Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Мини-джем со вкусом блюза

Мини-джем со вкусом блюза

текст: Татьяна Марьина
28.04.2007

«Вечерний Челябинск»IX международный фестиваль «Джаз-транзит», три дня назад стартовавший в Екатеринбурге, сегодня перекочует в Челябинск. Концерт хоть и единственный, но многообещающий. На сцену института музыки имени Чайковского выйдут известные джазовые музыканты американский саксофонист и композитор Бобби Уотсон, трубач-композитор Игорь Широков (Германия) и челябинский биг-бенд «Академия» под управлением заслуженного артиста России Станислава БЕРЕЖНОВА.P

Тромбонов Африка не знала

Джазовой музыкой в нашем городе интересуются. В десятке лидеров Челябинск замечен давно. И все же знатоков этого специфического, далекого от развлекательности искусства встретишь нечасто. Да и вопросов от концерта к концерту набирается немало. Поэтому в беседе с известным челябинским джазменом Стасом Бережновым мы коснулись тем, можно сказать, вечных. Как появился джаз? Почему музыка, замешанная на ритмах и песнопениях далекой Африки, привлекает публику сегодня? Ведь почувствовать и понять ее берется не каждый.

Джазовая музыка несложна, считает Станислав Васильевич. Надо просто проникнуться ее несложностью. И тогда для вас откроется искусство интеллектуальное, философское и очень эмоциональное.

В какой мере она импровизационна?
Однозначно ответить сложно. Есть композиции, где импровизации 20 процентов, есть вещи импровизационные на 80 процентов. Одно очевидно столько свободы, как в джазе, нет ни в какой другой музыке. Игорь Стравинский однажды сказал: «Джаз это особый музыкальный мир». Корни джаза уходят в фольклор. Он зародился в Новом Орлеане, когда из Африки в Северную Америку хлынул поток негров-переселенцев. Чернокожие «джазмены» не знали нотной грамоты, в глаза не видели музыкальных инструментов, которые придумали европейцы. Но когда они научились на них играть, получился уникальный сплав двух культур цивилизованной европейской и первозданной африканской.

Что же так поразило европейцев?
На барабанах черные музыканты играли потрясающе. Ритмика богатейшая плюс необычная вокальная культура блюзовая, спиричуэлс. Труб и тромбонов, как вы понимаете, в Африке не было. Барабаны и человеческий голос являлись, по сути, главным средством общения. Сотовых-то телефонов не было. А как они переговаривались в джунглях, находясь за несколько километров друг от друга? Допустим, опасность заметили, в барабаны ударили пум-пум-пум. Племя слушает: «Ага, враг идет». Вот и доигрались весь мир удивили.

Говоря о джазе, подразумевают американскую школу. Почему?
Джаз сейчас не играют только на полюсах в Антарктике и Антарктиде, где гуляют белые медведи и пингвины. На остальных континентах он звучит постоянно. Тем не менее американцы по-прежнему остаются законодателями жанра. Мы ориентируемся на импровизаторов, которые работают в Америке. Однажды я где-то прочитал, что в 1972 году в профсоюзах Нью-Йорка было зарегистрировано сто тысяч джазовых музыкантов. Представляете? Это наш Копейск. Цифрам я не верил до тех пор, пока сам не оказался в Соединенных Штатах. За пять дней побывал на четырех концертах и убедился чтобы прослушать хотя бы оркестры, надо потратить как минимум месяц.P

Стандарты и фантазии

Умение импровизировать редкий дар. Почему же складывается впечатление, что у джазовых музыкантов это получается с легкостью?
Не бывает такого, чтобы человек сел за рояль (или другой инструмент) и стал импровизировать как Бог на душу положит. Одной эмоциональности здесь недостаточно. Нужна школа. Если композиции становятся сложнее, аранжировки сочнее, богаче, значит, язык импровизации тоже усложняется. Чтобы исполнение прозвучало эффектно, импровизация должна быть красива мелодически, остра ритмически, красочна по гармонии. И кульминация должна «взрывать» зал аплодисментами. В таком деле ошибки недопустимы. Поэтому выдающиеся музыканты готовят свои импровизации очень тщательно. Есть даже анекдот: «Эту вещь играем?» «Тему-то я помню, а вот импровизацию забыл».

Но существуют же стандарты?
Джазовые стандарты можно играть, когда «рука набита». К примеру, в Америке, если хочешь показаться новому лидеру либо составу музыкантов или поработать с ними на джеме, ты должен знать минимум 150 200 тем, чтобы на их основе импровизировать. Тебе дают тему, и, если скажешь в ответ: «Я ее не знаю», тебя никто не пригласит. Ты окажешься безработным. Поэтому знать джазовые стандарты надо. По российским меркам хотя бы сотню тем. Тогда сможешь играть почти с любым музыкантом в любом стиле.

Если приезжают незнакомые исполнители, скажем из Америки, трудно ли найти общий язык?
Язык джаза универсальный. Самый яркий пример джем-сейшен. Собираются музыканты из разных оркестров, ансамблей, чтобы поиграть вместе, быть может, в первый и последний раз в жизни. И начинается всегда с чего? Называешь тему, тональность, отсчитываешь такт и поехали. Без слов все понятно.P

Блюз на десерт

Чем интересен сегодняшний концерт?
Согласитесь, что американские джазовые музыканты по нашей земле гуляют нечасто. Тем более такого уровня, как Бобби Уотсон. Он из Канзаса, саксофонист, композитор, аранжировщик. Работал с легендарными исполнителями, оркестрами. Его имя есть во всех энциклопедиях и путеводителях по джазу. Второй исполнитель трубач Игорь Широков. Он тоже пишет музыку, делает аранжировки. В свое время работал в оркестре Лундстрема, Кролла. Сейчас живет в Германии, много гастролирует по Европе. Интересный музыкант. Думаю, партнерство с такими яркими солистами-исполнителями оставит много впечатлений. Планируем даже маленький джем-сейшен. В композиции, которую с биг-бендом «Академия» исполнит наш вокальный дуэт (Альмира Марганова и Наталья Дмитришина), есть место для соло. Я хочу, чтобы Игорь Широков, Бобби Уотсон, гитарист сыграли по блюзу. Пускай покайфуют минут семь десять. Это должно быть здорово.

Остальные материалы читайте на сайте газеты «Вечерний Челябинск»





10 последних статей в разделе Культура

23.04.2008 Займемся БЛОГотворительностью
05.02.2008 «Идите, Максим Александрович, поссыте!»
24.01.2008 Даешь квартиру в «Доме-2»!
15.01.2008 Александр Васильев: я жадный
20.12.2007 Галустян отказался от каскадеров, а Пореченков меняет профессию
13.12.2007 На льду бешеная лягушка
06.12.2007 «Провинциальный» победитель
05.12.2007 Александр Филиппенко создал свой теневой кабинет
16.11.2007 Смеемся, нас оценивают!
02.11.2007 Челябинцы шутя выиграли 100 тысяч!

Все статьи раздела Культура >>