Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Георгий Цхвирава: «Играть пьянство  скучно»

Георгий Цхвирава: «Играть пьянство скучно»

текст: Светлана Симакова
фото: Вячеслав Шишкоедов
11.10.2005

Газета «Вечерний Челябинск»В минувшую пятницу Челябинский театр драмы имени Наума Орлова открыл сезон премьерой «А поутру они проснулись, или Энергичные люди». Петербургский режиссер Георгий ЦХВИРАВА поставил два одноактных спектакля по повестям Василия Шукшина. Мы встретились с Георгием Зурабовичем за два дня до премьеры. Я пришла к нему на репетицию, а он не пустил: «Хотите, на колени встану, только не надо сидеть в зале!» Пришлось часок погулять по театру. А потом он так говорил о ШукшинеP слезы наворачивались

Георгий ЦхвираваИЗ ДОСЬЕ «ВЧ»

Георгий ЦХВИРАВА. Режиссер. 45 лет.

Окончил ГИТИС (1985 год), учился у знаменитых М.О. Кнебель и Л.И. Хейфеца.

Шесть лет работал режиссером Омской драмы, семь летP главным режиссером Екатеринбургского ТЮЗа, где поставил чеховскую «Чайку». Этот спектакль известные критики не раз называли лучшей «Чайкой» в российском театре, он стал визитной карточкой режиссера.

Четыре года возглавлял Казанский ТЮЗ. Здесь был поставлен спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарада в переводе Иосифа Бродского. Спектакль был номинирован на «Золотую маску» и получил восторженную критику.

Сейчас Георгий ЗурабовичP свободный художник. Его называют блестящим мастером игрового театра и приглашают практически во все театры страны.

Шукшин вкусный

Почему для постановки в нашей драме вы выбрали две повести Шукшина: «Энергичные люди» и «Поутру они проснулись»?

Может быть, я не прав, но мне кажется, что русские драматические театры должны культивировать национальную культуру. В репертуаре должны быть Чехов, Тургенев, «Слово о полку Игореве», Платонов, Вампилов, Шукшин. Это то, чем мы богаты. А те вопросы, которые поднимают эти писатели в своих произведениях, для нашей страны актуальны всегда. Устарел рубль, устаревают автомобильные покрышки, но не человеческие отношения. Это одна из самых уникальных вещей. А Шукшин очень остро чувствовал эти отношения. Вспомните, однажды он лежал в больнице, где вахтерша невзлюбила его. Она не пускала к нему его детей, не пустила и писателей, пришедших его навестить. И он, больной, ушел из этой больницы. Посмотрите, какое обостренное восприятие! А еще для Василия Макаровича был важен некий внутренний нравственный закон. Он точно делил людей по этому, известному ему, закону. Поэтому, я думаю, у него так ярко выписаны образы грешных людей.

То есть выбор материала для постановки не был для вас проблемой?

Я об этом даже не думал. Признаюсь, выбирать пьесу для меня всегда просто. Жизнь режиссера коротка. А круг авторов, которых очень любишь, тоже не так широк. Шукшина я не ставил никогда, и мне было очень интересно с ним поработать. Я выбрал эти его пьесы для вашего театра, потому что здесь огромный зал, соберется много народу. А Шукшин обладает достоинствами, которые увлекают большую массу людей. Он не скучен, его герои и ситуации комичны. И эта труппа способна играть Шукшина, в ней можно найти артистов на шукшинские роли. Но может быть, мне только так кажется, а на самом деле все будет по-другому.

В большом зале галерке будет трудно уловить тонкость психологической игры актеров

Шукшин не тонкий, он вкусный. Посмотрите его фильмы. Это Тарковский элитарен и тонок. А «Калина красная» проста, фильм про людей и с юмором. Если говорить о тонкости Шукшин сложен в постановке. Его очень трудно играть. Он напоминает Высоцкого. Попробуйте спеть, как пел Владимир Высоцкий. Никто этого не может. Там какая-то внутренняя аорта. Вот так и Шукшин. У него своеP неповторимоеP чувство юмора.

