Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
На тропе эксперимента

На тропе эксперимента

текст: Светлана Симакова
фото: Вячеслав Шишкоедов
20.10.2005

Газета «Вечерний Челябинск»26 октября режиссер и художественный руководитель челябинской драмы Владимир Гурфинкель представит на суд зрителей свой новый спектакль. В эти дни в театре завершается работа над пьесой Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама». Спектакль мы увидим на Малой сцене, потому что он требует атмосферы «глаза в глаза». Это будет не совсем обычная постановка первая ласточка задуманного Владимиром Гурфинкелем эксперимента.

Письма к Богу

Французский писатель, эссеист, драматург Эрик-Эммануил Шмитт стал очень популярен в мире в конце ХХ века. И популярность эта растет. Его произведения сегодня не просто читают, их изучают. Пьесы Шмитта получают театральные премии, а романы литературные. «Оскар и Розовая Дама» возглавляет список бестселлеров уже год. Те, кто прочел это произведение, вправе утверждать, что оно не оставит равнодушными ни детей, ни взрослых.

Десятилетний герой пьесы Оскар безнадежно болен. На что, на кого опереться ребенку, который случайно узнает, что ему осталось жить считанные дни? Родители подавлены настолько, что не в силах одолеть горе и страх. Мальчик понимает, как они слабы, и разочаровывается в них. Но есть Розовая Дама старая мудрая сиделка. Она говорит с Оскаром о Боге. Двенадцать оставшихся мальчику дней превращаются в долгую жизнь. В ней есть юность, зрелые годы, а затем полная опыта и утомленности жизнью старость. Каждый новый день мальчик проживает как десять полноценных лет. И о каждом дне, то есть десятилетии, он рассказывает в письмах, которые пишет Богу.

Оскар  Валера Полунин, Розовая Дама  Галина Степанова, посредник, он же Попкорн, он же Копченое Сало  Сергей Акимов

Существует мнение, что гениальные произведения ставить на сцене всегда проще. Они сами по себе способны покорить зрительские сердца. Спорный вопрос. Дорогому бриллианту дорогая оправа требуется. Премьера этой пьесы состоялась в Париже в 2003 году и сразу получила премию Мольера. Потому что в спектакле играла сразу две роли знаменитая французская актриса Даниэль Дарье. Это был не только триумф произведения, это был триумф великой актрисы. А в декабре 2004 года опыт Дарье повторила наша Алиса Фрейндлих, одновременно играя Оскара и Розовую Даму. Критики назвали эту работу лучшим театральным опытом последнего десятилетия.

Режиссер себе надоедает

У нас будет совсем другой спектакль. В нем занято несколько артистов. Репетиция произвела на меня большое впечатление. Повторюсь не только потому, что пьеса гениальна. После репетиции мы говорили о будущих спектаклях драмы с Владимиром ГУРФИНКЕЛЕМ и художником Ирэной ЯРУТИС.

Владимир Львович, глубоко философская пьеса, интимность Малой сцены по-моему, все это ново для вас?

Очень хочется, чтобы не смогли предугадать, какой я сделаю следующий спектакль. Режиссер себе надоедает. Когда такое случается, я даже ухожу из драмы и делаю оперы, мюзиклы. Надо постоянно меняться. Если зритель сможет предположить, что я сделаю, взяв следующую пьесу, значит, я не могу подарить ему ничего нового. Уходит жизнь, надо пробовать, надо меняться. Почему актеры мечтают получить роль, не похожую на все предыдущие? Это случается и с режиссером.

Трудно было актеров увлечь этим замыслом? Такой тонкий разговор о взаимоотношениях человека и Бога здесь нужна глубокая внутренняя работа.

Важно спровоцировать актера. В каждом из нас много хорошего и плохого. Надо вынудить человека явить нам самое лучшее. Надо спровоцировать его говорить о себе. Это главное. А потом, когда я начинаю работать с актером, изначально внушаю ему: ты одарен, ты единственный, кто подходит для этой роли, ты мне необходим.

Почему сцена засыпана песком?

Нужны какие-то вечные фактуры. Если можно было бы сыграть это в каменной реке

Но песок мало ассоциируется с вечным. Напротив, это что-то сыпучее, непостоянное.

Для меня вечное. Я бывал в пустыне. Кроме того, песок это детство. Песочница. Сколько с ней связано. А уметь вернуть себя в состояние детства быть с вечностью на ты.

В этом спектакле дети и взрослые как будто меняются местами?

Потому что возраст человека равен количеству событий.

Владимир Гурфинкель: «Актеры мечтают получить роль, не похожую на все предыдущие. Это случается и с режиссером»Грубая вещь жизнь

Надо сказать вообще о сценографии спектакля, автором которой является Ирэна Ярутис. На песке построены жесткие, угловатые металлические конструкции, меж ними изломы все отражающего темного стекла. Во всем некоторая нарочитая грубость и даже колючесть. А костюмы героев почти невесомы, воздушны, трогательны. «Всегда трудно говорить о том, как это рождается, говорит Ирэна Ярутис. На этот раз все возникло сразу, как только прочитала пьесу. Диссонанс жуткой среды, жесткой жизни и нежных, почти воздушных людских душ. И вот вы видите противопоставление декораций и костюмов. Но на платьях героев грубые швы. Это рубцы. Операционные. Жизненные. Грубая вещь наша жизнь».

