Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Сто дверей Парижа

Сто дверей Парижа

текст: Татьяна Марьина
27.10.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Двадцать лет назад, когда молодой челябинский композитор Юлий Гальперин решил переехать в Москву, было нестерпимо грустно. Студенты его обожали, коллеги постарше относились с почтением. Отпускать еще одного талантливого человека не хотелось. Потому, наверное, его отъезд казался слишком внезапным, решениеP импульсивным, а перспектива сделать успешную карьеру в столицеP призрачной. Блестящую карьеру Юлий Гальперин сделал. Сначала в Москве, потом в Париже. Музыка, которую он сочиняет, исполняется, ученики живут по всему миру. Но Челябинск 60-летний парижанин не забыл. Цикл своих юбилейных концертов, состоявшихся в Париже, на родине в Киеве, в Рахманиновском зале в Москве, он завершил в нашем городе.

Юлий ГальперинИз досье «ВЧ»

Юлий ГАЛЬПЕРИНP композитор, пианист, педагог. Родился 25 июля 1945 года в Киеве. Окончил музыкальную школу и музыкальное училище имени Глиэра в Киеве, институт искусств в Уфе. Сочинять музыку начал в 12 лет. Его наставником на долгие годы стал М.Фрадкин.

С 1974 по 1984 год Ю.Гальперин работал в Челябинске. Здесь же в 1983 году стал членом Союза композиторов России.

С 1984 по 1991 год преподавал в РАМ имени Гнесиных. С 1991 года работает во Франции.

Президент ассоциации «Русская музыкальная традиция во Франции».

Женат. Супруга ЛюдмилаP музыкант, преподаватель. Сыновья Евгений и АлександрP композиторы. Старший пишет музыку с 20 лет. В отличие от папы композицией зарабатывает деньги, является лауреатом крупных международных премий, Берлинского фестиваля. За музыку к фильму «Братоубийство» в Люцерне получил «Серебряного льва». Младший увлечен роком. В ближайшее время собирается приехать на гастроли в Челябинск со своей рок-группой.

Захотелось стать великим

Юбилей располагает к воспоминаниям. Тем более если человека не видел много лет. Забылись детали, на какие-то вопросы в свое время не находилось ответа Юлий Евгеньевич появился в Союзе композиторов ровно в назначенный час, воодушевленный только что закончившейся репетицией, встречей с городом, друзьями. Все такой же обаятельный, колоритный, как и двадцать лет назад. Он сразу узнал во мне бывшую студентку, разулыбался, потеплел взглядом. А после чашечки горячего чая расположился поудобнее, готовый к любым вопросам. Версия истории отъезда у него, конечно же, была своя.

Никакой грустной истории не было,P начал он.P В Москву меня «вывез» Георгий Струве, художественный руководитель и дирижер Всесоюзной детской хоровой студии «Пионерия». Он был большой соблазнитель, человек-вулкан, неутомимый и вездесущий. Он обаял меня: «Юлька, поехали в Москву! Откроем в «Пионерии» класс композиции, будешь моих детей учить». Конечно, в Москве я не был чужим. Там были мои учителя, Гнесинский институт, жили мой брат, кузен. В Киеве стояла квартира, с которой надо было что-то делать. На что Киев можно было менять? Только на Москву. Хотя в то время поменять на столицуP все равно что сорвать звезду с неба. Струве сделал все возможное и невозможное, даже подписи министра добился.

Для переезда была еще одна причинаP сильнейшая астма у сына. В Челябинске он задыхался, половину времени мы проводили в больнице. В Киеве ему было так же плохо, как и здесь. Мы вынуждены были искать подходящий климат.

У Струве я проработал год. Как настоящий вулкан, Струве извергал колоссальное количество идей. Приходили они быстро, но постоянно держаться на отметке 3000 градусов невозможно. Идея класса композиции в хоровой школе оказалась неудачной. Пришлось искать работу. В то время найти работу в Москве было сложнее, чем в Париже. Если в Париже сто дверей, то в Москве была однаP Министерство культуры, где все решалось. Меня взяли в училище имени Гнесиных. И я стал гнесинцем.

Сколько вы прожили в Москве?

Пять с половиной лет. А в последний год из педагогики вообще переметнулся в театр. Оказалось, совершил ошибку: спутал человека, пишущего для театра (это «белый человек»), и человека, работающего в театре (это пожарный, который отвечает за все: кто-то заболел, не пришел, забыл включить фонограмму...). В тот момент мне, наверное, хотелось быть великим композитором. А педагог должен жить за всех своих учеников. Вот я и решил отдохнуть от педагогики.

В ритме стресса

Я киевлянин. Никогда не думал, что тронусь из этого красавца города, где мне было так хорошо. В киевском доме наша семья жила сто лет, и не было сомнений, что еще сто лет проживу в нем я. Когда собрался в Челябинск, меня не понимали: если уезжать, то в южные страны. На УралP невозможно. Но в 1974 году я оказался здесь.

