Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
К страсти лучше только прикоснуться

К страсти лучше только прикоснуться

текст: Светлана Симакова
фото: Фото из архива Алексея Степанюка
09.09.2005

Газета «Вечерний Челябинск»ЭКСКЛЮЗИВ «ВЧ»

Во многих театрах мира можно купить билет на репетицию музыкального спектакля. Поклонников у этого увлекательного зрелища, поверьте, хватает. Если бы такое практиковалось в России, на репетициях Алексея СТЕПАНЮКА непременно был бы аншлаг. Он из тех режиссеров, которые не рассказывают, а показывают. За три часа репетиции «Пиковой дамы» Чайковского на сцене нашей оперы я увидела его в роли Графини, в роли Германа и в роли Лизы. Незабываемое впечатление. Но Алексей Олегович утверждает: «То, что я делаю,P нормально. Не я это придумал. Показывал Товстоногов, всегда так репетировал Эфрос».

Знаменитый Алексей Степанюк ставит в Челябинске «Пиковую даму». Графиня возвращается с бала с колбасой и водкой.

Режиссеру должен быть присущ огромный артистизм, чтобы так работать. Вы ярче порой, чем ваши актеры. Только петь не можете.

Но все равно это не актерский показ, это укрупнение деталей. Актером я быть не смог бы.

Драматические режиссеры сегодня часто ставят оперные спектакли. Чтобы «укрупнять»?

Вот знаменитый Лев Додин ставил «Демона» в Мариинском театре. Он не знал, что делать с оперой, с хорами. Он решил, что нужно жить в комфортных условиях и обязательно в Париже. Все, кто занят в этом спектакле,P денег-то многоP жили в парижской гостинице. Концертмейстер Ирина Соболева звонила во все колокола: «Скоро премьера, а спектакля нет. Додин вызывает к артистам искусствоведа, литературоведа, которые читают лекции по Лермонтову и по Врубелю, а спектакль не выстроен. Актеры говорят, что этого режиссера надо дисквалифицировать и близко не подпускать к оперному театру». Премьеру отменили в результате. Это только кажется, что режиссером в опере быть просто. Режиссер, работающий над оперой, должен в первую очередь знать музыку. Вот у Чайковского такая музыка, что надо всегда вслушиваться в подтекст. А если этого не делать, персонажи в операх Чайковского будут казаться глупыми. Конечно, музыка настолько сильна, что она все равно вытянет плохой спектакль. Этим-то и пользуются режиссеры-проходимцы. И им еще за это неплохо платят. Но актеры остаются ни с чем. И зритель уходит пустой.

Вам всегда хватает энергии для таких репетиций?

Если ее нет и есть возможность не репетировать, я не репетирую. Пусть репетиций будет меньше, но они должны быть эмоциональны и полезны. Вы же чувствуете, что сегодня я уставший, я не смог бы сегодня провести репетицию.

Но тем не менее вы ставите за сезон несколько премьер.

Отказаться от работы трудно. Я востребован в нашей стране. Но за рубеж не приглашают пока. Там я обеспечил бы себя на год, поставив один-два спектакля.

И Мариинка не балует деньгами режиссеров?

Балует зарубежных. Как правило, плохих. На моем веку в Мариинском театре из огромного количества премьер я могу вспомнить только «Соломею» в постановке Дэвида Фримана, «Дон Жуана» Йоханнеса Шаафа и «Семена Котко» нашего Юрия Александрова. В драматических театрах хороших спектаклей еще меньше. Я вообще не люблю литературного театра и не люблю «наворотов». На зрителя эти спектакли, как шоковая терапия, действуют. Вагнер еще говорил: «Придет скоро время толстосумов, начнут приспосабливать мою музыку под свои мелкие проблемы». Ну вот мы видим это. Представьте, спектакль «Тристан и Изольда». Открывается занавес, звучит «Ночной ноктюрн» Вагнера. Под него героиня в короткой юбке пылесосит В зале смех. Это все дешевые номера, поддерживаемые московскими критиками. Теперь главный герой на нашей сценеP бомж. Даже царь Эдип в наших спектаклях окурки собирает! Графиня в «Пиковой даме» возвращается с бала и челяди раздает: кому колбасу, кому бутылку водки. А когда она умирает, Лиза везет ее труп на санках, как в блокадном Ленинграде. Мне всегда хочется сказать постановщикам: вы напишите свое произведение и делайте с ним все что угодно.

Алексей Степанюк

У Пушкина это просто детективчик

Слышала, что ваша «Пиковая дама» тоже будет необычной.

Что значит необычный? Главное в этом спектакле не внешний антураж, а то, что происходит с людьми, в сердцах, душах и головах персонажей. Очень непростой, запутанный мир человека, который представил в своей музыкальной версии «Пиковой дамы» композитор Чайковский. Вот что хочется мне объяснить. А то, что в этом спектакле не будет излишней декоративности, место действия будет обозначено только деталями,P это тоже для того, чтобы все внимание сосредоточить на героях. В чем будет эта постановка новой, в чем старойP я не сторонник таких терминов. Спектакль может быть ярким или нет, образным или нет. Не столько боюсь за премьеру, сколько за спектакли, в которых будут задействованы гастролеры. Они часто только разрушают спектакль. Это будут просто ряженые.

Сцены в игорном доме легко даются нашим артистам? Игра в картыP особая страсть.

