Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Вечно молодая

Вечно молодая

текст: Айвар Валеев
18.05.2006

Газета «Челябинский рабочий»Книга не перестает будоражить человека в течение нескольких веков. Вслед за выставкой московского портретиста Александра Шилова в картинной галерее областного Музея искусств начала работу еще однаP «Книга как художественный объект». В отличие от первой, вторая открылась негромко, однако это тот случай, когда степень пафоса обратно пропорциональна художественному уровню.

Два десятка однотипных портретов Шилова, развешанных по-барски, «с воздушком», заняли весь первый этаж. На втором этажеP совсем иной мир, тесный, многонаселенный, вибрирующий. Книжная экспозиция обильна и роскошна. Два зала второго этажа уместили что-то около трехсот экспонатов: книжная иллюстрация, экслибрисы, собственно книгиP начиная от старопечатных и даже рукописных и заканчивая так называемыми «авторскими книгами». Среди раритетовP Евангелие 1563 года, из всего «тиража» до наших дней дошло 15 экземпляров, один из них чудом попал в фонды нашего музея. В какой-то момент вспоминаешь: это ведь сверхудачное изобретение человечестваP прошло столько времени, а форма книги (специалисты называют ее «кодексом») практически не изменилась. О том, что книга еще и средоточие инновационных, как бы мы сейчас выразились, технологий, говорит фантастическая степень сохранности этих фолиантов

Для искусствоведов же книгаP это в первую очередь предмет творческих усилий художников. Взять хотя бы книжную иллюстрацию. Куратор выставки Светлана Шляпникова напоминает, что в России не так давно, с начала 80-годов, книжная графика стала самодостаточным видом художественного творчества. В картинной галерее мы можем увидеть настоящие жемчужины такого рода: работы классиков Владимира Фаворского и Евгения Кибрика. Интересно взглянуть на иллюстрации уральцевP классиков Виталия Воловича и Геннадия Мосина, нашей Валентины Челинцовой. Отдельный раздел могли бы составить прибалты: Мара Рикмане, Борис Берзиньш, Инар ХелмутP в советское время наши искусствоведы могли ездить и закупать экспонаты. Некоторые вещи попали в фонды галереи из частных коллекций, это касается иллюстраций Михаила Шемякина к книге Владимира Высоцкого, и в еще большей степени относится к уникальному собранию экслибрисов из коллекции челябинца Михаила Фриша. На выставке представлены книжные знаки библиотеки Николая II , императрицы Александры Федоровны и цесаревича Алексея, экслибрисы, придуманные «мирискусниками» Мстиславом Добужинским, Евгением Лансере, Михаилом Врубелем

Искусство книгиP процесс, продолжающийся и по сей день. В этом смысле очень любопытен проект «Аполлинарий», под который галерея отдала малый зал второго этажа. Это уже в полном смысле слова «актуальное искусство». Прошлым летом группа столичных художников решила необычным образом отметить 125-ю годовщину Гийома Аполлинера, знаменитого французского поэта-реформатора, идеолога нового искусства, автора термина «сюрреализм». Современные художники увидели в нем своего наперсника. Аполлинер первым стал экспериментировать с визуальностью текста, помогавшей ему донести смысл поэзии. Участники прошлогодней акции получили задание: создать собственную интерпретацию стихотворения поэта в виде так называемой «авторской книги» или, как это еще называют, «книги художника». Для челябинцев этот жанр знаком благодаря творчеству Александра Данилова, также приглашенного к акции. Результатом стала экспозиция, полностью представленная сейчас в Челябинске.

Николай Селиванов сделал книгу-раскладушку в виде крестаP это стихотворение Аполлинера «Зона» из сборника «Алкоголи», оно же разбросано на этикетках порожних водочных бутылок. Юрия Гордона интересуют шрифты как объект фантазирования, специально для проекта он разработал шрифт «Костра» от Костровицкий (настоящая фамилия Аполлинера)P этими болезненными буквами написаны тексты для его «стенгазет». Книга со стихотворением «Гостиница» Михаила ПогарскогоP это коробка с папиросами, на каждой из которыхP поэтическая строка. Андрей Суздалов увидел книгу в соответствии с духом времениP на компьютерном мониторе. Другая его книга имеет обложкой скульптурную маску Аполлинера с большим носом. Вера Коротаева начинает процесс творчества с изготовления бумаги, а Ольга Размахова «выпускает» стихотворные строчки в виде прозрачных «самолетиков»

Книга как предметность, способ коммуникации, синтез различных техник, символ просвещения и культуры и, наконец, как гениальная идея. КнигаP вечно молодая женщина-загадка, способная будоражить ум и чувство. Вот о чем эта выставка.

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>