доверием и вкладами населения региона, должны обойтись потенциальным покупателям в кругленькую сумму. Вложения в недвижимость (при цене около 50 тыс. руб. за кв.м и примерной площадью филиала в 300 кв.м при покупке помещения), готовые технологические продукты, минимальный персонал обходятся дешевле, чем покупка даже «скромного» банка. Относительно цены покупки банка «Хлебный» (в апреле 76,88% его акций приобрел «Народный банк Казахстана») существуют разные версии, но наиболее встречающаяся цифраP $1 млн.

Соответственно, такие монстры как Челиндбанк или Челябинвестбанк обойдутся возможному покупателю несоизмеримо дороже. Кроме стоимости самой структуры, челябинские банки такой весовой категории имеют не только довольно высокие рейтинги в российской банковской системе, но и социальные обременения . Обычно разрешения на поглощение таких банков невозможно добиться ни от Центробанка, ни от региональных органов управления.

Пока уверенно чувствуют себя на рынке и средние банки без филиальной сети, делающие первые шаги в ритейле. Они не слишком интересны для покупки тем банкам, которые делают ставку на розницу, поэтому у них есть время развиваться в самостоятельную структуру. Чаще всего «серединка» как раз менее всего подвергается атакам. Промышленным корпорациям проще, затратив «скромную» сумму, купить небольшой банк, которого может быть вполне достаточно для обслуживания собственных интересов в регионе. Игроку розницы интереснее большая сеть, которая поможет сразу получить значительную долю рынка.

Тем не менее банковский ландшафт региона уже претерпел изменения. На сегодняшний день «чистыми» региональными банками остались 6 кредитных организаций из 11. ОстальныеP дочки банков других регионов. «Дорожник» работает в финансовой корпорации «Уралсиб», «Хлебный» недавно был куплен банком «Народный банк Казахстана», «Челябкомзембанк»P дочка «Россельхозбанка».

История слияний, поглощений и покупок у челябинских банков есть. Началась она вместе с историей создания «КредитУралБанка». В 1993 году в пос.Рощино был открыт коммерческий банк «Равис», обслуживавший преимущественно производителей сельхозпродукции. А в 1999 году собрание акционеров нового состава собственников перенесло юридический адрес банка в Магнитогорск. Банк получил новое имя «КредитУралБанк» и расширил пакет услуг. Сегодня это один из успешных банков, входящий в тройку лидеров региональных кредитных организаций наряду с Челиндбанком и Челябинвестбанком.

И если в последние два года мало слышно о покупках челябинских банков другими структурами, то сами они проявляют определенную активность в этих процессах. В феврале 2004 года Челябинвестбанк провел реорганизацию своей структуры, присоединив коммерческий банк «Миасс» (с соответствующей пропиской). Акции «Миасса» были конвертированы в акции Челябинвестбанка, в результате последний смог увеличить свой уставный и собственный капитал, расширить свою филиальную сеть и получить новых клиентов.

Весной текущего года аналогичный шаг совершил «Мечел-банк», присоединивший екатеринбургский «Золото-платина-банк». Подоплекой слияния обе стороны называют экономические предпосылки, связанные с общей тенденцией капитализации банков. Несмотря на то, что «Золото-платина-банк» превосходит «Мечел-банк» по величине уставного капитала, челябинский банк имеет развитые технологии работы на розничном рынке, которые помогут «Золото-платина-банку» проявить себя на этом рынке. «Мечел-банк» получает новую точку присутствия и рост уставного капитала. Сам факт того, что более крупный по уставному капиталу банк стал филиалом более мелкогоP отражение интереса банкиров к ритейлу.

Таким образом, местные банки, не дожидаясь предложений о покупке со стороны инорегиональных кредитных организаций, сами выступают в роли покупателей, приобретая другие банки. Следовательно, их капитализация возрастает. Пока банковский рынок области далек от насыщения и может переварить денежные вливания новых участников, вряд ли местные банки будут активно осаждаться покупателями. Тем более что в области довольно много предприятий, которые по своим кредитным запросам столичные банки не устраивают. А в самой областиP населенных пунктов, где развитого банковского обслуживания нет. Даже если региональным банкам останутся только эти рынки, их положение в регионе будет оставаться стабильным.

Многое в банковском секторе может измениться после вступления России в ВТО. Минимум полгода-год понадобится экономике, чтобы отреагировать на новую реальность. В том числе изменения будут происходить и на рынке банковских услуг. Пока изменения дойдут до регионов, в том числе и до Челябинска, пройдет не меньше 3-5 лет. Меняться банковская система будет соответственно всей экономике. И давать какие-либо прогнозы не стремятся ни банкиры, ни аналитики.

Затишье, которое царит сегодня на рынке,P видимое. Учитывая курс ЦБ на укрупнение и капитализацию банковского сектора, способы выполнить директиву контролирующей организации не могут не обсуждаться собственниками банковских структур. Челябинский банковский сектор вряд ли ожидают серьезные измененияP скорее всего, «сделок века» с покупкой-продажей наших банков другим банковским структурам не будет. Зато они сами могут проявлять активность в поглощении других, более мелких кредитных организаций. Правда, информацией о переговорах по реструктуризации системы, банкиры не делятся. Чаще всего о сделках становится известно постфактум. Предваряющие сделки сообщения появляются только тогда, когда это выгодно самому бизнесу. Что касается смены собственников бизнеса, возможно, мы о ней никогда и не узнаем. В банковской системе крутятся огромные деньги, и цена ошибки может быть слишком высока.

Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» P8P(48)P2005




10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>