Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
А может быть Шаинский? А может быть Гладков?..

А может быть Шаинский? А может быть Гладков?..

текст: Светлана Симакова
фото: Вячеслав Шишкоедов, коллаж Людмилы Мануриной
11.11.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Кто не помнит «Улыбки», «Голубого вагона», песенок Крокодила Гены и Чебурашки Владимира Шаинского? Кто не в восторге от музыки и песен к мультикам «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег» Григория Гладкова? На этих искрящихся радостью и остроумием шедеврах выросло не одно поколение россиян. Сегодняшние мальчишки и девчонки тоже знают и с превеликим удовольствием поют эти песни. На днях Владимир Шаинский и Григорий Гладков побывали в гостях у челябинской детворы. В Челябинске проходил детский кинофестиваль «Осенняя сказка»P благотворительная акция трубопрокатного завода.

Удивительно, что очередная революция в России не смогла уничтожить песен нашего детства. Наверное, потому, что появились видеомагнитофоны, а пираты начали издавать огромными тиражами диски с популярной детской музыкой и кассеты с незабываемыми мультфильмами. Ведь пираты тоже когда-то были детьми. Они точно знали, что все это пойдет на ура. Но живые композиторы оказались не менее востребованными у знатоков компьютерных игрушек и новомодных шреков.

Они совсем не похожиP восьмидесятилетний Шаинский и сорокалетний Гладков. Первый все время сыпал шутками и прибаутками. Казалось, его совершенно не коснулись проблемы перестройки. Он никого не критиковал. Правда, и похвалил только трубопрокатчиков, которые «и трубы хорошие катают, и ценностям нашей жизни не дают в трубу вылететь». Григорий Гладков очень серьезно размышлял над происходящим в стране. Оптимизма в его выводах было мало.

Но во время встречи с детьми Шаинский и Гладков казались близнецами. И тот и другой с первых секунд налаживали доверительные отношения с бурлящим залом, и начинался праздник. Случалась сказка. Как будто кто-то накрывал кинотеатр имени Пушкина, где проходил фестиваль, волшебным платком. И все моментально переносились в страну любви и радости. Имя волшебника, конечно же, Талант, которым награждены эти два человека.

А еще оба композитора признались в любви к Челябинску. Владимир Шаинский назвал его одним из городов культуры и науки, потом вспомнил о тяжелой промышленности: «Я давно здесь не был и увидел, что город меняется в лучшую сторону. Не о всяком городе сегодня можно это сказать». Григорий Гладков в последние годы в Челябинске, напротив, бывает довольно часто. Его приглашают на гастроли, он приезжает на фестивали бардовской песни и даже возглавлял жюри детского конкурса «Вольный ветер». Григорий Васильевич предложил перенести столицу в Челябинск. Но руководствовался он не принципами Остапа Бендера, а личными симпатиями к городу и горожанам.

Владимир ШаинскийМеня не пугает господин Шрек

Владимир ШАИНСКИЙ любит удивлять. Перед началом разговора он налил в стакан воды, поставил его на согнутую в локте руку и выпил содержимое. Посмотрел с хитрецой:

Жаль, что не водка. Я еще не совсем абстинент. Хотя двигаюсь в этом направлении, чтобы жена не ругалась. Три дня назад пришел ко мне уважаемый человек из уважаемой иностранной фирмы и принес тридцатилетней выдержки виски. Мы попробовали. Я был сражен. 30 летP это 30 лет. Короче говоря, мы выпили на двоих эту бутылку. Жена уверяет, что там было две бутылки. Но я не столь самоуверенный человек и не такой большой оптимист. Одна была. Но на двоихP достаточно. Мы простились. Я лег спать. А под утро мне вдруг стало плохо. Тридцатилетняя выдержка получилась не мягкой, как обычно,P в груди жгло так сильно. Я проснулся и ничего лучшего не придумал, как кричать «Умираю!» Жена решила: «Все! Вот так уходят лучшие люди». Побежала вызывать «скорую», но я продолжал кричать: «Дайте мне спокойно умереть!» Наконец меня оставили в покое, я заснул. Через два часа проснулся абсолютно здоровый. Вскочил, и мне даже захотелось побегать. За тридцать лет наряду с вредными веществами в виски, видимо, образовались и полезные. Но жена сказала: «Больше ни грамма, иначе убью!» А она человек серьезный.

