Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
«Надо найти для вас форточку»

«Надо найти для вас форточку»

текст: Олеся Горюк
23.06.2006

Газета «Челябинский рабочий»В Челябинске появится фестиваль «Владимир Спиваков приглашает...»

Выступлением национального филармонического оркестра под управлением Владимира Спивакова завершился концертный сезон челябинской филармонии и гастрольный тур звездного коллектива по России. Кроме того, это был третий концерт, связанный с именем выдающегося скрипача и дирижера. Сначала в Челябинске выступили воспитанники его фонда, затем камерный оркестр «Виртуозы Москвы» и вот теперьP национальный филармонический оркестр России (НФОР). События развивались по нарастающей, постепенно подходя к кульминации. «Виртуозы Москвы»P пусть и прославленное, но все же прошлое. Музыканты живут в разных странах и лишь иногда собираются вместе, чтобы «тряхнуть стариной». А вот филармонический оркестрP то, чем наполнена вся жизнь и почти все мысли Владимира Спивакова сегодня. Об этомP разговор с ним и с директором НФОР Георгием Агеевым.

Гибкий оркестр

Владимир Спиваков:

За три года оркестр сделал невероятный прогресс. Трудно поверить, что он только три года существует. Ни один человек не может себе этого представить. Большие дирижеры, например, Джеймс Конлон, главный дирижер Оперы Бастилия, обожает выступать с нашими музыкантами. В этом оркестре есть гибкость невероятная. Можно делать за пультом все, что хочется. Поэтому создается сиюминутное ощущение рождения музыки прямо сейчас, на глазах у вас. Это не заученный букварь или музыкальный гербарий, а непосредственная музыка от сердца к сердцу, как говорил Бетховен.

Георгий Агеев:

Мы высоко чтим и не забываем великих русских дирижеровP Евгения Светланова, Евгения Мравинского, Кирилла Кондрашина. Для нас это не пустой звук, не пиаровский ход, потому что живы музыканты, работавшие с этими гениальными дирижерами, многие из них играют в нашем коллективе. Мы общаемся со вдовами Светланова, Мравинского и Кондрашина, они приходят к нам на концерт и дарят партитуры с дирижерскими пометками, уникальные записи. Первый концерт следующего сезона, еще до открытия сезона в Доме музыки, где базируется НФОР, мы сыграем памяти Евгения Светланова.

Владимир Спиваков:

В следующем сезоне будет юбилей Шостаковича. В Москве 30 оркестров и все будут играть его музыку. Поэтому мы задумали программу, где будет только одно произведение Шостаковича и музыка композиторов, которых он очень любил. Будет симфония псалмов Стравинского, увертюра к «Тангейзеру» Вагнера. Есть идея сделать музыкально-драматическую композицию по Гамлету с Евгением Мироновым в главной роли.

Георгий Агеев:

Мы вообще очень любим выходить за границы привычных жанров. В прошлом сезоне мы исполнили ораторию «Жанна ДАрк» Онеггера с Фанни Ардан в главной роли. Хотя в России много замечательных актрисP мы просматривали как вариант и Алису Фрейндлих, и Марину Неелову, и Инну Чурикову. И западных звезд у нас было достаточно. Предлагали свои услуги Изабель Аджани, Кароль Буке, Изабель Юппер, другие звезды мирового кинематографа. Но мы остановились на Фанни Ардан и очень довольны этим сотрудничеством, несмотря на то, что все шло на французском языке. Мы обязательно будем работать в области музыки и театра. Традиционные жанры, конечно, хороши, но публика все время ждет чего-то нового.

В следующем сезоне мы подготовили три музыкальных абонемента. Музыканты, когда увидели план работы, воскликнули: «Боже мой, как мы вообще выдержим!» Каждую неделюP премьера новой программы и все 3-4 произведения, входящие в нее, готовятся впервые.

Где взять контрабасистку?

Владимир Спиваков:

Я не начальник над музыкантами, мы сотворцы. Хотелось бы, чтобы это были хорошие люди в первую очередь, а потом уже высокие профессионалы. Леонард Бернстайн говорил мне: у тебя будут проблемы только с середняками, а с настоящими большими музыкантами проблем не будет. На 99 процентов он был прав.

Георгий Агеев:

Самые лучшие музыканты должны работать в нашем коллективе. Мы их переманиваем, перекупаем, находим в консерваториях, отыскиваем где угодно. Например, одну уникальную женщину-контрабасистку (контрабасP инструмент, на котором обычно играют мужчины) мы отыскали в оркестре Малого драматического театра. Представляете, что такое оркестр, аккомпанирующий драматическим спектаклям? Это, в общем-то, не уровень. И вот такой бриллиант можно найти сами знаете в чем.

Музыка и котлеты

Владимир Спиваков:

МузыкаP все для меня, дыхание мое. Со многими произведениями у меня сложные отношения. Нужно еще, чтобы произведение разрешило вступить с ним в контакт. Есть композиторы, к которым я боюсь пока подходить. Бруклер, например, как-то я не чувствую с ним никакой духовной близости. А русскую музыку я, наоборот, очень люблю, вырос здесь и пронизан этим духом.

Георгий Агеев:

Мы выбираем сложный, но безумно интересный репертуар, идем непроторенными дорогами. Мы не играем цикл симфоний Чайковского не потому, что мы их не любим, а потому что это делают все.

Внеплановый концерт

Пребывание Владимира Спивакова в Челябинске не ограничилось выступлением на сцене оперного театра. Был торжественный прием у губернатора, на котором состоялся диалог о появлении нового фестиваля «Владимир Спиваков приглашает».

Владимир Спиваков:

Я дал согласие, только срок надо мне найти, потому что у меня очень плотный график. В нем уже не окошечки, а форточки. Знаете, как у Пушкина в «Евгении Онегине» булочник «открывал свой «вас ист дас»? Это, оказывается, форточка значит. Идея фестиваля пока зреет. Но могу сказать точно, что он будет связан с очень важными событиями, которые произойдут в вашем городе в следующем году.

В Челябинск Владимир Теодорович приехал простуженнымP его продуло в поезде РостовP Волгоград. Но он бодрым шагом прошел к дирижерскому пульту. Увертюра к «Кармен», очевидно, сообщила ему боевой настрой. Во втором отделении он сыграл пятьP(!) произведений на бис. Самое интересное, что маэстро даже не дал публике его упрашивать. Второй, по сути дела, концерт последовал как нечто само собой разумеющееся.

Нужно быть щедрым,P заметил он после концерта.P Люди ведь ожидают чего-то такого особенного. И потом, этот стереотип, что классическая музыка не нужна, мы, по-моему, очень хорошо разрушаем вместе с публикой.

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru



10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>