Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Врач хочет заработать на искусстве

Врач хочет заработать на искусстве

текст: Светлана Симакова
07.09.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Наступившее было затишье в культурной жизни города взорвалось скандалом. Коллектив музея декоративно-прикладного искусства восстал против воссоединения с Челябинской картинной галереей. Сегодня шум вокруг самого факта объединения утих. Отчасти потому, что появился другой повод для дебатовP фигура нового директора теперь единого Музея искусств (в официальных бумагах это название намного длиннее).

2 сентября в областном министерстве культуры подписан приказ о назначении на эту должность Станислава ТКАЧЕНКО. Решение очень удивило профессионалов музейного «королевства». Дело в том, что Станислав ОлеговичP врач.

Мы далеки от цивильных законов

В цивилизованных государствах коллекционеру закрыт путь к руководящему креслу в государственном художественном музее. ВыP коллекционер. Не боитесь, что вас могут в чем-либо заподозрить?

Мой приход в музей избавит меня от потребности коллекционирования. Я начал собирать картины, потому что мне не хватало тесного общения с любимым искусством. Мне хотелось, вернувшись с работы, вдохнуть воздух искусства. А теперь я буду ежедневно дышать им на работе. Да и нельзя меня назвать серьезным коллекционером. У меня нет шедевров и раритетов.

Но если в человеке есть страсть к коллекционированию, от нее, говорят, трудно избавиться.

Я направлю ее во благо музея. К тому же я не был фанатичным коллекционером.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Станислав ТКАЧЕНКО. Отныне директор челябинского Музея искусств. 36 лет. Женат. Есть сын.
Коренной челябинец. По специальности фтизиатр. Окончил Челябинскую медицинскую академию.
Искусством увлекался с детства. Хорошо рисовал. Занимался в изостудии Дворца пионеров и школьников имени Крупской. Утверждает, что его всегда привлекала история искусства.
В Челябинске его знают еще и как коллекционера.

Учиться еще не поздно

Почему вы стали врачом, а не искусствоведом, если любовь к искусству с детства вам знакома?

Я считал и считаю, если уж учиться искусствоведению, то только в Москве и Петербурге, вблизи замечательных наших музеев. Признаюсь, мне просто не хватило смелости поступать в столичные вузы. А поскольку был интерес к биологии, я поступил в медицинский институт. Я после окончания мединститута собирался изучать теорию искусства. Но учеба в медицинском заняла у меня не шесть, а восемь лет. Потому что после второго курса меня забрали в армию на два года. Очень быстро узнали, что я хорошо рисую. И моя служба была связана скорее с искусством. Рисовал, оформлял, даже писал портреты. Кроме того, служа в Москве, я все свободное время проводил в музеях.

Но вернулись из армии и все-таки стали врачом?

Я консерватор. Не люблю круто менять свою жизнь. Друзья удивляются, что за много лет даже мой домашний телефон не изменился.


Как же оценить последние события? Вы занимали пост заместителя главного врача крупной больницы, вас прочили на место главногоP и вдруг музей?

Не считаю это резким поворотом. Искусством я не переставал интересоваться. Дружеские связи с художниками не прерывались.

Но мало ли друзей у художников? Мало ли людей, искренне любящих искусство? Это не значит, что завтра их назначат директорами музеев и картинных галерей. Говорят, вы пришли в министерство культуры с предложениями, которые всем приглянулись, и в вас увидели готового директора объединенного музея. И все-таки было бы абсурдным назвать вас человеком «с улицы», которому вдруг поверили и доверили?

Конечно же, это не так. Меня знали. Но в определенном смысле я получил огромный кредит доверия. Мне предстоит не только работать, но и учиться музейному делу. Хотелось бы получить серьезное образование. Пока не могу назвать учебное заведение, где я хотел бы учиться.

Всех уволить?

Скажите, зачем понадобилось при реорганизации двух музеев изобретать бумагу, которая требовала от каждого бывшего работника картинной галереи подписать заявление об увольнении со 2 октября 2005 года? Как известно, если такое происходит, то работник параллельно пишет заявление о приеме на работу во вновь создаваемую структуру. Но второго заявления в данном случае не было. Как можно уволить хранителя миллиардных богатств без передачи их кому-либо?

Административные действия можно оценивать по-разному. Можно приходить в ужас от слова в любом юридическом документе.

Как не прийти в ужас от предложения, которым заканчивается эта бумага: «О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Челябинской областной картинной галереи предупрежден персонально»?

Но на самом-то деле все понимают, что никакой ликвидации не будет. Речь идет об объединении двух музеев. Никто не будет уволен. Требование написать такое заявление было юридической ошибкой. Людей должны были уведомить о реорганизации. Но новый Музей искусствP новое юридическое лицо. Сюда придут работать и новые люди.

А кто-то из старых будет уволен?

Это будет связано с профессиональными качествами. Но прежде всегоP с нежеланием людей работать над новыми планами. Конечно, я на собрании почувствовал, что люди в тревоге, что они переживают. Но нужно понять, что у нового музея будут новые формы работы. Если человек готов принимать в этом участие и работать, а не конфликтовать и оспаривать уже принятое решение, мы будем вместе.

