Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
На челябинских волнах

На челябинских волнах

текст: Антон Целогородцев
13.12.2005

Не так давно (26 октября 2005 года) в Москве состоялся конкурс на получение права вещания на радиочастотных каналах в России. Конкретно в Челябинске на конкурс было выставлено две частоты. По результатам тендера частоту 102,0PFM выиграла радиостанция «Маяк-24» (FM-филиал «Радио Маяк»), частота 98,7PFM досталась московскому «Радио-7 на Семи холмах». Это событие стало поводом взглянуть на рынок FM-вещания в Челябинске.

Результаты социологических исследований позволяют представить себе портрет типичного слушателя той или иной радиостанции.

девушка в возрасте от 16 до 27 лет, студентка или работник офиса, из обеспеченной семьиP «лицо» «Европы плюс»;

мужчина от 40 до 54 лет, обеспеченный, руководитель среднего звена или рабочий, имеющий среднее специальное образованиеP благодарный слушатель «Радио Шансон»;

молодой человек от 19 до 24 лет или мужчина от 25 до 35, имеющий в первом случае среднее или неполное высшее, во второмP законченное высшее образование, относящийся к обеспеченному и высоко-обеспеченному слою населенияP типичный портрет слушателя радиостанции «Абсолютное 100PFM».

Начавшись в мае далекого 1994 года с двух одновременно начавших вещание в верхнем диапазоне радиостанцийP «Интерволна» и «Европа плюс-Челябинск», объем FM-вещания в Челябинске к сегодняшнему дню изрядно «подрос». Сейчас на Челябинск вещают 17PFM-радиостанций. По данным «Тест-медиа» на сентябрь этого года, ежемесячный охват аудитории всеми радиостанциями составил 99,65%. Соответственно, не слушали радио жалких 0,35% населения города. Это крайне высокий показатель, который подразумевает, что достаточно жесткая борьба в упомянутом конкурсе вполне оправдана.

Основными игроками на рынке являются Николай Грахов, екатеринбургский предприниматель, владеющий радиостанциями по всей России. В Челябинске он контролирует три станции: «Авторадио», «Радио Олимп» и «Наше радио».

«Радио-Континенталь»P компания, представляющая в Челябинске три радиостанции: «Радио Шансон», «Русское радио» и «ХитFM ».

По две станции принадлежат компаниям ОАО «Уралсвязьинформ», ТРК «Медиа-центр» и медиахолдингу «Тринити». Причем и те, и другие, и третьи имеют высокие амбиции в сфере радиовещания в Челябинске. Так, редакции ПЛ стало известно о том, что «Тринити» не так давно вела переговоры о покупке или взятии в аренду радио «Серебряный дождь».

Впрочем, в радиобизнесе массовость охвата аудитории вовсе не показатель ни рентабельности, ни эффективности инвестиций, ни эффективности рекламы. Это связано с такими понятиями, как цена контакта (более высокой для массовых станций, страдающих характерной размытостью аудитории), GRP (Gross Rating Point)P параметр, определяющий ту часть аудитории, которая получит рекламное сообщение за определенный промежуток времени (более низкий у массовых станций в силу тех же причин) и так далее. Коммерческий аспект деятельности FM-станций вообще тема для отдельной большой статьи, поэтому мы не будем на нем останавливаться.

Форматы радиостанции

Существует множество форматов радиостанций (см. таблицу). При этом абсолютно естественно разделение форматов на массовые и узконаправленные. Самыми массовыми являются форматы CHR (Contemporary Hit RadioP современные хиты, часто к названию формата принято добавлять Top-40), AC (Adult Contemporary современная музыка для взрослых) и NGH (National Golden Hits русскоязычные хиты последних пяти лет).

Например, «Народный хит»P музыкальная радиостанция, вещающая в формате Adult Contemporary. Ориентирована на массового, взрослого слушателя. Особенности: интерактивность, наличие фирменных проектов, относительно малое содержание горячих хитов, ориентирована преимущественно на слушателей старшего возраста.

«Динамит FM»P музыкальная станция в формате dance-pop. В эфире звучат как российские, так и западные исполнители, последние танцевальные новинки, а также живые сеты ди-джеев. Особенности: ориентирована на массового, молодого слушателя, широкий подход к подбору музыки, информативность радиоэфира носит только музыкальный характер.

Уникальными в смысле формата вещания в Челябинске являются радиостанции «Эхо Москвы», «Радио Шансон». Впрочем, уникальным тоже можно быть по-разному. ПервоеP единственное радио, работающее в talk-формате, второеP собственно шансон, по-другому не определить.
Почему же челябинские частоты не достались челябинцам? Ответов на этот вопрос может быть несколько. Часть экспертов, к примеру, кивает в недалекое будущее, указывая на активную подготовку Москвы к так называемой «проблеме-2008». Другие считают, что в последнее время можно говорить не о конкурсе программных концепций, как было в старые добрые времена, а о конкурсе административного ресурса и лоббистских возможностей, которых опять же у москвичей больше.

Попробуем взглянуть на новые станции с точки зрения форматов и местного рынка. С «Маяком-24» все понятноP это информационное радио в чистом виде. А вот «Радио-7» работает в формате Adult Contemporary плюс Познер, который ведет на нем публицистическое шоу «Давайте это обсудим». В целом же «семерка», скорее всего, станет прямым конкурентом «Радио Олимп» благодаря близости форматов. На рынке оба новичка обещают появиться в течение полугода, хотя «Радио-7» до начала коммерческого вещания в Челябинске обязана доразработать частотный номинал 98,7 FM, поскольку в регионе он перекрывается частотой с одним из телеканалов и сейчас идут работы по очистке частоты.

