Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Вольности гения Гаврилова

Вольности гения Гаврилова

текст: Татьяна Марьина
фото: Вячеслав Шишкоедов
09.11.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Русский пианист Андрей Гаврилов, много лет живущий в Швейцарии, вновь побывал в Челябинске. Он играл своего любимого Шопена, заставил по-новому почувствовать Прокофьева, Рахманинова.

За инструментом творил чудеса, «улетая» вслед за музыкой далеко-далеко, свободно гуляя по эпохам и стилям. Шутил и признавался в любви, страдал и неистовствовал, тосковал и радовался. Тысячный зал слушал, затаив дыхание, не желая прерывать откровений великого музыканта. С концерта люди уходили притихшие, потрясенные. Но критики, по обыкновению, нашлись и ему: «Шопен не тот, в Рахманинове не убедил, с Прокофьевым обошелся вольно».

Андрей ГавриловСпорить не хотелось. Теперь уж многим известно, что Андрей Гаврилов давно и очень далеко ушел от привычного, тиражированного прочтения музыки. К своим пятидесяти на «вольности» он право заслужил. А у его слушателей появилась возможность шагнуть вслед за ним к новому пониманию известных произведений.

В Челябинске Андрей пробыл два дня. И журналистам, как обычно, повезло чуточку больше. Мы общались с Андреем перед концертом, говорили о таланте, о позитивно-роковых обстоятельствах юности и взглядах сегодняшних. Очень обаятельный и аристократичный, забавный и открытый. Он не посматривал украдкой на часы, увлекался, если вопрос ему казался интересным. И мне захотелось написать об этой встрече, хотя бы самое главное. Тем более что в Челябинске Андрей не в последний раз. В апреле 2007 года он обещал приехать со своим любимым штутгартским «Бах-оркестром»P лучшим камерным оркестром в мире.

Скандал с вариациями

Еще в середине 70-х, будучи девятнадцатилетним юношей, Андрей Гаврилов взошел на такую вершину успеха, богатства и славы, что даже представить было трудно. Сенсационное «золото» на Международном конкурсе имени Чайковского высветило новое имя. Выступление в Зальцбурге вместо заболевшего Святослава Рихтера потрясло музыкальный мир. А потом студент-первокурсник из Москвы стал лидирующим артистом самой крупной звукозаписывающей фирмы EMI, которая благодаря «Битлз» переживала невероятный расцвет.

«Битлз» принесли фирме такое количество денег, что у EМI крыша поехала,P рассказывает Андрей.P В моем распоряжении, например, были «Роллс-Ройс» с шофером и приватный самолет. Разумеется, ими пользовались хулиганы-продюсеры, которые за мой счет летели через Ла-Манш, чтобы пообедать в Париже и поужинать в Лондоне... Все эти похождения и транжирства были известны в Москве. А я сдуру в 1978 году купил большой «Мерседес» и на третьем курсе консерватории приехал на нем в Москву. Оказалось, он такого же цвета, как у Брежнева,P зеленого. Когда ехал домой по улице Герцена, гаишники перекрывали движение, принимая меня за Брежнева. Все это не могло не подействовать на нервы руководителей Кремля.

Меня решили повоспитывать, а я стал давать отпор. Слово за слово, и разгорелся скандал, который привел к пятилетнему домашнему аресту с очень неприятными вариациями. Брежнев заинтересовался моим случаем персонально. Но пока приказ Кремля доходил в нижние слои исполнителей, как снежный ком обрастая деталями, деформировался сам случай. Если Брежнев сказал, что мальчишку надо проучить, убрать откуда-то, то внизу милиционеры поняли приказ буквально. УбратьP значит выстрелить. В одной из стычек, целясь мне в лоб из пистолета, милиционер говорил, что имеет лицензию на мой отстрел. На самом деле, когда ты еще маленький мальчик и от тебя отворачивается большое количество людей, ощущаешь конфронтацию со всей страной. И пережить это очень тяжело. Моя нервная система и здоровье тогда попортились основательно.

Лишь в 1984 году благодаря вмешательству влиятельных политических сил двух стран Андрея, полубольного, вывезли в Лондон на запись. И предложили политическую защиту. Но статус политического беженца музыканта не устраивал. К большому неудовольствию тогдашнего политического руководства Англии, ему хотелось отстоять российское гражданство. Он чувствовал, что культурные политические шаги возможны, и они помогут избежать роковых последствий.

Пока шли переговоры, напряженные и очень интенсивные, меня охраняла тайная королевская полиция. Очень смешные безымянные господа в котелкахP «трижды икс», «дважды игрек». Они возили меня в черном «Ягуаре», мы каждый день меняли города и гостиницы. Иногда было страшно, местами комично. Однажды пожилая дама в каком-то провинциальном городке, как из Агаты Кристи, спросила у меня адрес и координаты. Поскольку адреса никакого не было, я замешкался. А она тут же вызвала Скотланд-Ярд, настучав, что я террорист. Сижу со своими «котелками» в ресторане, обедаю. А те, показывая своими опытными глазками на господ, сидевших в разных концах зала с газетами в руках, смеются: «Нас пришли арестовывать». Мы спустились в подземный ход, сели в «Ягуар» и, довольные, оставили Скотланд-Ярд с носом.

Свое диссидентство Андрей Гаврилов вспоминает без энтузиазма. Зато по-прежнему гордится, что оказался первым в России свободным человеком, не знающим границ.

