Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Живая музыка Леонида Иновлоцкого

Живая музыка Леонида Иновлоцкого

текст: Олеся Горюк
23.01.2007

«Челябинский рабочий»Много ли найдется театров в России (да и в мире), имеющих своего собственного композитора? Кажется, за всю историю человечества придумано столько музыки, что к любой пьесе можно найти что-нибудь подходящее. В большинстве театров эту работу выполняет заведующий музыкальной частью.

В Челябинском академическом театре драмы имени Н.Ю. Орлова все иначе.

В небольшом кабинетике на пятом этаже Челябинского театра драмы композитор Леонид Иновлоцкий создает к спектаклям оригинальную музыку, которую можно услышать только здесь. Те, кто смотрел «Поминальную молитву», «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей», «Оскара и Розовую даму» и другие спектакли художественного руководителя театра драмы Владимира Гурфинкеля, наверняка заметили, что музыка занимает в них очень значительное место, становясь порой эпицентром всего действия. Хочется прослушать ее еще и еще раз, уже не из зрительного зала, а дома в наушниках.

Несостоявшийся пианист

Музыкальную грамоту будущий композитор выучил, слушая, как играет на пианино старший брат.

PТы взял не ту ноту, то и дело вскрикивал Леня, отставляя в сторону машинки.
Вот кого надо музыке учить, советовала родителям преподаватель фортепиано, приходившая к Иновлоцким.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, мама повела его в музыкальную школу. О том, что все места на фортепиано были давно распределены, Иоха Хаимовна ничего не знала.

PМожно, я вам «Утро красит нежным светом» сыграю, сегодня эту песню передавали по радио? обратился Иновлоцкий к приемной комиссии.

Сыграл. «А на тон выше сможешь? спросили его. Пожалуйста». Но феноменальные способности Леню не спасли. После прослушивания Иновлоцким объявили, что все места заняты.

Но весть о мальчишке с абсолютным слухом быстро разлетелась по самарской музыкальной школе, и его все-таки приняли. Впоследствии педагоги видели в нем не столько будущего композитора, сколько неслучившегося пианиста, капризулю, который все время фантазирует.

Когда Леня Иновлоцкий «прочитал с листа» «Экосез» Бетховена, педагогу Доре Савельевне Тартаковской стало не по себе. Мальчик добавил в произведение классика массу собственных аккордов.

PИграй по нотам! строго сказала учительница и ударила Леню линейкой по рукам.
PНо так же лучше! искренне удивлялся он.

Зато в общеобразовательной школе юному музыканту не было цены.
PМеня «выхватывали» на все уроки физкультуры аккомпанировать. Как сейчас помню: я сижу на математике, открывается дверь: «Можно Иновлоцкого? Там комиссия из гороно приехала смотреть показательный урок по физкультуре!»

Вместе с учителем музыки, подрабатывавшим контрабасистом в цирке, они организовали школьный ансамбль.

PМой учитель играл на контрабасе, я на фортепиано, где-то мы достали солдатский барабан, с большим трудом нашли металлические щеточки (с их помощью музыканты играют на барабане блюз О.Г.) и разучили песню «Жил да был черный кот за углом». В то время она была запрещена, и директор школы разрешила нам исполнять ее без слов.
Выпускную программу в музыкальной школе Леонид отыграл на «четыре».

PОна не годилась даже для музучилища, куда я все же решился поступать, вспоминает Иновлоцкий. Слава богу, директор школы написала в характеристике: «склонен к сочинению музыки, импровизациям и экспромтам». Это меня спасло. Одна из педагогов, сидевшая в комиссии, попросила сыграть что-нибудь свое. Я принялся за «Маршевый концерт» собственного сочинения вскидывал руки, запрокидывал голову. Они стали хохотать: спасибо, достаточно! Смотрю: опять в списках меня нет. И снова через месяц мне позвонили, только не с исполнительского факультета, куда я поступал, а с теоретико-композиторского: «У нас недобор. Приходите».

Уроки Хачатуряна

В музучилище Леонид Иновлоцкий, наконец, оказался в своей стихии. Его учителем стал Леонид Филиппович Другов, ученик Михаила Фабиановича Гнесина и последователь его методики. Суть ее заключалась в том, что любой начинающий композитор мог почувствовать себя равным классику.

PМы брали пьесу Чайковского и придумывали к ней маленькое вступление из четырех тактов, вспоминает Иновлоцкий. То есть я изначально не был обременен необходимостью сочинить нечто оригинальное. Перед вами уже звезда, к которой вы приравниваетесь плечиком, не чувствуете себя ниже. Если садишься только попробовать, прикоснуться, пощупать это совсем другие ощущения. С Друговым мы сочинили великое множество вступлений. Сначала были простые вещи Чайковский, Глинка, потом пошли «Мимолетности» Прокофьева, Скрябин Постепенно вступления превращались в целые экспромты.

