Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Наталья Нестерова: «Я просто рассказываю забавные истории»

Наталья Нестерова: «Я просто рассказываю забавные истории»

текст: Дина Ильина
25.11.2005

Газета «Вечерний Челябинск»Первой книгой, появившейся в издательстве «Центрполиграф», стал «Татьянин дом». Уже тогда обратила внимание на автораP было написано, по моему мнению, очень качественно. Потому и имя запомнилось, в отличие от других дам, чьи произведения в жанре «женских историй» заполонили прилавки книжных магазинов. Потом вышли «Уравнение со всеми известными», «Позвони в мою дверь», «Школа для толстушек», сборник «Между нами, девочками». Книгу «Бабушка на сносях» уже покупали, что называется, «за имя». А роман «Двое, не считая призраков» вообще стал приятной неожиданностью. Автор выбрала иную манеру письмаP стала работать в мистическом жанре. Герой общается с душами умерших, но все это отнюдь не триллер и не ужастик.

Наталья Владимировна НестероваНекоторые знакомые, увидев на моем столе книги Нестеровой, шумно удивлялись: «Ты такое читаешь, да еще и рецензируешь?» В ответ я предлагала им романы прочесть, а уж потом высказывать свое «фи». И надо было видеть, как самые упертые снобы кивали, возвращая книги: «Да! Это действительно хорошо».

На нынешней Московской международной книжной ярмарке, где мне посчастливилось побывать, встреча с Натальей Нестеровой широко анонсировалась. Увы, попасть на эту встречу мне не удалось. Уже в Челябинске я решила обратиться к писательнице напрямуюP отправила ей письмо по «электронке», благо адрес имелся. И Наталья Владимировна откликнулась! Тогда же выяснилось, что живет Нестерова по ту сторону Атлантического океана, а потому наше общение так и свелось к обмену письмами. И сегодня мы предлагаем вашему вниманию материал, который у нас получился в результате переписки.

В одном из рассказов героиня, от лица которой ведется повествование («Разговор начистоту»), сообщает, что ее профессия математик. Это о вас? Почему-то мне кажется, что в прошлом (а может, и сейчас) вы имели отношение к матанализу. По крайней мере в ваших романах, повестях и рассказах есть стройная логикаP одно вытекает из другого. То есть получается цепь. Нет лишних звеньев. Кое-что вообще напоминает игру в шахматы. Особенно в «Визите врача». Вы играете в шахматы? А вот моя приятельница считает, что у вас образование психолога.

Вы себе не представляете, как польстили мне своими вопросами! Очень приятно начинать интервью с улыбки. По образованию я журналист и долгое время работала в лучшем журнале всех времен и народовP «Науке и жизни» (благополучно выходит и сейчас). А математика была моим любимым предметом в школе. Знаю, что это ошибочноP мерить ум человека на его способность решать квадратные уравнения, но долгое время не могла иначе оценивать людей. И когда у моего старшего сына в седьмом классе возникли проблемы с алгеброй, я пришла в ужас, бросила работу и села осваивать с ним формулы сокращенного умножения. А с младшим проблем не былоP он (к маминой утехе, если не сказать заскоку) в пятнадцать лет поступил на математический факультет МГУ.

В шахматах я точно и до сих пор знаю, как ходит каждая фигура. Но бросила играть, когда дети (в возрасте шести-семи лет) стали меня нахально обыгрывать.

Психолог? Поневоле, доморощенный. У нас ведь не было института практикующих психоаналитиков, но были люди (почти в каждом круге общения), к которым можно прийти со своими проблемами, они выслушают и дадут совет, если совет по-настоящему нужен. Вот я из таких, из слушальщиков. Недавно мне исполнилось пятьдесят лет. У меня много друзей, приятелей, знакомых... Исповедей я выслушала без счета (и они никогда не были «материалом» для моих книжек!). Думаю, что научилась некоторым психологическим законам невольно: так дети могут выучить иностранный языкP просто сидя у телевизора, на экране которого крутятся мультики на чужом языке. Несколько раз пыталась читать книги по психологии. Бросала: скучно, и так все понятно, толкут воду в ступе.

Вам действительно приходилось жить за границей в советское время, как героине романа «Уравнение со всеми известными»? Эта линия прослеживается и в рассказе «Моя твоя не понимает».

