Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Прыжок в последний вагон

Прыжок в последний вагон

текст: Антон Целогородцев
19.10.2005

«Покупай лучшее» уже не раз писал о челябинском рынке строительных и отделочных материалов. В последней статье в P9P(38) мы рискнули сделать прогноз о том, что в течении ближайших лет главенствующим форматом в этом секторе ритейла станет формат DIY (Do It Yourself P розничные магазины с ассортиментом отP10Pтыс. наименований товаров для интерьера, быта, стройматериалов и пр.) или cash&carry, то есть та или иная форма самообслуживания. По большому счету все так и происходитP строительные супермаркеты, пошедшие по этому пути развития, неуклонно набирают обороты, а сам формат пользуется все возрастающей лояльностью среди потребителей. Единственная осечкаP сошедший с дистанции «Суперстрой», екатеринбургские владельцы которого допустили на челябинском рынке огромное количество маркетинговых и кадровых просчетов.

Однако, как показывают последние события, челябинские ритейлеры не спешат вкладываться в открытие современных строительных супермаркетов, расширяя предложение за счет морально устаревших форматов. Так октябре в Челябинске ожидается открытие еще одного строительного рынка. Расположится он по соседству с ТЦ «Молния» в Тракторозаводском районе в окружении ряда других торговых точек. Учредителем предприятия является компания ООО «Фирма «Дикси», но ни к самой «Молнии», ни к одноименной сети продуктовых дискаунтеров новый рынок никакого отношения не имеет.

Сведения о площади рынка и товарном ассортименте пока официально не заявлены, но уже очевидно, что это будет крытый рынок с отдельными входами в павильоны компаний-субарендаторов. Кроме того, новый рынок очевидно будет ориентирован на жителей города, а не области (расположение глубоко в черте города и отсутствующая инфраструктура для крупных оптовых закупок)P а следовательно, на розничную и мелкооптовую торговлю, и расположится с среднем ценовом сегменте. Крупный опт новому рынку будет недоступен и по той причине, что для успешного совмещения опта и розницы необходимы большие складские площади, чтобы фирмы-арендаторы могли создать соответствующий товарный запас. Этих площадей поблизости от строительной площадки не наблюдается. Зато место для него выбрано грамотно в том смысле, что позволяет совместить строительные покупки с продуктово-бытовыми (о возможностях появления такого рода единых комплексов говорили еще в прошлом году, но реализовано это оказалось вот в такой форме и чуть ли не случайно), тем более, что львиную долю клиентуры составят конечные потребители, приобретающие скорее отделочные, нежели строительные материалы.

Является ли открытие в Челябинске еще одного строительного рынкаP объективно изживающего себя торгового форматаP попыткой плыть против течения, а следовательно, самоубийственной для его владельцев стратегией? Посмотрим на текущую ситуацию. Начнем с того, что те торговые комплексы, на переход которых в формат cash & carry можно было надеяться год-полгода назад, остались в прежнем формате, как, например, оптово-розничный центр «ЧЕЛСИ». Принимая во внимание расхожее представление о волнообразном развитии сегментов рынка, можно сказать, что качественно развивать рынок стройматериалов пока еще нет острой необходимости. О стагнации говорить тоже нельзя, хотя темпы роста, наблюдавшиеся год-полтора назад (приход новых игроков, увеличение торговых площадей) заметно снизились.

В целом по России объем рынка строительных материалов за три последних года вырос почти на 3 млрд. евро (с 4,3 млрд. до 7млрд). Справедливости ради стоит отметить, что доля московского рынка осталась неизменной, что свидетельствует о более бурном развитии этого бизнеса в регионах. Но о некоторой паузе в качественном развитии рынка говорит то, что количество небольших магазинов стройматериалов осталось в Челябинске на прежнем уровнеP сейчас их около 1000. Между тем, по универсальной логике ритейла развитие крупноформатных торговых комплексов должно было бы привести (и приведет) к вытеснению с рынка мелких магазинчиков. Выжить они смогут, лишь пойдя по пути специализации на товарах, скажем так, «первой необходимости»P крепеж, краски, электрика, метизы. Кстати, именно такой стратегии придерживается знаменитый «Самоделкин» (хотя, скорее, по инерции, нежели сознательно).

Практика соседнего Екатеринбурга показывает, что формат DIY в России полностью жизнеспособен. Однако, говорить о массовом исходе морально устаревших форматов строительного ритейлаP а именно строительных рынковP до сих пор еще рано. Рынок все еще растет и точно будет расти в течении ближайших 5 лет, заполняясь предложениями. Любыми. Поэтому, пока рынок не достиг насыщения, некоторым его участникам дозволяется зарабатывать по старинке.

Формат строительных супермаркетов самообслуживания как нельзя лучше подходит для розничной торговли. Здесь можно указать множество чисто психологических моментовP возможность «подержаться» за товар сама по себе приближает клиента на один шаг к покупке. Кроме того, розничный формат позволяет надежнее достучаться до покупателя с помощью программ скидок и способен предоставить достаточно широкий спектр дополнительных услуг. К примеру, в одном из городских строительных супермаркетов реализована программа «готовых решений»P то есть примеры того, что можно сделать с квартирой или офисом с помощью имеющихся в продаже материалов.

Но у этого формата есть один серьезный ограничитель для местных операторовP он требует серьезнейших инвестиций на начальном этапе. К примеру, на внедрение систем автоматизации, электронных систем защиты от воровстваP как и в любом магазине самообслуживания, и т.Pд. Очевидно, что для национальных операторов это не является большим препятствием, но для локальных игроков, особенно, для тех, кто только выходит на рынок, в разы менее затратно обойтись непритязательным форматом крытого рынка.

Можно ли ожидать в Челябинске количественного, а вслед за ним и качественного рывка рынка стройматериалов? При сохранении существующих экономических тенденцийP да. Под тенденциями здесь стоит понимать, к примеру, прогнозируемый многими экспертами рост ипотечного кредитования. Если ипотека заработает, то бурный рост ожидает рынок строительства, а следовательноP и сопутствующий ему рынок строительных и отделочных материалов. Получается, что будущее последнего в немалой степени упирается в то, смогут ли строительные компании Челябинска выдержать необходимые темпы строительства новых жилых и офисных зданий.

Не перегреется ли рынок? В Европе на каждые 20000 тысяч жителей приходится один cash&carry-гипермаркет стройматериалов. Даже вводя поправку на разницу покупательной способности европейцев и челябинцев, можно утверждать, что 8P 10 проектов такого типа челябинский рынок примет с легкостью. Бум действительно еще впереди, но случится он неизбежноP на российские миллионники уже нацелились западные компании строительного ритейла, в частности, немецкая OBI, пообещавшая к 2010-му году построить в России 60 гипермаркетов формата DIY и захватить 50% российского рынка торговли стройматериалами.

Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» P9P(49)P2005




10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>