Когда Леонид был на четвертом курсе музучилища, в Самару приехал с авторским вечером Арам Ильич Хачатурян. Преодолев природную робость, Иновлоцкий решился к нему подойти:

PМожно, я вам сыграю свою вторую симфонию?
PУже вторую? А где же первая? удивился Хачатурян.
PПервую я уничтожил. Давайте начнем со второй, и юный композитор сел за фортепиано.

Результат превзошел все ожидания. Хачатурян пригласил Леню к себе, а журналистка, везде сопровождавшая автора «Спартака» и «Гаянэ», напечатала репортаж об этой трогательной встрече в журнале «Музыкальная жизнь».

Раз в месяц Иновлоцкий приезжал в Москву с конфетами и букетом цветов и занимался с Хачатуряном в его квартире.

PПомню гигантскую квартиру, огромный рояль, рассказывает Леонид Исакович. Слушая музыку, Хачатурян иногда останавливал меня и говорил: «Что, если мы возьмем такой аккорд и повернем музыку в другую сторону?» Я был ошеломлен от того, какие неожиданности он мне предлагал, и каждый раз был в полуобморочном состоянии от его уроков. Еще я помню, как при мне ему позвонили из Америки по поводу постановки «Спартака». Я услышал, как Арам Ильич великолепно говорит на английском языке. Я очень его боялся. Видел величие этого человека и просто не мог себе представить, что буду у него учиться. Поэтому, когда передо мной встал вопрос, куда поступать, я выбрал Петербург.

В консерватории Леониду Иновлоцкому пришлось нелегко:
PЯ постоянно ощущал, что меня недооценивают, не хвалят, не растят. Мне было холодно и страшно. Мой педагог был замечательный мастер, но наш курс был не обогрет. Вспоминал наставления своего первого преподавателя Другова: «Твоя нация, гены твои не дадут тебе упасть». Консерваторские годы я провел в лучах его тепла.

С корабля в театр

В 1985 году Леонид Иновлоцкий стал членом Союза композиторов по симфонической секции.

PОднажды, слушая 9-ю симфонию Брукнера, я вдруг заскучал, признается он. Захотелось, чтобы скрипачи встали со своих мест и затанцевали. Стали бы выяснять с трубачами отношения, кто-то кого-то полюбил. Одним словом, меня потянуло в театр.
Чтобы писать музыку к спектаклям, был необходим синтезатор, в то время он стоил три-четыре тысячи долларов.

PЧтобы на него заработать, я, член Союза композиторов (грех-то какой!), стал играть в ресторанах. Потом устроился пианистом в швейцарскую компанию, играл на пароме «Анна Каренина» танцевальную музыку разных народов, мелодии из популярных опер.
Купленный на вырученные деньги синтезатор и по сей день самая ценная вещь в кабинете Леонида Иновлоцкого. С помощью нового инструмента он записал презентационную кассету и разослал ее по театрам Петербурга. Каково же было его разочарование, когда выяснилось, что большинство режиссеров считали композитора совершенно лишним в театре человеком. Однажды, во время визита в Красноярск, Иновлоцкий отдал в тамошний драмтеатр кассету со своей музыкой. В тот же день его разыскал тогдашний режиссер театра Владимир Гурфинкель. Их творческому союзу уже 12 лет, и это, по сути, единый творческий организм. Леонид Иновлоцкий стал автором музыки ко всем спектаклям, поставленным Владимиром Гурфинкелем.

PМне повезло, что Владимир Львович интересуется музыкой, признается Иновлоцкий. Он знает инструменты, их диапазон, во все вникает. Музыка для него составная часть действия. Это как раз то, о чем я мечтал.

Композитор на мгновение

PПросто так музыка никогда ко мне не приходит, признается Иновлоцкий. Я заставляю себя работать, ежедневно сочиняя этюды. Это своеобразная разминка. Даю себе чисто технические задания придумать отрывок к детективу или к романтической истории. Посмотреть, как могут сочетаться два разных инструмента. Очень редко в процессе работы приходит озарение, и тогда появляются мелодии, сделанные не головой, а иначе. Это может случиться только после трех-четырех часов «разогрева». Вот в такие моменты я и называюсь композитором.

