Больше заплатишь дальше поедешь
текст: Ирина Бережная06.12.2005
Получая водительские права, не стоит экономить на практических занятиях. С каждым годом увеличивается количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях. На недавнем заседании госсовета Владимир Путин озвучил шокирующие цифры: 35 тысяч погибших и 250 тысяч искалеченных за 2004 год. Основная причина этих смертей, по мнению ГИБДД,P низкое качество обучения в автошколах и недостаточное количество часов практических занятий. Разработаны антиаварийные меры. Владельцы же частных автошкол считают их противными изначальной идее и утверждают: количество ДТП по вине «чайников» возрастет. И даже говорят о репрессиях со стороны государственных школ, предсказывая в скором будущем резкое сокращение частных.
Советы будущему «чайнику»
В условиях мегаполиса управление автомобилем из ремесла превратилось в искусство, но стать автомобилистом по-прежнему нетрудно: заканчиваешь автошколу, сдаешь экзамены, получаешь праваP и вперед. ГлавноеP выбрать правильную школу.
Во-первых, стоит обратить внимание на учебные заведения с приличной историей. У старых школ, как правило, есть большой парк учебных транспортных средств, хорошо оборудованные помещения, преподаватели с опытом, стажем. Здесь уровень образования повыше.
Обратите внимание, есть ли в школе тренажеры, оборудование по подготовке, безопасности, наглядные пособия, учебная литература. Чем больше всяческих пособий, тем больше заботятся инструкторы о доходчивости, наглядности и качестве обучения.
90 часовP на ПДД, 23 часаP на устройство автомобиля, 38 часовP на основы безопасности движения, 24 часаP на основы медицинской помощи и 32 часаP на вождение. Обязательно отследите эти параметры. Бывает, что школы жонглируют стандартами по своему усмотрению. Дело в том, что лицензию школам выдают региональные департаменты образования, экзамены принимают инспектора ГИБДД, а процесс обучения не контролируют ни те, ни другие.
ДешевизнаP главная причина упрощения программ. Завоевывать клиента чем-нибудь исключительным вроде учебы на новых иномарках хлопотно и дорого. Проще брать ценой, а для этого надо снижать издержки, то есть урезать процесс обучения. Соглашаться на это или нет, решайте сами. Считаете, что недоучкам за рулем не место,P ищите школу, где работают строго по принятым стандартам. 15 суток за слезу ребенка
В конце ноября на улице Энергетиков учебная машина школы «Автокласс» сбила девятилетнюю девочку. За рулем машины сидел курсант школы, на пассажирском сиденье, держа ногу на контрольной педали тормоза,P инструктор. Девочка Таня вышла из автобуса и переходила дорогу позади него. «Учебка» сбила ее, объезжая этот же автобус. Как рассказал затем в милиции инструктор Михаил Х., девочка сама шагнула под колеса. Он вышел из машины и поинтересовался у Тани: «Все нормально?» Затем сел в машину и дал команду курсанту ехать дальше. Видимо, думал, что девочка в шоке сможет ему что-то сказать Сама же она утверждает, что никто из той машины к ней не подошел. А Таня дохромала до лавочки, немного посидела и направилась в травмпункт. Медицинский диагноз: перелом кости правой стопы и ушибы мягких тканей.
Совершив наезд, инструктор не объяснил ученику, как поступать в таких ситуациях, и не рассказал об ответственности,P комментирует Юрий ИВАНОВ, начальник Ленинского ГИБДД.P На том участке дорогиP нерегулируемый пешеходный переход, знак перехода. Скорость нужно снижать. А если произошло ДТПP необходимо сохранить следы происшествия, выставить знак аварийной остановки, вызвать «скорую», сотрудников ГИБДД, записать очевидцев.
Конечно, следы происшествия и очевидцыP это в идеале. Однако же элементарную вещь этот человек обязан был сделатьP отвезти ребенка в больницу или отправить на попутке. Инструктор же малодушно сбежал. Кто знает, на что еще решится молодой водитель, помня такую учительскую «науку» Инструктор пойдет под суд по части 2 статьи 12.27 КоАП (оставление места ДТП) и лишится на год прав. Или заплатит штраф до полутора тысяч рублей. Или 15 суток под арестом проведет. Курсант будет наказан за нарушение правил учебной езды.
Нарушение закона в этом случае уходит в плоскость моральных принципов и культуры вождения. И если первое от инструктора не зависит, то второеP в его власти. Объяснить человеку все прерогативы интеллигентности за рулемP его прямая обязанность. Ему и за это, между прочим, деньги платят. Такие случаи в полной мере обосновывают предложение главы госавтоинспекции Виктора Кирьянова, чтобы автошколы несли ответственность за своих учеников и платили за лицензии более высокие суммы. И чтобы в прессе появлялась информация, в какой школе учился злостный нарушитель. Не думаю, что какому-либо инспектору приятно будет прочитать о молодом человеке, месяц как получившем права и скрывшемся с места ДТП, оставив на дороге десятилетнего мальчика с черепно-мозговой травмой (как это произошло недавно на улице Гагарина). И узнать в этом «водителе» своего бывшего ученика.
