Автозвук громче реактивного самолета
текст: Эля Китаевафото: Артем Дербенев
01.06.2005
Площадка у Дворца спорта, погода нелетнаяP дождь. Люди под крышами: народные массыP под «юношеским» навесом, дяди из оргкомитетаP по своим палаткам, участникиP по своим машинам. Последние временами выходят мокнуть, проверяют: вроде как уже должно начаться. Задерживают на полчаса. На крытой сцене суетится юнец-ведущийP сухой, гад: «Кто первый из-под навеса уйдетP бутылку пива дам». Народ подтянулся, джинсово-бейсболочный конферансье огласил план соревнований. «Концерт» намечался в двух отделенияхP FSQ- и SPL-категории. В первой оценивается качество звука аудиосистемы (FSQ P Federation of sound quality), во второйP его мощность (SPL P клуб по звуковому давлению). Дословно из уст судьи: FSQ P «правильность передачи музыки», SPL P «сколько децибел человек дунул на своей машине». Так вот объяснили перед началом FSQ-соревнований. У авто заработало судейство, а на сцене девочки а-ля школьная дискотека изображали звезд танцпола. Аудитория вскоре рассредоточилась, и получился клуб по интересам: часть публики пошла с судьями машины смотреть, частьP предпочла потягивать пивко у сцены.
Воздух и наши уши резала попса, а SQ тестировалось специальным судейским диском с классикой (в этот день классику слушали только судьи). Инструментальные партии выявляют любые провалы, так как в идеале фронтальная часть четырехколеснойP это макет концертного зала. Закрой глаза и восстанови картинку: слеваP группа скрипок, звук барабанов катится слева направо по дуге (по этому поводу шутка есть: «Как рояль в машине звучит?»P «Заносите!»); если на трекеP аплодисменты, должны различаться отдельные хлопки, а не «шум дождя». У американцев, к слову сказать, иное видение автоакустики: звук должен быть сосредочен в какой-нибудь одной сторонеP используются совмещенные динамики.
Рядом с синей «Ладой» один участник жалуется другому: «Провод у меня закоротило» Хозяину авто Саше Корнилову перед прохождением этапа FSQ пришлось повозиться с ЧП: сидение зажало провод, и на выходеP короткое замыкание. Хорошо, аппаратура осталась цела. АлександрP инженер-строитель по профессии; увлекся теорией автозвукаP читал книгу Шихатова, журналы «Автозвук» и « Car Music», инетовские специализированные сайты. Когда оборудовал свою машину, открыл установочную студию. Не раз побеждал на российских SQ-турах.
В салоне его «Лады»P трехкомпонентная фронтальная (или передняя) акустика: динамики твитер, воспроизводящий верхние частоты (в народеP пищалка); мид-ренджP средние; мид-басP низкие. Звуковая сцена впереди. В багажнике,P сабвуфер, большой низкочастотный динамик, дополняющий мид-басP тыловая акустика. Распространенная система. Часто ставятдвухкомпонентную фронтальную акустику, что попроще или устанавливают второй сабвуферный динамикP больше мощность. Так-то: магнитола с четырьмя колонками и рядом не стояла. В своем классе 201-400 Вт (суммарная мощность усилителей) Александр занял первое место на SQ-этапе.
Припарковался ВАЗ 2108, и Саша будто даже похвастался товарищу: «Тут из Свердловскас синими сидениями подъехал. Помнишь?» Михаила Суркова из Е-бурга и синий салон его ВАЗа помнят многие. У его автоP спортивный тюнинг: машина сначала готовилась к стрит-рейсингу, потом «переделалась под автозвук». В челябинском FSQ Михаил участвовал сразу после омского: занял там первое место и в тот же деньP в Челябинск по кольцевой мимо родного Е-бурга. Здешний судья пожал Мише руку, похвалив его акустику, но придрался: «Нет нижней середины»: средние и высокие частотыP на одной полосе, значит середина звука сливается с его верхом, и на средней частоте получается провал. Впрочем, это не противоречило «золоту» в категории 600+.
На SPL-соревновании (мощность аппаратуры) автозвуковики выступали в классах «бас» (один или два сабвуфера размером до 12 дюймов), «бас-супер», где вуферов больше и «бас-экстрим»P число вуферов не ограничено плюс могут использоваться профессиональные фишки: поднимание пола, опускание крыши, «усиление» кузова. Расклад таков: мягкие поверхности в машине поглощают звук, поэтому и пичкают авто пластиком и другими крепкими материалами. Требование по умолчанию к машине, подготовленной «под давление»P полная виброизоляция: как минимум, дверные обшивкиP чтобы не дребезжало.
Мощность звука на конкурсе проверялась так: авто въезжало в зону замера (как объяснили в огргкомитете, чтобы любопытная публика «не растащила машину по кусочкам»),P там сидел судья с измерительным прибором. В салонеP автозвуковик наедине с давлением. Зрительному залу, который изрядно был под пивком, слышен был только гулP участник включал судейский диск при закрытых дверях авто.
Реактивный самолет покажет мощность в 130 децибел, гранатаP 150; здесь доходило и до 144,2 Если результат одного конкурсантаP 120 Дб., а второгоP 123 Дб., значит автозвук второго в два раза громче: разница в три децибела удваивает мощность звука. Если бы соревнование проходило при открытых дверях машины, некоторые граждане из публики , не замешкавшись, отрезвели б. Никому еще не удавалось долго оставаться пьяным рядом с ревущим реактивным самолетом. Но такого шанса очухаться в экспресс-режиме отдельным несознательным личностям не дали
Фоторепортаж с соревнований по автозвуку смотрите в рубрике «папарацци».
Tweet
20.11.2009 Новый Polo в Челябинске!
19.08.2009 Небо, Volkswagen, девушка
01.07.2009 Приключения в Golf'ах
28.02.2007 Борьба с «кенгурятниками»
07.12.2006 Скорость на трех этажах
19.09.2006 Автомобиль в кредит: счастье или разорение
31.08.2006 «Копейка» как эксклюзив
29.08.2006 Внедорожные вариации
16.08.2006 Семейное дело: выбираем машину
04.07.2006 В очередь на техосмотр становись!
Все статьи раздела Авто >>