Приходится до сих пор. В силу семейных обстоятельств. Мой мужP корреспондент-международник, его периодически отправляют в длительные командировки за границу. А я, как верная жена, следую за ним. Несколько лет мы прожили в Мексике (там я воспитывала сыновей). ТеперьP третий год в Нью-Йорке (я пишу книжки и тоскую без детей и внука).

Сейчас очень часто проводятся конкурсы среди молодых авторовP для тех, кому нет 25. Между тем явно прослеживается тенденцияP в литературу приходят в зрелом возрасте. Кроме того, бытует мнение, что молодые способны привнести скорее собственные амбиции, нежели что-то значимое. Не пора ли проводить конкурсы для тех, кому, скажем, за тридцать? Вы следите за творчеством молодых?

Думаю, что вопрос, когда надо приходить в литературу, сродни другому популярному: когда лучше женитьсяP рано или поздно? Универсального ответа не существует. Для одних лучше одно, для другихP другое. Я знаю многих... пусть не многих, а нескольких людей, литературно гораздо более талантливых, чем я, которые пропустили, к сожалению, момент своего вхождения в беллетристику. Это как вино, которое на самом деле нельзя долго хранитьP оно в уксус превращается. И напротив. Попался мне как-то в руки один из печатных сборников сетевой литературы. Девяносто процентов пены, гипертрофированного отношения к любви и сексу. ЛюбовьP это основа всего, даже полета в космос. Но увлечение табуированной лексикой, эротическими фантазиями и разглядыванием в увеличительное стекло половых органовP пена, детские пузырьки. В первой книге Денежкиной (последующие не читала) я увидела россыпь жемчужин по трухе. Не ожерелье, а отдельные драгоценные камушкиP образные фигуры речи. Очень хочется надеяться... Да, я уверена, что и Денежкина, и многие другие составят гордость русской словесности. На определенном этапе для писателя крайне нужно быть опубликованнымP неважно, за какие деньги, каким тиражом и на каких носителях... Интернет в этом планеP большая удача.

Современные критики предпочитают вообще не замечать серию «Женский роман». А если и замечают, то, скорее, ругают. Вам хотелось бы, чтоб о ваших книгах писали в толстых литературных журналах?

Если вы согласны с делением литературы на высокую и популярную, то я скажу, что работаю в русле популярной. Не для вечности и хрестоматий. Для людей, которые читают в транспорте или за ужином, прислонив книгу к сахарнице. Ничего унизительного в этом не вижу. «Лотошная» литература (есть такое снобистское, презрительное определение) ведь и «народную» обозначает. Кто сказал, что у нашего народа дурной вкус? Не верьте ему! Поэтому мнение критиков, откуда-то с Олимпа раздающих оценки, для меня не столь значимо, сколь оценка воспитательниц детского сада, участковых педиатров или школьных учителей. Если подобных положительных многоP значит, тружусь не зря.

Поначалу ваши книги выходили в серии «Женские истории» «Центрполиграфа»P под серой обложкой. Кстати, именно тогда я и обратила внимание на ваши романы. Они показались мне более качественными, нежели остальные. «Двое, не считая призраков» уже стали публиковаться в отдельной серии. Так бывает, только когда автор оказывается более покупаемым, чем его собратья, публиковавшиеся в прежней серии. У вас было так же?

Совершенно верно. Сейчас мои книги выходят в трех сериях «Центрполиграфа», одна из которыхP персональная.

Ваши героини не очень молоденькие дамы «из соседних квартир». Они не живут на Рублевке, не бывают на светских раутах. И кстати, далеко не всегда они красавицы («Школа для толстушек»). А кто ваши читатели?

Все те, кто не засыпает на третьей странице. И кому кажется, что, возьмись они писать книги, выражались бы подобным образом. Иными словами, люди одного со мной внутреннего голоса.

К вам поступали предложения об экранизации?

Сейчас пишутся сценарии сериалов по двум романамP «Уравнение со всеми известными» и «Позвони в мою дверь».

Когда автор пишет со скоростью «три книги за два месяца», возникает подозрение в том, что его участие в творчестве минимальное. Какой объем у вас?

