Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Полиграфические заблуждения

Полиграфические заблуждения

текст: Андрей Бондарюк
07.12.2005

В октябре областные чиновники проявили неожиданную озабоченность проблемой «дефицита полиграфической базы» в Челябинске. Инициатором рассмотрения этой проблемы на заседании правительства Челябинской области стал министр образования и науки Владимир Садырин.

По его словам, «вследствие недостаточности производственных мощностей, которая наблюдается на рынке полиграфических услуг региона, разница в стоимости учебников, отпечатанных в Екатеринбурге и в Челябинске, составляет более 10 руб», а «ряд челябинских изданийP журналы «Челябинск», «Действующие лица» и другиеP печатают свою продукцию в типографиях Екатеринбурга, в результате чего значительные средства уходят в бюджет Свердловской области». Отреагировав на такие веские аргументы, губернатор Петр Сумин поручил сформировать в правительстве области рабочую группу по решению данного вопроса.

Спору нет, Челябинск в силу объективных причин действительно отстал от Екатеринбурга в развитии полиграфической промышленности минимум года на три. Однако те акценты, которые были расставлены на заседании областного правительства, вызывают сомнения относительно понимания чиновниками сути дела. Оставим в стороне сетования министра образования и науки по поводу разницы в цене учебников. На то, собственно, и тендеры, чтобы находить для нужд образования приемлемое качество по минимальной цене. Для областного бюджета это как раз благо великое. А то, что местные типографии выставили цену на 10 руб. больше и не подвинулись ни на копейку, свидетельствует скорее всего о том, что они нормально загружены заказами с более высокой нормой прибыли и отказываться от них ради работы на грани рентабельности желания особого не имеют.

В контексте же апелляции к журнальному рынку настораживает другое.

Во-первых, терминологический казус, следствием которого могут стать неверные и даже вредные для рынка решения. Дело в том, что никакого дефицита полиграфической базы, о котором было заявлено с высокой трибуны, в Челябинске нет и в помине. Напротив, как бы это парадоксально ни звучало, налицо ее избыток. Свидетельство томуP прямые и квази- рекламные акции региональных типографий. А также то, что не существует никаких проблем для размещения на существующих мощностях новых журнальных заказов. Было бы желание. Истинная же проблема заключается в качестве полиграфического предложения. Оборудование существующих производств закупалось не под выпуск журнальной периодики, а под печать этикетки и рекламной продукции. Что автоматически сужает спектр его применения и делает неприемлемым для печати больших журнальных тиражей. Плюс к этому технологическое отставание от Екатеринбурга, который всегда приобретал более современное оборудование с прицелом на перспективу, а также неотлаженные бизнес-процессы местных типографий, что делает невозможным вести речь о гарантированных сроках получения продукции хотя бы с точностью до суток.

Во-вторых, создается впечатление, что члены областного правительства понятия не имеют о структуре, объеме и реальных игроках того рынка, на «импортозамещение» которого хотят сделать ставку. Во всяком случае, упоминание в качестве яркого примера журналов «Челябинск» и «Действующие лица», чьи заявленные тиражи ( суммарно 11P000 в месяц) не делают никакой погоды на рынке, говорит о многом, если не обо всем. Для сравнения: рекламная группа «Парамон» только в Челябинске издает журналов общим месячным тиражом 74P000 экз. ( все печатаются в Москве и Екатеринбурге), а также ежемесячно заводит на Екатеринбург 170P000 экз. журналов «Выбирай» других регионов.

В-третьих, несколько странноватой выглядит и чиновничья печаль о том, что какие-то существенные деньги уходят в бюджет Свердловской области, а область Челябинская, их, соответственно, теряет.