Завтра будет завтра

Скорее всего, в следующие несколько лет на челябинском рынке FM-вещания будет происходить то же самое, что происходило на этом этапе развития рынка в Москве или за рубежом, а именно укрепление существующих и образование новых крупных медиа-холдингов и концентрация в их руках большинства существующих станций. Это тем более неизбежно, что сам рынок по природе своей ограничен количеством доступных радиочастот (сейчас это в основном диапазон 100108 МГц при стандартном «шаге» в 0,4PМГц). Для рекламодателей это, кстати, только плюсP крупные холдинги смогут уверенней позиционироваться на рынке и эффективнее достигать своей целевой аудитории. Потребителю-слушателю это тоже несет лишь выгоды и по тем же причинам. В конце концов, борьба за массовость не означает отказа от уникальных форматов. У каждой радиостанции в Челябинске будет свой слушатель, а у каждого слушателяP своя радиостанция.

Что еще? В скором времени можно ожидать появления на рынке цифровых радиостанций. Пока это еще под большим вопросом, поскольку не ясна стоимость и не решен вопрос с приемниками. Но если, к примеру, Китай станет выпускать для начала адаптеры для стандартной аппаратуры Там и поглядим

Рейтинг радиостанций, ежемесячный охват (По данным компании «Тест-медиа»)

Александр БенкоКомментарий эксперта

Александр Бенко

19942003, директор радиостанций «Европа Плюс» и «Радио Ретро», с 2003P директор радио «Народный хит» и «Абсолютное 100 FM »

По данным компании Тест-медиа, объем рынка радиорекламы в Челябинске составляет около 10P000P000 рублей в месяц.

Основная часть суммы примерно равными частями делится м/у основными игроками рынка, контролирующими по нескольку станций. Однако, коммерчески успешную деятельность демонстрирует и станции-одиночкиP Интерволна и L -радио. Кстати, 50,6% объема рекламного времени проданного в Челябинске приходится именно на 6 местных станцийP «Интерволна», «L-радио», «Народный хит», «Абсолютное», «Олимп» и «Студия-1». Соответственно 11 сетевых станций продают чуть менее половины от общего объема. Разумеется, что объем проданного времени и кол-во денег от его реализации суть разные понятия. По данной той же Тест медиа, за последний год емкость рынка радиорекламы в Челябинске выросла примерно на 30%, при этом по моим оценкам, в ближайшее время сохранится тенденция роста, что напрямую связано с активным развитием клиентских рынков в Челябинске. Челябинск один из самых развитых радио-рынков второго эшелона (после Москвы и Санкт-Петербурга) и можно говорить о том, что сейчас мы как минимум на одном уровне с тем Екатеринбургом, Новосибирском и Нижним Новгородом по количеству и качеству программ. В последние несколько лет произошел качественный рывок в профессионализме игроков рынка, что обусловлено большим удельным весом местных вещателей . Еще одна особенность челябинского рынкаP это преимущественно прямые личные продажи рекламного времени вещателями, хотя в тех же Екатеринбурге и Новосибирске наблюдается рост доли размещения от рекламных агентств, как сетевых так и баинговых.

Частота,
МГц
Название станции Формат

Ежедневная аудитория,
% от числа опрошенных

Кто контролирует

96,4

Ретро FM AC

3,7

Тринити

99,1

Авторадио
Народная марка
AC

2,12

ООО «Олимп»

99,5

Эхо Москвы Talk

2,65

ТРК «Медиа-центр»

100,0

Абсолютное 100 FM Rock CHR

5,82

ОАОP«Уралсвязьинформ»

100,4

Русское радио

NGH

13,76

Континенталь

101,2

Хит FM CHR

9,17

Континенталь

101,6

Европа Плюс CHR

7,41

Тринити

102,9

Интерволна CHR

5,29

ОООP«Коммерческие» коммуникации

103,5

Наше радио National Rock

3,88

В управлении ОООP«Олимп»

104,1

Русское радио-2 AC (talk)

3

Сергей Попов

104,5

Олимп AC

5,82

ОООP«Олимп»

104,9

L-радио CHR

2,29

УТД «Логика»

105,9

Радио Шансон шансон

9,7

Континенталь

106,3

Серебряный дождь AC

2,47

н/д

106,8

Студия-1 н/д

0,53

ЧГТРК

107,3

Динамит FM CHRP(dance-pop)

9,52

ТРК «Медиа-центр»

107,8

Радио Народный хит AC

5,82

ОАО «Уралсвязьинформ»

Таблица емкости радиорынка (По данным компании «Тест-медиа»)





10 последних статей в разделе Бизнес

27.01.2009 Ешь, пей, голосуй!
06.12.2007 НТС подтверждает: «Выбирай» крупнейшая сеть журналов
23.11.2007 Как большие
12.11.2007 Четвертая транзитная
08.11.2007 Хлебное равновесие
23.10.2007 Бижу бум
22.10.2007 Выезд из сумрака
19.10.2007 Ювелирный пояс Урала
02.10.2007 Конкурс от «Русского ореха»!
24.08.2007 Самые «гастарбайтерные» страны

Все статьи раздела Бизнес >>