В Челябинске у меня было замечательное положение, соблазнительные перспективы, «целинные» для творчества просторы. Здесь собрались талантливые люди, мы открывали Союз композиторов, нашу музыку исполняли. А для молодого композитора это очень важно. И все же чего-то не хватало. Наверно, среды, симфонического оркестра. А может, я просто непоседа? Не только не прожил в Киеве сто лет, а все время переезжал из города в город, с места на место.

И однажды попали в Париж

Во Франции я не раз бывал как турист. Первый разP когда еще жил в Челябинске. В 1980 году мой спектакль «Соломенный жаворонок», который ставил Валерий Вольховский, пробил дорогу во Францию, получив первое место на международном фестивале. Кажется, вечность тому назад... Но никаких планов там жить не было. В Париж я поехал на месяцP на запись музыки, которую не получалось сделать в Москве. Договор о намерениях с французской фирмой подписали, но сроки начали переносить: сначала на месяц, потом на две недели, еще на две... Моя остановка в Париже затянулась на 15 лет.

В стране, где другой язык, а вы знаете только два слова?

Пока ждал записи, нашел работу аккомпаниатора, был консультантом, потом понемногу начал преподавать. Язык не училP схватывал на улице, на работе. Я уверенP если в детстве до 10 лет не выучил, проблема будет всегда. Я преподаю много лет, но до сих пор приходится заглядывать в словарики, уточнять термины.

Ритм жизни в Париже иной?

Ритм стрессовый. Если в России года за два можно заработать имидж, который дальше будет работать на вас, то здесь доказывать, кто ты такой, приходится каждый день. Вчерашними успехами и наградами не прожить. Хороший парень, хороший пианист? Ну и что? Он каждый день должен играть лучше, чем вчера. А когда исполнится 50, обязан играть в два раза лучше тридцатилетнего

«ЧелябинскP лучшее время моей жизни»

Я все время преподаю два предметаP композицию и фортепиано. Причем большеP фортепиано. Во Франции нет в принципе толп безработных музыкантов, как было у нас. Композиторов, зарабатывающих творчеством, в мире единицы. Поэтому готовят три композитора в год, и все. Сейчас модно вести мастер-класс. Предположим, ко мне на мастер-класс записывается композитор, год занимается и едет дальше. Чем больше в резюме фамилий преподавателей, тем его статус выше. У меня училась португалка. Полтора года писала оперу, в которой я, конечно, хорошо поработал. Она получила приз ЮНЕСКО, сказала спасибо и уехала. Так что мои ученики живут по всему миру.

Музыки пишете много?

Никогда не писал много. Я всегда был профессиональным композитором по сути, но самодеятельным по статусу, потому что деньги за это не получал. Беспризорных детей рожать аморально. Так и здесь. Можно написать тысячу произведений, но неозвученное сочинение, написанное даже человеком с моцартовскими данными,P все-таки неживая музыка. Она должна звучать, чтобы быть зачисленной в ранг существующей. А если человек родился под какой-то особенно счастливой звездой, он должен быть менеджером, исполнителем, композитором в одном лице. Продюсера можно найти для Киркорова или рок-ансамбля. К сожалению, продюсеров композиторских, за редким исключением, не существует. Я считаю, что писать музыку, которая никогда не прозвучит, неинтересно и аморально.

Значит, все, что пишете, исполняется?

Мне повезло. Большинство моих сочинений звучат с рождения. И неважно, где я живу, где пишу. Это особенность нашего времени. С появлением компьютера мир оказался маленьким, информация плотнее, поток ее огромен. В Копейске видят то же, что вижу я, сидя в парижской квартире.

Судя по всему, десять лет, проведенные в Челябинске, не забылись. Это так?

ЧелябинскP лучшее время моей жизни. Мне было 29, здесь я нашел жену-красавицу, пережил возраст Христа, рождение сыновей, обрел специальности (сразу две). Педагогом не рождаются. Им надо стать, покалечить немного. Покалечил в Киеве, а моим челябинским ученикам повезло. Кстати, здесь у меня учились талантливые люди. Почти все стали композиторами. А Лера Авербах, которую помню совсем ребенком, оказывается, в Америке известный композитор, музыкант. Я и не знал

А как вам город спустя двадцать лет?

Похорошел, стал чище. Но иногда в красивой панораме нелепо торчат вставные «зубы»P дома, которых я не понимаю. Красивых уголков много, расширились улицы. Появилась атмосфера большого городаP спокойствие, гармония, совместимость масштаба и деталей. Знаете, когда нас куда-то тянет, виноваты не березы, не ветка сирени и не столб на улице Маркса. Все это миф. Нас тянет все то, что связано с людьми или эхом людей, которые дороги. Чувства смешиваются с предметами, панорамой. Город оживает благодаря человеческим контактам. Нас тянет друг к другу любовь.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>