«Русская рулетка»
Россия наряду с США, Францией и Бельгией входит в число стран «с наиболее агрессивными водителями». По мнению сотрудников ГИБДД, растущее число аварий и постоянно осложняющаяся ситуация на дорогахP это во многом «заслуга» плохой работы автошкол. В среднем каждое третье ДТП в стране совершается водителем, стаж которого не превышает трех лет, а виновник каждой второй аварииP водитель-одногодка.
По свидетельству инспекторов, принимающих экзамен по вождению у курсантов автошкол, большинство из них, проучившись несколько месяцев, чувствуют себя за рулем машины как на вершине вот-вот готового взорваться вулкана. У каждого второго руки «ходят ходуном» и ухватиться за рульP единственный способ хоть как-то избежать волнения. Некоторых же, согласно свидетельствам, к машине вообще подпускать нельзя. Проявляющийся человеческий фактор в этой ситуацииP следствие неуверенности и неопытности. Вот и приходится «чайникам» использовать транспорт не как средство передвижения, а как очередной этап в самовыживании. По признанию Рашида Нургалиева, министра МВД РФ, федеральным СМИ, на сегодняшний день «аварийных ситуаций возникает гораздо больше именно из-за того, что у людей нет навыков, нет опыта вождения автомобиля». А все из-за недостаточного количества часов практики во время обучения. 32 часа, которые сейчас автошколы имеют право тратить на уроки за рулем, ничтожно мало для того, чтобы назвать курсанта водителем. О качестве образования в автошколах органы ГИБДД судят по статистике сданных экзаменов с первого раза (в Челябинске, кстати, это число не превышает пятидесятипроцентной отметки). Практикуется и судейство о качестве, исходя из ДТП, совершенных выпускниками. А это пять процентов (данные уже анализируются) от общего числа ежемесячно.
Человека прежде всего должны научить оценивать дорожную обстановку (видеть пешеходов и уступать им дорогу, следить за движением общественного транспорта и вовремя перестраиваться, видеть знаки, не превышать скорость),P говорит Вадим Чурсин, госинспектор МРЭО УГИБДД ГУВД Челябинской области.P На уровне подсознания должно усвоиться: человек переходит дорогу перед близко идущим транспортом, и если это мужчинаP в 90 процентах случаев он побежит вперед, а если женщинаP рванет назад.
По своему опыту Вадим выделяет наиболее слабые места у претендентов на права после учебы в челябинских автошколах: пешеходные переходы, повороты, перестроение, развороты, повороты направоналево. Ничего этого новоиспеченные «шумахеры» не знают абсолютно, а если знают, не умеют знанием пользоваться. Некоторые допускают, что этот патологический страхP следствие запугивания инструкторами своих курсантов. «Каждый раз, когда у меня было занятие по вождению, мой инструктор развлекал меня всякими страшилками во время ДТП,P рассказывает челябинец Дмитрий Н.P Мало того что тогда мне было мягко говоря не по себе, так еще и во время экзамена все, что он рассказывал, помимо моей воли всплыло в голове. Я очень нервничал. С первого раза экзамен не сдал».
У меня был такой случай,P говорит Вадим Чурсин.P Девушка сдавала на права. Сели в машину, все нормально, начали движение. Говорю ей: на таком-то перекрестке поворачиваем направо. Она перестраивается налево, включает поворот, поворачиваем налево. Я думаю, может, не расслышала чего. Говорю: следующий перекресток поворачиваем налево. Смотрю: она перестраивается и поворачивает направо. Проехали четыре перекрестка наоборот. Потом объяснила: переволновалась.
Общее мнение сотрудников ГИБДДP реального, качественного обучения в автошколах курсанты не получают. Что в теории, что в практике их не учат ПДД, а натаскивают на экзамен. Если теорияP то штудирование билетов, если практикаP зубрежка экзаменационных маршрутов и предупреждения насчет недопустимых вещей: «увидит инспекторP не сдашь».
То, что часы практического вождения нужно увеличить, признают и владельцы автошкол, и гаишники. Это, кстати, пока единственный четко определенный момент среди антиаварийных мер, предложенных Нургалиевым в пункте «по-новому организовать обучение в автошколах».
Авторепрессии?
Сейчас по Челябинской области около 150 автошкол,P говорит Андрей Мурыгин, начальник отдела экзаменационной работы и регистрации транспорта управления ГИБДД Челябинской области.P Школы занимаются подготовкой водителей по программам, утвержденным минобразования и согласованным с главным управлением ГИБДД. Однако указанных в программе 32 часов на практическое вождение явно недостаточно. Надо минимум в два раза больше. Существует методика приема экзаменов. Мы считаем, что нужно увеличить набор вопросов в билетах, которые имеются в свободном доступе,P так можно будет хотя бы все ПДД изучить, решая их. Автошколы же не углубляются на разбор, идут по простому путиP натаскивают на запоминание ответов. Нужно ужесточить методику приема экзаменов, отменить допустимые две ошибки. Вместо вариантов по три упражнения из пяти на автодроме сделать все пять плюс шестое: змейка задним ходом. Нужно увеличить время обучения, чтобы человек смог и в гололед поучиться, и в дождь, и в слякоть.