Пишу вовсе не пулеметно. Пять страниц в деньP очень урожайно. Два романа в годP более не получается. Тот факт, что за три года опубликовано десять книжек, объясняется просто: я пришла в издательство, имея чемоданчик рукописей. Они постепенно выходили.

Как вы пришли к сюжету «Двое, не считая »? Ваш поворот в мистику стал для меня неожиданным.

По складу мировоззрения я архиматериалистка. Когда мои подруги начинают говорить о гороскопах, эзотерике и прочей астральности, то всегда предупреждают: «Наталья, ты только не смейся!» Но, с другой стороны, мы, вульгарные материалисты, любим мистику как игру ума. В писательстве же она дает возможность вскрыть пласты человеческих отношений и психологии, трудно доступные стилю «выдуманной правды». Сейчас получается так, что я чередую: книга реалистическая, с событиями, которые могли произойти с вашими соседями по лестничной площадке, затем книга с чертовщиной, вмешавшейся в будни простого человека.

Есть у вас книги, которые вы считаете менее удачными?

Роман «Средство от облысения». Я его написала по причине «жадности». Была повесть, откровенно неудачная, я ее переделала в роман. Это очень забавноP саму себя редактировать и переписывать. Можно открыто говорить «автору» все, что о нем думаешь. Но никаким литературным макияжем нельзя исправить природное уродство.

Ваши романы всегда заканчиваются счастливо. Как показывает практика, след в литературе оставляют чаще те, кто предпочитает грустную концовку. Нет у вас желания написать откровенно горькую прозу?

Я уже говорила, что не стремлюсь оставить след в русской литературе. Роман заканчивается в процессе написания исходя из общей логики, подчас вне моей воли. За грустный финал «Двое, не считая призраков» меня многие осудили, хотя я его таковым не считаю. Писать «горькую прозу», на мой взгляд, гораздо проще, чем позитивно-жизнелюбивую.

Ваши любимые авторы в детстве и сейчас?

В детстве и юности, да и сейчас я читаю много и бессистемно. Я из тех людей, у которых отбери книгуP станут читать ценники в магазинах. Правила пользования метрополитеном, оказываясь в его вагоне без книги, я прочла, наверное, сотню раз. Список любимых авторов может быть очень долгим. Упомяну только одно имя, вечно для меня значимое,P Чехов.

Героиня «Бабушки на сносях»P «старородящая», выражаясь языком медиков. Говорят, что это почти тенденция. Мой вопрос несколько странен, но все-таки: что может недодать своему ребенку мать уже почтенного возраста? Или напротив: зрелая женщинаP лучшая мать, чем вчерашняя школьница?

ДетиP это самое лучшее, что есть в жизни. Поэтому на вопрос, когда лучше рожать, я бы ответила: при любой возможности. Конечно, есть нюансы, общие тенденции, которые вовсе не отменяют исключений. Поздний ребенок (не обязательно для матери, «старородящие» отцы тоже фанатичны) воспитывается как монархический наследник, окружен любовью и вниманием, подчас излишними и чрезмерными. ОнP кумир, центр вселенной и капризный повелитель. Но, как известно, все цари во взрослые годы страдают отсутствием инициативы и умения принимать волевые решения. Здоровая доля «пофигизма» молодых родителей, занятых своими делами и проблемами, не опекающих неустанно свое чадо, развивает у него самостоятельность и хорошую способность ориентироваться в мире, передвигаться без «костылей».

Этим летом со мной произошла странная история. Подписывала книги на Московской книжной ярмаркеP встреча с читателями называется. Система такая: подходят люди, покупают книги, а тут и я сижу с ручкой в руке. Они мнеP добрые слова устно, я имP письменно, в книжке. Доходит очередь до одной женщины, она протягивает мне зачитанный, потрепанный (то есть свой, не купленный тут же) томик «Бабушки на сносях», распахивает пальто и говорит: «Смотрите!» И я вижу хорошенькую такую беременность, месяцев на семь. А сама женщина далеко не молода. Естественно, я пожелала ей всяческих успехов, удачи и здоровья.

Так опешила тогда, что не взяла ее адреса. Теперь переживаю: как она родила? И еще оттого, что мои книги могут восприниматься как руководство к действию, инструкция. Я не преследую никаких пропагандистских, нравственных и прочих высоких целей, когда пишу. Я только хочу, по возможности забавно, рассказывать интересные истории.

Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>