Но Чайковский писал музыку не о страсти к картам. Поэтому ошибались и Додин, и Любимов, которые ставили эту оперу, приближая ее к произведению Пушкина. Оно для Чайковского было только поводом. У Пушкина нет этой глубины, у него есть мастерски написанный авантюрный детектив с элементами мистики. Перечитайте, там нет даже намека на любовь Германа к Лизе, там была страсть игрока. И Герман там не гибнет, а попадает в Обуховскую больницу, и Лиза хорошо замуж за Томского выходит. А у Чайковского-то совсем другое. У него история о невозможности счастья в любви. Композитор писал историю о себе. Чайковский стремился к гармонии, но страдал неимоверно. Сохранилась его запись: «Написал смерть Германа и проплакал всю ночь». Он над собой плакал. Я убежден: «Пиковую даму», адекватную страсти в этой музыке, поставить никто не сможет. Это крик человека, падающего в бездну вечности.

Оперный артистP это патология

Нам не дано выразить, потому что не дано испытать и понять такую страсть?

Так, как жили Чайковский, Пушкин, живут немногие. Если у вас были такие моменты, о них хорошо говорить, когда они проходят, но находиться в них безумно тяжело. Это садомазохизм с плохим концом. Как поезд под откос. Слава богу, что большинство людей так не живут. Люди должны выращивать, строить, детей воспитывать

А страсти вкушать со сцены?

Да, со стороны. Прикоснуться и пойти в свою уютную или неуютную квартиру, на дачу поехать, в огороде поработать. Вы же не можете представить, что Пушкин выращивал огурцы? Он говорил: «Летний садP мой огород» и ходил туда в домашних тапках. Эта жизнь на сцене кажется нормальным людям такой притягательной, но жить так они не смогли быP надо нервы иметь стальные. Чайковский был психопатом, но нервы у него были очень крепкие. И здоровье было хорошее. И запас энергетический огромен. И о смерти он знал нечто другое. Очень часто Чайковского обвиняли в равнодушии к смерти близких. Он уходил от ответа на эти упреки.

Но ведь артистыP тоже обычные люди!

Оперный артистP это уже патология. Человек ведь не создан для того, чтобы петь. Он не может свою суть выражать пением. А вокалист заболевает этим. У него вся жизнь перекошена в сторону пения. Он ложится спать с мыслью о связках и, как только просыпается, начинает пробовать горло: звучитP не звучит. Все спроецировано на голос. Если этого нетP это не певец. Это тоже страсть своего рода, одержимость. Классический пример: Рената Тебальди и Мария Каллас были заклятыми врагами при жизни. Но они на час примирились, чтобы подержать друг друга за горло и за живот, чтобы посмотреть, как кто берет ноты и что при этом у каждой происходит с мышцами. Как хирурги щупали друг друга, издавая звуки. Ненормальные люди, и психика у них очень подвижна. Они тоже выключены из реального процесса. Их мир вокалаP выдуманный мир. Поэтому их легче побудить к воспроизведению страсти. Я бы не смог, как оперные певцы, подчинить свою жизнь только одному чему-то.

«Я под обаянием молодости»

Вы не относите себя к ненормальным?

Я занимаюсь режиссурой, потому что знаю это. Но это не значит, что режиссураP истинное мое призвание.

Так случилось, что сложнейшую «Пиковую даму» в нашем театре будут петь молодые вокалисты.

И это прекрасно. В данном случае мне повезло. Я покорен вашим молодым составом исполнителей. «Пиковую даму» в силу вокальной трудности часто поют актеры, которым уже далеко за сорок. А у вас все ониP до тридцати или чуть больше. Я устаю, много приходится объяснять, но работаю с удовольствием. Я под обаянием молодости.

Почему вы привезли на роль Германа молодого солиста Мариинки Максима Аксенова?

Совсем не потому, что Германа у вас некому петь. Я думаю, что не только театру, но и Максиму это знакомство небесполезно. Он тоже молод и талантлив. Это тот редкий случай, когда не надо слов. Я не знаю, что там в его голове, но он понимает вещи, которые объяснить словами невозможно. Не только понимает, но и передает. А ему всего 23 года. У вас тоже есть такие молодые артисты. Я просто покорен вашим Артемом Крутько.

Правда, что вы решили показать его маэстро Гергиеву?

Думаю, встреча состоится. На него надо специально ставить оперу. Он не аферист, которых сейчас много развелось, которые научились петь фальцетом. Это настоящий контратенор. На него надо ставить Генделя или Монтеверди. И он артистичен. Кстати, хочу сказать о новом поколении артистов: они прагматичнее прежних, но при этом отлично понимают, что сейчас просто глотку драть не получится, это никому не нужно. Более того, сейчас не модно иметь блестящие вокальные данные, но быть нулем как личность. С этим вы карьеры мировой не сделаете. Но вам это удастся при средних вокальных данных, если вы будете понимать то, о чем вы поете, знать языки и чувствовать стиль.

А какой, на ваш взгляд, оперный театр сегодня на пике мировой славы?

Мариинский. При всех его недостатках. Туда стекаются лучшие кадры. Люди профессиональные, мобильные, очень выносливые. Гергиев задал бешеный темп, поставил высочайшую планку. Долго так работать нельзя. Но никогда до Гергиева русская опера не была лидером в мировом пространстве.

ИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Алексей СТЕПАНЮК. Режиссер. Доцент Петербургской консерватории. С 1994 годаP режиссер-постановщик Мариинского театра. Главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета.

Окончил Петербургскую консерваторию по классу режиссуры.

С 1987-го по 1992-й был главным режиссером Челябинского театра оперы и балета. На нашей сцене до сих пор живут его «Богема» Пуччини, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Евгений Онегин» Чайковского, «Руслан и Людмила» Глинки и другие.

В 2003 году Алексей Степанюк был назван режиссером года. Сегодня он самый востребованный оперный режиссер в России.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru





10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>