«Кольцо ношу на шее»

Полтора года назад, когда Андрей приезжал в Челябинск, все активно обсуждали увесистый фамильный топаз XIX века на золотой цепи, с которым он расставался лишь на время концерта. Теперь у музыканта новый талисманP кольцо с изображением танцующей музы Аполлона. Колечку две с половиной тысячи лет, и, по легенде, принадлежало оно самому Платону. Это один из ценнейших вещественных знаков ватиканской коллекции, подарен он русскому музыканту недавно.

Иметь прямую связь с людьми, которые когда-то создали Аполлона и муз,P это большая честь,P с гордостью говорит Андрей, показывая диковинный подарок.P Ношу на шее, чтобы не потерять. Кольцо дано мне в дар пожизненно, но не во владение. После моей смерти оно опять перейдет в Ватикан.

Андрей Гаврилов живет в Швейцарии. Его основной домP очень красивый старинный замок XVIII века. Жена ЮкаP японка. Их сыну Арсению сейчас три года и восемь месяцев. Малыш говорит параллельно на четырех языках. ДомаP на русском и японском, общаясь на улице, с гостями, пользуется немецким. Четвертый языкP английский.

Это забавное существо,P с нежностью говорит Андрей.P Он замечательно играет, замечательно импровизирует, прелестно дирижирует. Причем дирижирует очень сознательно, выделяя инструменты и группы. Не знаю даже, стоит ли это поощрять. В этом смысле я очень конфликтую со своей мамой. Она считает, что я совершаю преступление против культуры. Радикальная армянская женщина, она принадлежит к матерям-фанатичкам, которые однажды что-то решили за своего ребенка и всю жизнь ведут его к своей цели. Я сам прошел через эту мясорубку, поэтому, наверное, держусь прямо противоположного взгляда. Своему малышу я стараюсь дать максимум любви, внимания и уважения. А уж будущую профессию он сможет выбрать и сам.

Интересно наблюдать за человеком, который благодаря своему рождению и счастливым семейным обстоятельствам с юных лет имеет возможность обнимать все культуры. В своем сыне я вижу прообраз будущих людей, для которых каждая культура будет родной. Когда он вырастет, ему одинаково будут понятны и самурайские тайны, и страдания Достоевского. А это то, что нам сейчас надо.

Кровоточащий вопрос

P «Трижды в день теряю свой талант» В устах человека бесконечно талантливого эта фраза, мне показалось, прозвучала неожиданно. А что же такое тогда талант?

Я ощущаю свое дарование как кристальную свежесть взгляда на все, что происходит вокруг. Если какую-то информацию, поворот в пространстве вдруг вижу невнимательно, спустя рукава, начинаю нервничать и беспокоиться. В этом состоянииP спустя рукаваP я ничего не смогу сделать у себя в студии, за инструментом, потому что музыка сразу уходит от меня в сторону. Дарование уходит. И как его зацепить? Механически вызвать духовное невозможно. Вот и ждешь его прихода как у моря погоды, как моряки ждут ветра.

За роялем я по-прежнему провожу бешеное количество времени. Но это не основное мое миропознание. Было и так, что я на десять лет уходил из музицирования, практически не выступал. Именно потому, что не было настоящего, человеческого, не было развития. Все было принесено в жертву техническому совершенствованию. А жизнь-то коротка. Как добиваться гармонии между развитием личности и высоким профессионализмом, который отнимает безумное количество человеко-часов? Для меня это вопрос кровоточащий. Надо стараться как-то перевоплощаться. С одной стороны, быть человеком-роялем, а с другойP уметь абстрагироваться. Уходить на световые годы от технологии, смотреть на мир философски. И ни в коем случае не упасть в дыру внутреннего спокойствия. Для артиста это очень опасно.

Шпаргалка от маэстро

Андрей ГавриловP очень глубокий, думающий музыкант, философ в музыке. На любой вопрос у него есть свой неожиданный ответ. Его суждения о музыке и композиторах пропитаны собственным опытом, порою афористичны. Когда-нибудь он наверняка напишет книгу, которую с удовольствием будут читать и музыковеды, и любители. Поскольку на челябинской сцене он играл ноктюрны Шопена, Прокофьева и Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова, приведу его высказывания об этом.

ПрокофьевP резкий человек, со своим удивительным видением мира,P считает маэстро.P Он дает большие возможности играть с музыкой. Его музыка не сердечная и не духовно-душевная. Тогда как творчество РахманиноваP это просто слепок российской души красоты необыкновенной. Его музыка льется напрямую из сердца. Поэтому, играя Рахманинова, я пью из красивейшего родника русской души, а в музыке Прокофьева наслаждаюсь российским, несколько циничным миром.

К тому Шопену, которого сейчас играю, я шел всю жизнь. Прошел разные стадииP от героического прочтения до снивелированного исполнения, скромного, как бы с дистанции, когда не хотелось подчеркивать чрезмерную сладость его гармоний, музыкальных оборотов, фраз. Сегодня в музыке Шопена я вижу мучительное постижение мира. Поэтому проникнуть по-настоящему в его мир можно только очень и очень мучительно. Но буквально в последний год передо мной открылось видение шопеновского нотного текста как живого организма, где каждая нотаP как живая клетка. И я, как ученый, вижу, какое место эта клетка занимает во всем теле, какую функцию несет. Никогда не думал, что возможно такое понимание музыки. Мне всегда казалось, что музыкаP это все-таки интуиция, помноженная на дарование. Наверное, я очень далеко оторвался от простого любителя музыки. К счастью, с большими массами людей, приходящих на мои концерты, у меня возникает великолепное понимание на уровне, который не подвергнут дешевому школьному анализу. И снова хочется жить, работать, улавливая внутренними сенсорами все, что происходит вокруг. И ни в коем случае не терять лучезарной свежести взгляда.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>