«Я все помню и ни о чем не жалею»
текст: Лидия Садчикова23.01.2006
В большой мир цирковой артист Александр Фриш вышел с улицы Нагорной, что в Еманжелинске.
Александр ФришP один из лауреатов народной премии «Светлое прошлое». Он из тех, кто всюду быстро становится «своим парнем», очень коммуникабельный человек. А в Челябинске он, выпускник института культуры, свой по определению. Объездил мир вдоль и поперек, но на родину всегда приезжает с радостью.
Десять лет назад мы беседовали с Александром Фришем в столичном цирке на Цветном бульваре, и он удивлял меня своей непринужденностью, странной странностью, когда не понимаешь: он нарочно так себя ведет, чтобы веселее было, или это часть натуры? Но понимать и не хочется, потому что общаться с ФришемP одно удовольствие. Он без жалости готов тебе отдать все секреты своей небеззаботной, но радостной жизни. Мысли путаются с эмоциями. Он и в речах эквилибрист: жонглирует словами, словно бутафорскими кирпичами, с которыми прославился как жонглер-эксцентрик по всему свету. Ну так вот, Саша, Александр Владимирович, и в свои 55Pничуть не остепенился. Этакий вечный мальчишка.
У каждого человека наступает момент, когда, образно говоря, пора «уходить из большого спорта»,P начал Александр, не дожидаясь моего вопроса.P Вообще-то я никогда не думал, что пришел в цирк навсегда. Тем более, что я воспринимал его не как работу, а как ежедневный праздник. (У меня в жизни уже было такое: с группой «Ариэль» мы не работалиP устраивали праздник вокруг, разукрашивали жизнь). Наша бабушка-немка Эдельтруда Эрнестовна Штельцер, как только мы научились ходить, а потом плавать (это было важно для нее), приготовила мне, сестре и брату по маленькому рюкзачку, где были вещи первой необходимости. Жизнь научила ее и деда хватать рюкзак и бежать. От Гитлера, от Сталина. И она сказала: «Может, вам, ребята, никуда не придется бежать. Но этот рюкзачок всегда должен быть под рукой. Для путешествий». И мы с детства уяснили, что главное в жизниP это путешествия. Думаю, что метафора сегодняшнего дняP чемодан. Раньше мы были привязаны к прописке, к дому, к друзьям, а сегодня открылась возможность ездить по миру. Но мы в этом чемодане несем не только зубную щетку и белье, но и наши мечты, наши победы, поражения, беспокойство за то, что происходит вокруг. Что в этом «чемодане»P зависит от личности. Каждый туда складывает что-то свое.
Вы не путаете путешествия во времени и пространстве?
Это связано. Все вместеP путешествие по жизни. Скажем, ты переходишь из страны детства под названием город Еманжелинск и волею судьбы попадаешь в Австралию, где была моя первая гастроль. Но из детства я еще «переехал» и в юность и по дороге на всех перекрестках встречался с разными людьми. Рюкзак-то условный, не обязательно с ним ехать на Канарские острова. И говорю я не о средствах передвижения, а о его сути. Если тебе запретили путешествовать где-то, путешествуй в своей квартире, по своему огороду, и каждый день ты будешь открывать для себя новое. Но самое главноеP выходить и идти. Переступать порог самоограничений. Вот о чем речь.
Я никогда не думал о пенсии: дескать, выйду на заслуженный отдых, построю себе дачу. Но праздник с цирком закончился, я отработал там 20 лет, и однажды мне жена говорит: «Тебе нужно снять с головы свой барабан, поставить в угол моноцикл». У нас дома стояла старая металлическая клетка, птички давно улетели. Жена взяла мои цирковые башмаки, повесила в эту клетку и закрыла. Первые три дня было трудно. Как! Не ходить в цирк!? Теперь я иду туда как зритель, с огромной любовью. ЗахотелP поехал на день рождения к Олегу Попову, пришел в Брюсселе к нему в шапито. Для меня цирк остался не трудоемким процессом, а светлой мечтой, снаружи и внутри которой я был и есть. Но сейчас новый этап в моей жизни. Оказывается, столько открывается возможностей, когда ты свободен в субботу и воскресенье. Я начал заниматься модой. Раньше считал: «Какая разница, во что одеваться: джинсы, майкаP лишь бы попроще». Это от лени. Как только человек задумывается, что он надевает, он понимает, что важно все: подбор цвета, гармония тканей. Не обязательно иметь большие деньги, чтобы одеваться модно. Меня же сегодня интересует не сама одежда, а дефиле для моды прет-о-порте и от кутюр. Интересует как режиссера-постановщика. Летом мы работаем в Нью-Йорке, зимойP в Австралии, потому что там лето, весной, разумеется, в Париже, а осень мы встречаем в Коньково, это самое высокое и самое потрясающее место в Москве. Проснешься рано утром, откроешь окно, а за окномP осень в Коньково.
Саша, а «мы»P это кто?
Я, моя жена и мои друзья.
МодаP это что, ваш бизнес?
Нет, это увлечение, которое, впрочем, постепенно превращается в бизнес. Что такое бизнес, я знаю с детства. В Еманжелинске у нас был курятник, кур голов 200, и мы с моими родителями продавали сырые и вареные яйца. У каждой семьи на нашей улице Горной был свой «бизнес». Семья Липс разводила овец и шила тулупы. Фаненштель имели коров, коз и производили молоко, кто-тоP овощи. Соседи у нас покупали яйца, мы у нихP молоко и так далее. И каждый на нашей улице знал, кто и чем занимается. Это было и средство для существования, и увлечение.