Вы сказали, играть Шукшина сложно. Наши актеры справляются?

В этом спектакле почти все артисты театра заняты. Ресурс-то у Шукшина огромный. И я почти всю труппу в работе увидел. Происходят знакомство и отбор. Кто-то меня принимает, кто-то нет. И это нормально. Что выйдетP нельзя сейчас сказать. ТеатрP живое дело. Большие художественные достижения для режиссера невозможны в том театре, в котором он не работает постоянно. Свои лучшие спектакли я поставил в Свердловском ТЮЗе, потому что я там работал долго. Находишь общий язык с артистами, притираешься. И очень важно, чтобы вас объединял успех. Доверие возникает. Это ведь трудное живое дело. Малейшее неточное словоP и все может рухнуть как карточный домик. ТеатрP не фабрика по производству шедевров. Пока с вашими артистами у меня все идет очень неровно. Недаром театры должны «возникать». Был ЛюбимовP возникла Таганка. Был артист Ефремов, который по ночам собирал актеров других московских театров,P возник «Современник». ТеатрP это птичий язык, это такое понимание друг друга на уровне восприятия жизни, взглядов сложно все это.

Вы так говорите о стационарном театре! Как объяснить ваш уход из Казанского ТЮЗа в свободные художники?

ТеатрP это еще и диктатура. Но добровольная. Я согласен с Товстоноговым. Наступает момент, когда исчерпываются отношения. По разным причинам. Но я люблю не только традиционный театр, но и свободное плавание, люблю ездить. Сейчас тесно сотрудничаю с театром, который обожаю. Это Воронежский камерный театр Миши Бычкова. А в вашей драме работают близкие мне по духу людиP Владимир Гурфинкель и Ирэна Ярутис. Это приятные в жизни находки. А из Казанского ТЮЗа я ушел еще и потому, что личные обстоятельства так сложились. Жена тяжело больна.

Почему вы не пускаете никого на свои репетиции?

Для меня репетицииP интимный процесс. Вчера не пустил даже Владимира Гурфинкеля. Он удивился, говорит, что ему все равно, хоть целый зал зрителей, он будет спокойно работать. А я боюсь зрителей на репетициях.

Георгий Цхвирава: «Играть пьянство  скучно»

Живем в валенках и с табуреткой

Думаю, многие недавно видели по Первому каналу фильм Леонида Якубовича о последнем дне жизни Василия Макаровича Шукшина. Вы сказали, что смотрели этот фильм и вас поразил его постскриптум, в котором студенты, снимавшиеся в эпизодах фильма, задали Якубовичу вопрос: «А кто такой Василий Шукшин?» Мне этот постскриптум показался надуманным. Я не поверила Якубовичу.

Если говорить о состоянии сегодняшней культуры, то Якубович сказал правду. Мы много чего сегодня забываем. Власть денег меняет страну и нас. Меня беспокоит, что в России не знают, кто такой Платонов, зато знают, кто такой Шварценеггер. Может, это неплохо, но нельзя забывать своего.

Перед тем как ставить Шукшина, вы смотрели его фильмы? Или это вам тоже мешает?

Нет, это помогает. Потому что там обозначены проблемы, которые Шукшин по-особому чувствовал. Я артистам об этом говорил. Вот пьянство. Это предлагаемые обстоятельства. Люди пьют в России и иногда даже не понимают, почему они пьют. Но я актерам категорически запретил играть похмелье, состояние пьянства. И первую разгульную сцену в «Энергичных людях» я старался сделать очень корректно. Играть состояние пьянстваP скучно. Не в этом суть Шукшина. Важнее его вопросы. В России всегда спрашивали: «Кто виноват?» и «Что делать?» А Шукшин задавал еще один: «Что с нами происходит?» И этот его вопрос актуален до сих пор.

Я в Японии преподавал. Японцы всегда меня спрашивали: «посему» вы так живете? Действительно, почему? Сегодняшнее время ставит миллионы таких вопросов. Почему мы хотим себя уничтожить, например? И это все шукшинские вопросы. «Прокуды» какие-то мы, страшные грешники. Вот и в этом вытрезвителе («А поутру они проснулись») вроде хорошие все люди, а внутриP такие сволочи.