Музей останется музеем. Возможно ли кардинально поменять формы его работы?

Речь, конечно же, не о кардинальных переменах. Выставочные проекты должны быть более привлекательными. В числе этих проектов должны быть выставки, позволяющие задействовать обе площадки: и залы картинной галереи, и музей декоративно-прикладного искусства. Нам потребуются серьезные, грамотные специалисты.

Вы собираетесь привести свою команду?

Большой команды у меня нет. Кроме того, и это касается в первую очередь картинной галереи, большинство ее специалистов заменить просто невозможно. Там сложился серьезный коллектив научных сотрудников. Людей, равных им по знанию и пониманию искусства, подвижничеству, в Челябинске нет. Они работают не за деньги, за идею. Что касается перемен в структуре нового музея, появится новый отдел, который будет заниматься информационной и рекламной деятельностью. Но больших перемен в структуре нового музея не произойдет.

Вы авторитарный руководитель? Или готовы выслушивать предложения, замечания ценных научных работников?

Я готов к диалогу со всеми, не настроен на единоличное принятие принципиально важных решений, не обсудив их с ведущими сотрудниками. Но мне не хотелось бы тратить время и силы на выяснение отношений и интриги. Идеальный вариантP командное решение.

Пока только планы

Не слишком ли громкое названиеP Музей искусств? Ведь оно предполагает не только изобразительные искусства?

На данном этапе предложено такое название. Возможно, будут внесены коррективы.

С чего начнете работу?

С объединения двух музеев, которое имеет свои преимущества. У нас есть теперь две выставочные площадки. Их надо разумно использовать. Объединение музеев позволит эффективнее решать финансовые вопросы.

Решать их можно тогда, когда есть деньги. А на искусстве, как известно, много не заработаешь.

Надо учиться зарабатывать. В Третьяковской галерее вас встречает целый ряд музейных магазинов: книги, видео-, аудиопродукция, постеры, альбомы, сувениры. Но в первую очередьP интересная выставочная деятельность, лекции. Кроме того, любое музейное учреждение в России или за рубежом нацелено если не на самоокупаемость, то на поиск дополнительных источников финансирования.

Вы говорите о создании при музее попечительского совета, как это было «до эпохи исторического материализма»?

Что это будетP попечительский совет или клуб друзей музея, неважно. У попечителей или спонсоров должна быть заинтересованность в сотрудничестве. Это могут быть совместные проекты, реклама фирм и предприятий, нам помогающих, о налоговых послаблениях спонсорам в нашем государстве пока говорить рано. Пожалуй, только некоторые очень крупные музеи страны под серьезные и громкие проекты сегодня привлекают спонсоров. Но тем не менее этой работой надо начинать заниматься и в Челябинске. У нас тоже есть состоятельные люди, неравнодушные к искусству. Они, бывая в Европе, в столицах России посещают музеи, покупают картины.

Но сегодня не только эта проблема является главной для нашей картинной галереи. Прежде всего галерея погибает от тесноты. Запасники переполнены. При этом мы не видим хранящихся в них богатств. Их негде выставлять. Четыре крошечных выставочных зала!

Те здания, которые мы хотели бы получить под картинную галерею, сейчас не пустуют. Речь идет о зданиях Роспотребнадзора (бывшая санэпидемстанция рядом с картинной галереей.P Авт.), геологического музея, бывшей табачной фабрики. Более реальной является идея передачи картинной галерее здания геологического музея, когда он переедет в новые залы краеведческого музея. А здание Роспотребнадзора как нельзя кстати было бы для хранения картин, потому что оно рядом. Здесь могли бы разместиться кабинеты научных сотрудников. Нужен конференц-зал, нормальное помещение для библиотеки, чтобы она могла обслуживать более широкий круг людей. Надо вступать в переговоры с этой федеральной структурой. А здание табачной фабрики, конечно, подходит для выставочных залов. Но надо смотреть. Если на его реконструкцию под выставочные залы потребуется больше средств, чем на постройку нового здания, то Чтобы конкретнее говорить о расширении площадей картинной галереи, мне надо подробно изучить этот вопрос. Это самая острая проблема. Уверен я пока только в одномP картинная галерея должна занимать старинные здания.

Искусствоведы бьют тревогу по поводу того, что у галереи нет возможности покупать работы современных челябинских художников. И мы можем потерять этот пласт.

Нельзя надеяться на какое-то резкое увеличение финансирования нашего музея. Надо быть реалистом. Но определенная поддержка серьезных проектов будет, надеюсь. Обещаю, что работа с челябинскими художниками будет одним из основных направлений будущего Музея искусств. Мы будем стараться своевременно приобретать их работы.

От редакции:

Разговор о проблемах Челябинской картинной галереи можно продолжать бесконечно. Это на сегодняшний день самая болевая точка в проблемах культурной жизни области и города. Но слова, как известно, большого веса не имеют. На первый взгляд планы нового директора «нового музея» со старыми проблемами обнадеживают. Что ж, как говорится, поживемP увидим дела.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru




10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>