Так вот о моде. Сегодня в моду пришли детали клоунского костюма. Если мы откроем книгу Чарли Чаплина, посмотрим его фотографии, поймем, что мода возвращается. В то время весь Лос-Анджелес был одет, как он. Он был потрясающе моден. А русский актер Юл Бриннер, который играл главную роль в «Великолепной семерке»! Его походкой ходил весь Нью-Йорк. Сегодня люди говорят: «Будем одеваться, как Жан Поль Готье или Карл Лагерфельд». Но это дизайнеры, у них свое мировоззрение. Меня же интересует цирковая подача дефиле. Например, мой любимый дизайнер бельгиец Дриз Ван Ноттен, устраивая показ, варит тыквенный суп, он вообще любит готовить. И вот по обеим сторонам большого подиума сидят по 500 человек. И он перед началом дефиле всех угощает супом, потом с подиума снимается целлофан, и начинается шоу.
То есть вас мода интересует как шоу? Не как процесс одевания?
Не одевания и не раздевания. Это целый цех, где стилисты делают одно, дизайнерыP другое, технологи по тканямP третье. И есть те, кто занимается дефиле. Оно идет от 7 до 15 минут, не больше. Но это целый спектакль, начиная от дегустации супа до разнообразных походок моделей и их макияжа. Меня интересует сегодня такая вот концентрация информации.
Еще, когда у меня есть время, я участвую в «Сноу шоу» моего друга Вячеслава Полунина, мы возим его по миру и работаем как исполнители. Это шоу о страдании одинокого человека было сделано и впервые показано в Челябинске возле памятника паровозу, в ДКPЖД. Символ этого шоуP уходящий паровоз, прощание на перроне. Потрясающая история. И я не устаю удивляться зрительскому восприятию. Мы недавно были на гастролях в Тель-Авиве, Риме, Детройте, Нью-Йорке. Так люди по часу стоят и не уходят. Они не хотят прощаться с тем ощущением, которое задело их. Это все мне очень близко: падающий снег, пурга и человек, переживший страдание. Мы со Славой Полуниным часто переворачиваем страницы прошлого. Наверное, через страдания оно воспринимается дороже, острее, тоньше.
Потрясающий случай остался у меня в памяти на всю жизнь. Когда мы выгоняли коров и коз в табун, однажды соседка спросила у мамы: «Анастасия Ивановна, а что это ваш муж Фриш всегда веселый, хоть и не пьяный?» Люди удивлялись, почему не печалится человек, которого выслали по немецкой принадлежности на Урал, в шахты. Но они с мамой были такие счастливые. Встретились два одиночестваP русское и немецкое.
И что ваша мама соседке ответила?
Она пошутила: «Знаете, у него не все дома». Тогда СМИ работали не очень, но эта «новость» быстро облетела всю нашу улицу. И соседи внимательно так присматривались к нашему папе и вообще к нашему веселью. Как-то он мне заказал купить для него в Америке большие барабаны «конго», я привез и спрашиваю: «Папа, зачем они тебе?» Он говорит: «Представь, стадо идет по улице, а я на этих «конго» играю в ритме уходящего стада. Я уверен: будут повышаться удои молока». Кстати, на нашей улице папа не один был такой веселый. Там жили люди разных национальностей, и улица была музыкальной. Липс играл Баха, под звуки классической музыки шли коровы, после этого коровы лучше доились. А сейчас Фридрих Липс играет с Башметом.
Ваш отец по-прежнему не боится казаться смешным или странным, живет, как считает нужным?
К сожалению, уже не живет. В позапрошлом году отец умер. Упал с табуретки, когда полез в четыре часа утра закрывать вьюшку у печки. Даже смерть, прости господи, «веселая».
Видимо, его веселость генетически вам передалась.
Наверное. Когда были в Риме, я нашел на помойке старый велосипед, отремонтировал его и ездил по вечному городу. То есть я веду себя, как чувствую. В Европе и в Париже, в частности, таких «сумасшедших» много. Они разукрашивают жизнь. Не боятся, что над ними будут смеяться. Мой педагог, великий мастер Вячеслав Борисович Бокарев (потрясающе светлый был человек) говорил нам, студентам Челябинского института культуры: «Самое главноеP не позволять никому украсть твою мечту». Он никогда не давил на нас, не разрушал наши иллюзии, очень бережно регулировал наше становление. И главное, чему он нас научил как будущих режиссеровP режиссировать свою жизнь.
А у вас есть ученики?
Ученики должны сами появиться, нельзя просто так стать учителем. Язык дан человеку для того, чтобы скрывать свои мысли. Кого-то учитьP значит, влиять на чью-то судьбу. Это большая ответственность. Бывает, я веду мастер-классы. С Фридрихом Липсом мы провели осенью минувшего года фестиваль детских гармошек в ЕманжелинскеP самый короткий фестиваль, он идет сутки, и дети играют все это время. Но повседневная педагогическая деятельностьP не моя стезя.
Что скажете о ваших собственных детях? Говорят, они у вас по всему свету. И жены в каждой стране.
Это шутка, наверное. Нет. У меня одна-единственная жена. Она русская по натуре, а по происхождению француженка. Училась в России, так что знает русский язык, а меня говорить по-французски учила еще моя бабушка Эдельтруда Эрнестовна Штельцер. Песня «Я все помню и ни о чем не жалею» из репертуара Эдит Пиаф была девизом ее жизни. Да и моей тоже.
У жены сын, и у меня тоже, они взрослые ребята: 18PиP27Pлет. Мы не влияем на их судьбы. Понятно, что каждого ребенка нужно направить, показать, научить. Но до какого-то определенного момента. Есть очень хороший принцип: помогать детям до 1516Pлет, а дальнейшую свою судьбу они определяют сами. Это правильно. Но это уже другая тема.
Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru
Tweet
23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!
Все статьи раздела Культура >>