Эта психология сегодня, мне кажется, побеждает. Я все время вспоминаю: мой товарищ держал кавказскую овчарку. Они дома все ходили в фуфайках, валенках, с табуретками и спиной к ней не поворачивались. Мы все так живем. Каждый раз боишься, что тебе сзади в спину воткнут что-нибудь. Наши олигархи так живут. Все время броней прикрываются, выстрелов боятся. Это ведь не жизнь, а клетка золотая. И здесь надо сказать о пространстве, над которым мы с художниками в этом спектакле работали. Мы старались использовать все пространство сцены и зала. Все! Потому что у Шукшина одна из главных темP пространство. Человек, лишенный свободы, лишен пространства. Для меня главноеP чтобы это поняли зрители.

В фильме Якубовича Лидия Федосеева-Шукшина сказала, что она не верит в естественную смерть Василия Макаровича, что сердце у него было очень здоровое. Вы согласны с ней?

Наша смертьP это плата за наш взгляд на жизнь. Посмотрите, Олег Табаков празднует восьмидесятилетие, у него молодая жена, дети, огромный дом, Художественный театрP все нормально. Можно только позавидовать. А Олег Даль уже сгнил в могиле. Это отношение к жизни. Почитайте письма Даля, которые он Эфросу писал. Это острая реакция на жизнь, на отношения людей. А Шукшин говорил: «Плюнь на меняP я закиплю». Сколько же можно жить в этой температуре? Поэтому сгорел организм. Не верю я в убийства Есенина, Шукшина Эти люди не могли долго жить. Представьте себе старого Пушкина или старого Лермонтова, или Высоцкого. Невозможно! ТолстогоP да.

Вы их так понимаете, потому что такой же?

К сожалению, нет. Вот курить бросил, хочется пожить подольше. Как Табаков. Вот как мы устроены: хотим, чтобы нас судили по замыслам, а мы другихP по результатам. Жить, как Табаков, а творить, как Шукшин. Но так не бывает. За все надо платить. Как Шукшин, я не сделаю никогда. Надо себя так теребить, как он это делал. А это на износ. Поэтому я за то, чтобы в основе театра была хорошая художественная литература. Василий Макарович Шукшин из категории этих авторов. Мы не должны его забывать.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Премьеру спас писатель

Разговор с режиссером, честно скажу, настроил на успех премьеры. Хотя Георгий Цхвирава, как вы заметили, не исключал провала. После премьеры показалось, что он его даже предчувствовал. Уже видел свои просчеты? Ведь второй акт спектакляP «Энергичные люди»P не получился актуальным для сегодняшнего зрителя явно по вине постановщика. Даже та часть публики, что сполна вкусила все прелести времен дефицита и блата в России, откровенно скучала. Хотя сама проблема взаимоотношений «Энергичных людей» сохранилась сегодня. Просто рассматривать ее интереснее в другом ракурсе.

Первый актP «А поутру они проснулись»P зал воспринимал живее. Но у искушенного зрителя и к этой части спектакля было много вопросов. Яркие характеры шукшинских героев как будто были прикрыты раздражающей глаз матовой пленкой. Нервозность ожидания, что кто-нибудь эту пленку сдерет наконец, закончилась истерикой: не случилось. Вялая, совершенно невнятная сцена суда над «очкариком» вызвала последний приступ разочарования. Мы не увидели того «вкусного» шукшинского интеллигента, который слышит душу свою и хочет жить с ней в ладу. Не случилось контакта режиссерP актер? Вероятно. Почему? Сложно сказать.

Но всех выручил Василий Макарович. Вот тут режиссер прав. Классика! Нетленка! Все в ней есть: и стиль, и язык, и юмор. Зал просто не мог не реагировать на талантливость самого текста. Может, спектакль заставит многих найти и почитать Шукшина. Тогда все не зря.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>