Вы любите шутки и розыгрыши?

Талантливые. В последние годы советской власти у нас было гораздо меньше юмористов, но, пожалуй, это было лучше. Сейчас кто только не свирепствует на этой ниве.

Если плохое настроение с утраP я пою вашу «Улыбку». Помогает.

Потому что я пишу музыку не для пионеров и не для пенсионеров, а для себя. Может, в этом и заключается секрет? Ведь я получаю искреннее удовольствие от того, что делаю. И не испытываю стыда за свою продукцию. Стараюсь учиться у предшественников своих: Людвига, он же Ван, он же Бетховен; Петра, он же Ильич, он же Чайковский, и так далее. Но я в отличие от них работаю в том жанре, где конкурентов отсечь легче. Гонки здесь честнее: кто слабее, тот так и остается позади. Как-то Вано Мурадели сказал: «В песне не схитришь, как в симфоническом жанре. В симфонии есть тема, то есть мелодия, но еще и фактура. Есть симфонии, где одна фактура. Но можно на этом выехать. Можно в министерстве культуры получить за эту симфонию деньги, и она с большим успехом ляжет на полку. А у песни, если в ней только одна фактура, не будет успеха».

Часто бываете на встречах с детьми. Вас не утомляет постоянно петь для них «Голубой вагон» и «Песенку Крокодила Гены»?

Я снисходительно отношусь к своим песням и считаю, что слушать и петь их можно бесконечно долго. Мои песниP это мои друзья. Когда надоP я к ним почтителен и нежен, а иногда и в мусоропровод могу опустить.

У новых поколений появились другие мультяшные кумиры. Не боитесь, что ваши песни постепенно забудут?

Если не будет ядерной войны, то ничего не исчезнет, в том числе и детские песни сохранятся. И всегда будет ценен тот композитор, который имеет свое лицо. А у кого его нет, тот должен в газете объявление поместить: «Ищу свое лицо». А если все-таки мои песни забудут, буду считать это безобразием. Но я в это пока не верю. Меня не очень пугает господин Шрек.

Не обижаетесь на пиратов, которые без спроса издают вашу музыку?

Но я не жалуюсь на отсутствие в пиратском море подлинных островков имени Шаинского.

Вы прекрасный ныряльщик и подводный охотник, спортом постоянно занимаетесь. В чем еще успели себя испытать?

Снимался в кино, где не было никакой музыки. Я играл русского гангстера в Америке. Сражался против американского гангстера Владимира Меньшова. Много было краски вылито на белые рубашки. Раньше писал музыку на нотные листы, сейчас сижу за компьютером. Все время что-то новенькое.

По какой причине можете отказаться от заказа?

Причин много. Иногда мало денег предлагают.

Над чем сейчас работаете?

Уже не боюсь ничего сглазить. Недавно написал песню «Ребенок и старик». Суть ее в том, что в каждом человеке живет ребенок и старик. Истина не новая, но новых истин не бывает. У меня есть секрет: ситуация, о которой пишешь, должна быть трепетной, пронзительной, тогда песня будет жить.

Владимиру Шаинскому нельзя не верить: он прожил богатую жизнь. 12 декабря композитору многих времен и поколений исполнится 80 лет.

