Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Когда собаки молчат

Когда собаки молчат

текст: Олеся Горюк
27.10.2005

Газета «Челябинский рабочий»В Челябинской опере сегодня завершается международный фестиваль современного искусства. Один из фестивальных дней в афише обозначался громкими словами «мировая премьера». Честно говоря, я купилась на эту фразу: мировых премьер пропускать нельзя. За день до концерта пообщалась с музыкантом Хорхе Исааком. Оказалось, что спектакль «Омония»P премьера не совсем мировая. Две недели назад она была исполнена в Голландии, затем в Москве, затем в Екатеринбурге и лишь потом докатилась до южноуральской столицы. Впрочем, рекламные приемыP дело привычное. Самое интересное, что наш зритель на них все равно не реагирует: народу в зале собралось не так много.

На сцену вышел Хорхе ИсаакP голландский музыкант венесуэльского происхождения. «Омония» (по-гречески это слово означает страсть, взаимопроникновение)P сочинение голландских композиторов Родерика де Манна и Арно Нордеграфа. Музыка, театр и видео слились в один сюрреалистический мультимедийный проект. Господин Исаак выступал в трех ипостасяхP как флейтист, исполнитель электронной музыки и драматический актер.

Блок-флейтой Хорхе владеет в совершенстве. Я поинтересовалась, сколько именно флейт разных калибров он использует, играя этот спектакль. «Я не считал, но порядка двадцати восьми»,P ответил музыкант. Он поочередно брал в руки флейты, флейточки и флейтищи. Самая маленькая была размером с карандаш, самая большаяP метр девяносто и напоминала трубу, вынутую из органа. Вообще разные инструменты, накладываясь в памяти один на другой, звучали подобно органу. За день до своего выступления Хорхе поделился секретами своего мастерства со студентами института музыки, будущими духовиками, и те были просто поражены. Жаль, что интерес к флейте не привел их на спектакль «Омония».

Помимо живой музыки голландский музыкант активно использует электроннуюP и здесь имеется возможность услышать такие звуки, которые в обычной жизни никогда не доходили до наших ушей и вряд ли дойдут. Странная музыка транслировались в зал благодаря специальным компьютерным программам. Одну создали в парижском институте технологий, другуюP в амстердамском центре электронной музыки.

«Омония»P мультимедийный триптих о страсти в разных ее проявлениях. Одержимость, игра случая и поиск идеального рецепта наслаждения. Последнее было понято некоторыми буквально: мол, в Голландии, где разрешены наркотики, немудрено найти рецепт наслаждения.

Не всеми оказался воспринят современный музыкальный язык, на котором Хорхе Исаак общался со зрительным залом. Были те, кто ушел после первой же части. А с теми, кто остался, мы поговорили после спектакля. Основная проблема, вставшая перед большинством посмотревших «Омонию»,P непонимание. В нашей недолгой беседе Хорхе признался, что у себя в Голландии всеми силами пытается ликвидировать момент «непонимания» своего творчества. Он использует теле- и радиоэфиры для того, чтобы объяснить публике, о чем будет предстоящий спектакль. В ответ я попросила музыканта пересказать «Омонию». Честно говоря, лучше бы я этого не делала. Господин Исаак рассказал всю «фабулу», от чего мне стало ничуть не легче. Рассказанное напоминало какой-то бред. По-моему, лучше просто слушать музыку, не заботясь о том, какие эмоции она вызовет и вызовет ли.

Но вопросы остались, а фестивальP хороший повод, чтобы получить ответы на них. Я отправилась к челябинцу Льву Гутовскому, давно и плодотворно работающему в жанре современной музыки. Персонажу, вполне достойному фестиваля современного искусства, особенно если учесть, что подобные мероприятия имеют своей целью не только познакомить публику с приглашенными музыкантами, но и представить своих. Но, как говорится, нет пророка

Лев Иосифович, не странно ли, что у современного искусства в Челябинске очень мало приверженцев?

Неполный залP это нормально. Не надо забывать, что Челябинск все-таки провинциальный город. Главное, чтобы была постоянная публика, интересующаяся тем, что происходит на передовом музыкальном фронте.

Мы уходим с подобного концертаP и мелодии не звучат в нашей голове

Современная музыка не обязательно должна строиться на мелодиях. Как правило, такого и не бывает, чтобы в ней присутствовал мелодизм. Это вы с концерта Баскова можете уходить с мелодиями в голове или с зелеными тянучками.

Если не с мелодиямиP с чем уходят после таких концертов?

С обрывками какими-то. Просто с воспоминаниями о соприкосновении с чем-то таким, с чем в своей кухонной жизни человек не сталкивался. Музыка невидима, но вещественна. Может довести до состояния полупаралича.

С другой стороны, если ты не готов, то никакая гениальная музыка не подействует.

Многие слушатели, пришедшие на «Омонию», оказались к этому спектаклю не готовы. Одна из женщин, с которой я побеседовала, весь спектакль безуспешно пыталась что-то понять.

Она несчастный человек, и в основном такие несчастные люди ходят на эти концерты. Думают, если поймут, о чем это, то им все станет ясно. Это не то что заблуждение, а страшная зараза и вред. Они же пытаются конкретизировать

найти сюжет?

Конечно. Те самые костыли, на которых парализованные и безногие пытаются по музыке ходить. А в целом это просто хитроумный ход, который позволяет объегорить вот таких безногих и парализованных. Сюжет, даже если его рассказать, не проясняет самой сути. Ну как можно понять фугу БахаP о чем это?

Это просто красиво.

Десятки поколений наших музыкантов и отечественая поп-музыкаP это тот же самый Бах. И вот через нашу поп-музыку, через Дидюлю мы Баха и воспринимаем. Поэтому мы и в Бахе ничего не понимаем по большому счету.

Традиционная музыка воспринимается за счет того, что у нас в головах все в момент ее исполнения спит. А непонятное мы пытаемся понять. Но как это можно понять Марии Ивановне, если она не занимается этим? Здесь снобизма никакого нет, просто должна быть практика музыкальная, которая требует постепенного привыкания к этим звукам. Ну, по крайней мере, постарайтесь не искать мелодииP сломаете ухи.

Выходит, современная музыка все более отдаляется от слушателя?

А может быть, слушатель чудовищно далек от современной музыки? И почему мы так переживаем за этого слушателя, который, может быть, и музыки этой не стоит. Просто у усредненной публики ничего не происходит в целом.

В жизни?

В голове. Зритель может быть лоялен или агрессивен. Мне иногда хочется, чтобы больше было агрессии, чем непонятного желания что-то понять.

В общем, умом не понять современную музыку. А сердцем ее могут чувствовать даже животные. Не знаю, верить этому или нет, но на концерт Хорхе Исаака в Мексике публика, по его словам, явилась со своими собаками. Так вот, домашние питомцы все время представления молчали и внимательно глядели на сцену. Когда закрылся занавес, их хозяева подошли к музыканту. «Если бы вы плохо играли, наши собаки не дали бы вам довести спектакль до конца»,P услышал он.

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>