Вот вам, дорогие челябинцы, штрихи к предстоящей премьере. Пусть все остальное останется тайной до того момента, когда вы придете в Малый зал театра драмы. Но позволим себе заглянуть еще дальше, в следующую премьеру, над которой работают сегодня режиссер Владимир Гурфинкель, художник Ирэна Ярутис и композитор Леонид Иновлоцкий. Из размышлений о глобальных человеческих проблемах французского писателя нас перенесут в совершенно новый, мало знакомый мир японской поэзии XVIII века. И сразу хочется задать вопрос художнику.

Ирэна, мы увидим традиционный колорит Страны восходящего солнца?

Чтобы сделать спектакль в японских традициях, там надо родиться. Или долго изучать Японию. Мыслить иначе. Ничего этого у меня нет. Будет мое представление о Японии. Может быть, детское. Это то, как я ощущаю Японию. А мое ощущение может не совпадать с подлинником.

Японский пасьянс

Владимир Львович, «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей» Тикамацу Мондзаэмона предназначено для большой сцены?

Я сейчас нарисую. Круг на сцене это зрительный зал. А вокруг, тоже на сцене, площадки. Их четыре. На них поочередно разыгрываются сцены на протяжении двух часов. Зрительный зал поворачивается к каждой из них. А затем распахивается занавес в настоящий зрительный зал. Там дорожка, покрытая шелком Больше ничего не скажу.

В каком сне вам все это приснилось?

В страшном. В финансовом отношении для театра это правда страшный сон. На этот круг можно усадить только 120 зрителей. Что делать? Иногда театр работает как фабрика-кухня, на которой надо накормить смену автозавода Ленинского комсомола. А иногда это маленькое кафе.

Японская поэзия этого зрители точно не ожидают. А вы от себя такого поворота ожидали?

Я? Да. Это процесс изучения себя. Но Япония это другое, это совсем другое. Я давно, очень давно задумал этот спектакль. Но надо было попасть точно в цель. Понять, как разложить этот пасьянс в театре. Мы начали делать спектакль и ненадолго объявили перерыв, потому что я понял все может получиться.

И вот тут пришла пора поговорить о заявленном в начале сезона эксперименте. Вы сказали: «Что из этого получится: успех или провал? Не знаю». Не боитесь, что вас могут заподозрить? Скажут: «Ага, да он заранее страхуется! Значит, есть неуверенность!»

Мы, конечно, сделаем все для того, чтобы это был успех. Но вы же понимаете, идти к успешному театру это идти к театру скучному и нехудожественному. Если в голове держать только успех это двигаться проторенными тропами. Я могу раз в два месяца выпускать лирическую комедию. А делать художественный спектакль всегда риск. На грани риска. Когда ты не знаешь как, но знаешь, о чем у тебя внутри болит. И ты берешься за это, хотя рискуешь. Но это и есть подлинный театр, а не театр планируемого успеха. Чего мы боимся? Провала? Не надо этого бояться. Я боюсь только бесстрастного театра и бесстрастных сотворцов. В этой труппе таких, к счастью, нет.

Знаю, кого украсть

Артисты не страшатся слова «эксперимент»?

Народный артист Борис Петров недавно просил отдельной строкой в его контракт вписать, что он согласен на любые эксперименты. Нет, они, заслуженные и народные, не успокоились. Еще не все сделано. О среднем поколении и молодежи разговора нет.

P Вновь пришедшие в театр артисты знают вас давно?

Собираю. Труппа должна быть коллекционной. Тридцать лет назад Наум Юрьевич собрал поколение 25- и 30-летних, которые могли играть все. И он растил их. Сегодня это цвет театра. Чудные артисты. Красавцы. Сегодня надо набрать такую же группу 30-летних. Выискать, украсть, воспитать. Пусть это будет крайне нескромно, но я точно знаю, кого можно украсть в этой стране, чтобы собрать лучших в Челябинске.

P А не слишком ли много премьер вы задумали в этом сезоне?

Театр должен жить в максимально творческом режиме. Это сильный организм.

Первый ваш сезон в этом театре не разочаровал?

Я посадил дерево, воспитал сыновей и дочь, построил дом. И спектаклей уже наставился. Просто ставить спектакли мне уже не интересно. Я, конечно, могу эксплуатировать свои умение, обаяние, человеческие связи еще лет 100 и ставить по три-четыре спектакля в год. Но я не выращу ничего. А мне этого очень хочется. Мне хочется создать свой театр. «Свой театр» это не привычка, это определенная философия. В таком театре должен быть особый стиль, художественное направление. И сделать это можно только в русском репертуарном театре. Прелесть такого театра в том, что, сегодня репетируя с артистом эту роль, ты уже направляешь его к другой, которая будет через пять лет. Я по-хорошему завидую Науму Юрьевичу Орлову. Можно возрадоваться, как этот человек прожил жизнь. Уйти на полном скаку! Ставя спектакль! Я тоже так хочу.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>