Здесь уместно напомнить, что местные бюджеты на 35% формируются за счет налога на прибыль. В связи с чем встает закономерный вопрос, чья именно прибыль имеется в виду. Если типографий, специализирующихся на печати журнальной периодики, то ожидать от них каких-то существенных поступлений по этой статье по крайней мере наивно. Печать журналов по конкурентным ценамP это низкомаржинальный бизнес. Причем во всем мире. К примеру, Полиграфический комплекс Пушкинская площадьP один из лидеров отечественной полиграфии, успешно конкурирующий за заказы с Финляндией, в состав учредителей которого входит Правительство МосквыP в ближайшие три года планирует работать исключительно на погашение кредитов, не помышляя о какой-либо прибыли. Флагман финской полиграфической промышленности, компания ScanWeb , по информации из профессиональных источников, уже не раз оказывалась на грани банкротства, и чтобы хоть как-то остаться на плаву, вынуждена была вести очень жесткую линию в отношении профсоюзов.

В каких регионах печатают свои тиражи лидеры челябинского журнального рынка и кто на этом зарабатывает

В Челябинске журнальная специализация типографии вообще может оказаться роковой. Об этом говорят элементарные расчеты. Весь журнальный рынок Челябинска соберет в этом году от силы $ 4 млн. рекламных денег. Из этих доходов непосредственно на печать будет потрачено не более 40% , т.Pе. $1,6 млн. Порядка 60% этой суммыP это стоимость бумаги и прочих расходных материалов, т.е. за свои услуги в чистом виде типографии получат всего $ 640 тыс. в год, или по 1, 7 млн. руб. в месяц. Такие суммы смотрятся совсем непривлекательно. Что в качестве основы для грандиозных бизнес-планов, что в виде налогооблагаемой базы. Привлечь же иногородних заказчиков вряд ли удастсяP помимо уже поделенного и прикормленного журнального рынка Екатеринбурга в пределах логистической целесообразности нет ни одного региона, чей рынок полноцветной периодики смог бы хоть как-то компенсировать недостающие объемы.

Другое делоP налоговые поступления от преуспевающих редакций. При эффективности затрат, в том числе и за счет печати по разумным ценам в других регионах, их совокупная налогооблагаемая база будет куда интересней.

С достаточной долей условности отношения между издательским и полиграфическим бизнесами можно сравнить с отношениями авиаперевозчиков с авиастроителями. С той лишь оговоркой, что отечественное авиастроение лежит на боку, а местный полиграфический комплекс чувствует себя весьма и весьма неплохо. И издатели, и авиакомпании предоставляют сервис конечному потребителю, в немалой степени обусловленный качеством работы печатников и авиазаводов. Помимо этого и в том, и в другом случае критичными являются эксплуатационные затраты. Для редакций они выражаются стоимостью печати тиражей. И здесь бессмысленно дирижировать процессом сверху. Как бы ни хотелось государственным мужам заставить отечественные авиакомпании покупать исключительно продукцию российского авиапрома, до тех пор, пока последняя не начнет удовлетворять запросам перевозчиков, в российских аэропортах будет появляться все больше и больше иномарок. Та же ситуация и с заказами на печать.

Хотя областные власти вполне могут помочь челябинским полиграфистам модернизировать свои производства. Для этого имеется достаточно много рычаговP от налоговых каникул до гарантий и компенсации процентной ставки по инвестиционным кредитам. Но это, если подходить к проблеме «с мозгами». Судя же по прозвучавшим декларациям, следует опасаться более традиционного поведения чиновников, схожего с движением слона в посудной лавке.

Если, борясь с мнимым дефицитом полиграфических мощностей, область в лоббистском угаре каким-то образом профинансирует появление абсолютно нового производства, достаточно хрупкое равновесие на местном полиграфическом рынке может быть взорвано. И пострадают от этого прежде всего те типографии, которые уже не первый год кропотливо, собирая заказы буквально по крупицам, работают с челябинской журнальной периодикой. В процессе этой работы они шаг за шагом совершенствуют свои бизнес-процессы, прикупают новое оборудование и, между прочим, в определенных нишах достаточно эффективно конкурируют с полиграфически «продвинутым» Екатеринбургом

Полный вариант статьи читайте в журнале «Покупай лучшее» P10P(50)P2005




10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>