Статистика
За шесть месяцев текущего года на российских дорогах было зарегистрировано 86 974 ДТП, в которых погибло 12 378 и получили ранения 106 706 человек. Обстановка с аварийностью на автомототранспорте продолжает оставаться сложной. При некотором сокращении числа погибших (6,5%) по итогам полугодия отмечено увеличение общего количества ДТП (+2,8%) и числа раненых (+4,8%). Большинство всех аварий (79,8%) произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителями. При этом практически каждый восьмой водитель находился в состоянии алкогольного опьянения.Бороться с растущим числом ДТП сотрудники госавтоинспекции предлагают путем периодических экзаменов на знание ПДД самих инструкторов и ужесточения требований к подготовке водителей. По мнению же владельцев частных школ, новая инициатива ГИБДД, напротив, может привести к увеличению числа аварий. Программа, по которой сейчас проходят обучение в автошколах, «морально устарела»: рассчитанная на профессионалов, чересчур много времени она уделяет теории. Любители наравне с теми, кто готовится стать профессиональным водителем, изучают строение карбюратора, стартера У большинства же клиентов столько времени на занятия нет (на одну теорию уходит 200 часов), поэтому многие частные школы пытаются найти компромисс: вводят новые системы обучения, читают сокращенный курс. Но это все равно лучше, чем если бы человек якобы готовился самостоятельно, а потом приходил в ГИБДД, платил деньги и просто получал права. Если же сокращать программу, государственные автошколы, многие из которых работают «на заказ» армии, автопарков и так далее и которые получают финансирование за каждый «отчитанный» час, понесут существенные убытки. В среде владельцев частных школ упорно ходят слухи, что госшколы, апеллируя тем, что у них за долгие годы накоплены большая материальная база и опыт, хотят вытеснить с этого рынка частников.
А в случае внедрения крупных центров подготовки водителейP тех же госшколP в ущерб деятельности частных убытки понесут сами граждане: монополия на данный вид услуг будет целиком во власти государства. В отсутствие конкуренции школы смогут установить любые цены. Следовательно, количество людей, пошедших на само-обучение, значительно возрастет, а это потенциально очень опасно. Количество аварий в таком случае может не уменьшиться, а даже увеличиться.
Мы поставлены в жесткие рамки программы,P говорит Валерий Протасов, старший мастер практического вождения одной из автошкол Челябинска.P Мы были б рады, если бы решение, сколько человеку необходимо часов вождения, могли определять сами. Кто-то способен усвоить все нюансы за двадцать часов, а кому и шестидесяти будет мало. Это все очень индивидуально. Мы считаем, что давно бы пора уже от стадности обучения перейти к индивидуальности. Так сразу будет видно, насколько человек готов к экзамену.
На данный момент автошколы находятся в ведении министерства образования. Предполагалось, что эта структура будет следить за качеством преподавания и повышения педагогической квалификации инструкторов. Кстати, лицензированием школ занимается также минобразования. А согласно Закону «Об образовании» проверять соблюдение обязательных требований у лицензиата должен сам лицензирующий органP то есть оценивать, насколько грамотно работают автошколы, положено сотрудникам минобразования. Вот только, на наш взгляд, принимая решение отдать автошколы этому министерству, чиновники не учли важный нюанс: там нет специалистов, разбирающихся в транспорте. Контролировать наличие у автошколы нормальной базы для обучения, технической, уровня профессионализма преподавателей и водительского мастерства они не могут. Подобные проверки носят чисто номинальный характер, особенно если учесть то количество автошкол, которое развелось в последнее время. Эксперты называют два пути решения проблемы контроля, а в результатеP проблемы лицензирования. Предлагается отдать эти функции либо министерству транспорта или транспортным инспекциям в мегаполисах, либо ГИБДД. Интересно, переменится «сумма» от смены мест слагаемых?
Полностью все материалы газеты на сайте http://www.vecherka.uu.ru
Tweet
20.11.2009 Новый Polo в Челябинске!
19.08.2009 Небо, Volkswagen, девушка
01.07.2009 Приключения в Golf'ах
28.02.2007 Борьба с «кенгурятниками»
07.12.2006 Скорость на трех этажах
19.09.2006 Автомобиль в кредит: счастье или разорение
31.08.2006 «Копейка» как эксклюзив
29.08.2006 Внедорожные вариации
16.08.2006 Семейное дело: выбираем машину
04.07.2006 В очередь на техосмотр становись!
Все статьи раздела Авто >>