Наши мультфильмы лучше

Григорий ГЛАДКОВ не устает повторять, что государство рубит сук, на котором сидит:

Мои песни дети знают благодаря музыкальным работникам детских садов и школ, которые долбят их на разбитых фортепиано и поют с детьми. Это основной источник. Когда и его не будетP детская песня погибнет. Детей предали на государственном уровне. Это преступление перед будущим страны. Вот пугают: «НАТО движется на Восток!» Да оно уже здесь. Включите телевизор! Мы уже сами должны бороться с этим, сами должны воспитывать своих детей, а не телевизору их доверять.

Но есть сегодня, на ваш взгляд, какие-то позитивные сдвиги в области возрождения национальной культуры?

Мультипликация возрождается. Ежегодно в феврале в Суздале стали проходить фестивали мультфильмов. Их уже много. По количеству мы, наверное, почти достигли уровня советского времени. Потому что Госкино поддерживает мультипликаторов. Я тоже потихоньку возвращаюсь в мультипликацию. Написал музыку к новому мультику «Хома и Суслик». Но все та же бедаP их не пускают на телевидение. Как будто наши голубые экраны захватили иноземцы! Безобразие творится и на радио. Совсем не стало детских передач. В западных странах, кстати, не только передачи, целые детские каналы есть. И они востребованы.

Чем же вы занимались, когда вся наша культурная индустрия для детей рассыпалась?

Издавал свои песни и музыку на кассетах и дисках. Их было много в моем аудиоархиве. Вышли мои диски: «А может быть, ворона? Песни для детей и их родителей», «А может быть, собака? Песни для детей, родителей и животных», «А может быть, корова? Песни для фермеров, дачников, кулаков и их детей». Потом пришел дефолт и два диска не вышли. А еще в новое время стабильной оказалась профессия актера и сочинителя.

Бродячего музыканта?

Можно и так сказать. Я стал много ездить, встречаться с детьми. Но никакого подвига в этом нет. Потому что только это и осталось. Однако встречи с детьмиP это замечательно. Эдуард Успенский всегда советует: «Надо знать детей, а для этого надо с ними встречаться». У них ведь все время появляются новые словечки, я их собираю в свой словарь.

Эдуард Успенский очень успешно борется с расхитителями его интеллектуальной собственности. У вас такое в практике было?

Нет, я как Успенский не судился с ворами. Их предупредили, и они сразу заплатили мне авторский гонорар. НТВ без согласования мою музыку использовало. Но они люди грамотные, не стали до суда доводить. Основное пиратство моих мелодий сегодня в мобильных телефонах. Но как бороться с этими компаниями, я не знаю.

Когда приезжаете в другие города, интересуетесь, есть ли ваши диски в продаже?

Когда успеваю. Бывает, что не нахожу. Дилеры же у нас малообразованные, поэтому они везут только попсу и шансон. Мы становимся их заложниками. Как в автобусе. Водитель ставит кассету, и все 70 человек вынуждены слушать какую-нибудь тупую музыку. Я предлагаю продавцов записей лишать лицензии, если в магазине нет классики и музыки для детей. Тогда все появится. Власть ни копейки на это не потратит. Надо только закон издать такой. И все появится.

Вас не пугает засилье шансона в России сегодня?

По крайней мере это наше творчество. Кому-то оно нравится, кому-то нет. Но это наше. Как авторская песня. А поп-музыкаP там же все краденое: мелодия, аранжировка. Я видел, как это записывается. Ставится западный оригинал, и наша запись постоянно под него подгоняется. Манера исполнения, макияж, стилистыP все заимствованное. Вот только они бедные на русском петь вынуждены. Хотели бы на английском, но за кордоном они никому не нужны, а у нас их понимать не будут. Вот и мучаются, поют по-русски. Это примерно как в гольфе. Я на днях передачу смотрел. Все с русскими фамилиями, а играют в гольф, хотя тут же, рядом, наши русские городки. Ну хотя бы, когда делают такие передачи, напоследок сказали, как я сегодня сделал: «Вы будете смотреть сегодня западный мультфильм «Цыпа», но наши мультфильмы» и дети тут же добавили: «Лучше!» Вот тогда наши дети будут любить свою страну.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>