Бывает, что мелодия свыше не приходит, и я пишу музыку головой. Так было, когда мы с Владимиром Львовичем ставили «Квадратуру круга» в Норильске. А вот музыку праздничной субботы к «Поминальной молитве» (по итогам фестиваля «Сцена-2005» спектакль победил в номинации «Лучшее музыкальное решение» О.Г.) я писал по наитию. Переслушал всю еврейскую музыку. Вспоминал, что пел мой отец, который был кантором в самарской синагоге. Пытался сфокусировать море информации в одну точку. Когда я все это собрал, пропустил через свое сердце, мне показалось, что я сейчас я напишу самую красивую музыку. Прослушав ее, Владимиру Львович растерялся, и его можно было понять. Любой человек при словах «еврейская музыка» вспоминает «семь сорок». Вот и он ожидал от меня нечто танцевальное, а услышал лирическое. Но я не сдавался, показывал и доказывал и, в конце концов, победил.

Готовясь писать музыку для спектакля «Самоубийство влюбленных на острове Небесных сетей» по пьесе японского драматурга Тикамацу Модзаэмона, Леонид Иновлоцкий, кроме японской, переслушал всю китайскую, корейскую, вьетнамскую и даже персидскую музыку. Скупал все диски, какие только можно было найти в магазинах. А для того чтобы лучше понять флейту и написать для нее мелодию, научился играть на этом инструменте.
Формально Леонид Иновлоцкий работает в Челябинском театре драмы по контракту.

Готовится спектакль, он пишет к нему музыку и, в принципе, может быть свободен до тех пор, пока не будет объявлено о новой постановке.

PКогда ты делаешь спектакль, ты нужен, тебе празднично. А дальше наступает тревожное. Артисты выходят на сцену, а куда тебе пойти? с грустью спрашивает композитор.

И все же он немного лукавит. Не вся музыка, придуманная Леонидом Иновлоцким, идет под фонограмму. В «Поминальной молитве» и «Самоубийстве влюбленных на острове Небесных сетей» на сцене находятся живые оркестрики. Пусть и небольшие, они требуют постоянного внимания и заботы, поэтому петербуржец Иновлоцкий почти все время находится в Челябинске. Уходит один музыкант нужно срочно искать другого. Кстати, перед тем как выйти на сцену, музыканты проходят долгий период подготовки. Леонид Иновлоцкий требует от них то, чего ему когда-то так остро не хватило в 9-й симфонии Брукнера: не просто играть музыку, а жить на сцене.

PВо время работы над «японским» спектаклем я собирал музыкантов и просил их импровизировать, вспоминает Иновлоцкий. Это была очень сложная работа заставить академических музыкантов играть так, как они играют сейчас. Мне хотелось, чтобы было нечто живое. Мы устраивали ритуальные вечера: садились кругом, гасили свет, зажигали свечку и импровизировали. Я слушал, что могут сделать две виолончели, если одна играет внизу, другая наверху? Спрашивал, возможно ли сыграть аккорд, который я только что придумал? Получалось, что музыка рождалась у нас из живой ткани.
Не только живая музыка, но и та, что воспроизводится на спектаклях в записи, сделана силами челябинских музыкантов и вокалистов.

Для спектакля «Оскар и Розовая дама» я искал невероятно высокий женский голос, нужно было что-то абсолютно недосягаемое. И нашел Наталью Воронкину с божественным колоратурным сопрано разве это не чудо? Еще там играет саксофонистка Татьяна Зайцева. Для спектакля «Зеленая зона» мне нужно было музыкально озвучить 20-й псалом Давида. Я выбрал Марьяну Бабинцеву, преподавателя академии культуры.

Попросил забыть все, чему ее учили, и спеть не по-оперному, не академически. Мне хотелось, чтобы это был голос просящего, сиротинки, маленького человечка. Чтобы было непонятно, мальчик это поет или девочка. В итоге у нас получилось что-то очень трогательное.

В какой-то момент беседы я задаю композитору неудобный вопрос:
PЛеонид Исакович, вам не обидно, что ваша музыка живет только в спектаклях, которые, как известно, не вечны и рано или поздно уйдут со сцены? Не хотелось ли вам дать своим мелодиям самостоятельную жизнь?

PНемножко хочется. Иногда я задумываюсь: а что останется после меня? Фонограммы? Я ведь даже не могу опубликовать то, что я делаю для синтезатора, в виде партитуры. Очень хочется попробовать себя в кино. Мечтаю, чтобы мою вторую симфонию исполнил камерный оркестр «Классика».

Одним из главных музыкальных ориентиров для Леонида Иновлоцкого был и остается всем известный Энио Морриконе.

PЯ бы многое отдал, чтобы посидеть с ним рядом. Посмотреть, как он сочиняет. В его музыке саможивущие интонации, которые сами толкают гармонию дальше. Ощущение такое, будто травинка прорывается через асфальт. У нас в консерватории считалось модным учиться у нововенской школы атональной музыке размещать пласты, тембры. А потом мы стали возвращаться к вечному мелодике. Авангард? В каких-то местах он хорош. Но когда в финале нужно поплакать, пусть лучше прозвучит традиционная музыка!

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Челябинский рабочий»





10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>