Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Дневник директора школы. Часть 26

Дневник директора школы. Часть 26

текст: Александр Попов, директор физико-математического лицея 31
04.05.2006

2.05.2005P
Учитель интимное место: необходим всем, а показывать стыдно.
Лысина не показатель ума она всего лишь след от ладони. Чиновники всех уровней гладят себя по голове, не сознавая, что стирают при этом последние извилины разума. Сегодня подошел один «товарищ»:
Хотите, сообщу что-то приятное?
Нет, не хочу. Хорошее не про меня, ешьте такое сами.
Жизнь приучила из чужих рук не брать. Приручаться не стоит. Все независимое дико.

3.05.2005
После института совершенно случайно попал в лучшую школу города в 1-ую им. Энгельса на улице Красной, к великому директору В. А. Караковскому. В первый же год меня приняли в коммунары. Был несказанно счастлив, что стал учителем такой школы. Но Караковского вскоре забрала Москва. Директором назначили завуча. Она, как сапер, ошиблась всего раз и школы не стало.Прием в первый класс она вела сама. И на беду всех, отказала бабушке одной маленькой девочки и, мало того, посоветовала обратиться к логопеду. На следующее утро директораP вызвали в обком партии. Девочка оказалась внучкой первого секретаря обкома партии.
1-ю элитарную с английским уклоном за год опустили до обыкновенной районного масштаба. С тех пор прошло почти тридцать лет, но она так и не восстала до былого величия. Нынче во главе 1-ой мой ученик. Он с девятого класса мечтал стать директорм 1-ой им. Энгельса на улице Красной. Мне очень хочется, чтобы ему хватило сил и терпения вывести школу на российский уровень. Я мечтаю о доске на стене: «Памятник педагогической мысли ХХ века, охраняется государством».
Удачи тебе, мой мальчик!

4.05.2005
Был на днях в одной сельской школе. Директорствует там простой русский мужик. Провел он меня по кабинетам с ехидной улыбочкой, зал спортивный показал, туалеты. Потом усадил за стол, налил и начал свой неспешный рассказ о житье-бытье.
С учебниками у меня полный облом. И вживую не выдают, и денег не выделяют.
Учителя сотню методическую если, дай Бог, не потратят, купят литературы какой, и то ладно. Родители в глубинке наличных почти не имеют, у нас самые богатые люди пенсионеры. Короче, хуже некуда, да голь на выдумки хитра. Тут один депутат проезжий подарил на день знаний несколько ящиков Конституций и уголовного кодекса.
И куда Вы это добро пристроили? Такое не продать и к делу не приставить.
Вот-вот, а я смекнул. Чего, думаю, добру зазря пропадать? Заставил учителей русского языка в Конституции буквы и знаки препинания забеливать не просто так, а по теме урока. Детишки их восстанавливают в меру своих способностей. И что поразительно, мои ученики в этом году на районной олимпиаде по праву все первые места отхватили.
А уголовный кодекс без дела лежит?
Не скажите, тут особая статья. Плохо себя повел, Конституцию отдай.
Так хулиганы у Вас на уроках без дела сидят?
Они буквы и знаки в уголовном кодексе восстанавливают. Эффект портрясающий! Тут у нас в глухомани преступность на спад пошла. Участковый с тоски сосульки с крыш сбивает.
Вашему опыту пиар бы хороший устроить.
Не дай Бог, что усмотрят, не то додумают небожители-то наши.
Вы кого в виду имеете?
Да проверяющих, черт их побери. С неба они все, по земле давно не ходят и не ведают, как на ней, родимой, живется.

6.05.2005
Помню, как-то пожаловался одному учителю на свое житье-бытье.
Работать совсем не дают. Всем вынуждают заниматься, только не делом. За дело по рукам бьют, в морду бумаги всякие суют: отчеты, резолюции, жалобы, рекомендации. С виду вроде школа, а внутри вторсырье. Бумага терпит, а на сердце уже ни кровинки стыд да срам один.
Совета от меня не жди: пока деревья не изведут, так и будет. Тут как-то в сберкассу за пенсией зашел и задумался, отчего очередь подлиннела. Раньше-то она за окошком только в бумагу писала, а сейчас и в компьютер настучи, и в бумагу настрочи. Может, на Западе от техники и благо, а у нас одна маята.
Это точно. Компьютер чиновничества добавил, а те без бумаги, как это самое место, шагу ступить не могут: и его прикрывают, и морду заодно прячут там же. Черт с ними, их не извести. Вы сказку от народа обещали.
Слушай, коли так. Приехало как-то большое начальство в чистое поле, разложилось, закусило и задумалось. Вроде и неплохо орлы летают, и змеи ползать умеют, и рыбы в прудах туда-сюда плавают. Да вот беда, руководить надобно. Созвали народ, который поблизости ошивался, и приказали навести должный порядок, чтобы все, как у людей было. Летаешь ползать научись и плавать. Ползаешь летатьP не забудь. Плаваешь ползи; поползал полетай немного. Дали год сроку на перестройку эту. А как вернулись с проверкой, так и ахнули одни утки кругом. Немного летают, чуть-чуть ползут, и плавать плавают, но и какают все и помногу.
Ну вот, совсем другое дело!
А чтобы народ по орлам да рыбам не тосковал, заставили они его за утками подбирать. Вот он, народ, с тех пор этим делом и занимается.
Быть как?
Быть! Но без «как»!

6.05.2005
Меня с детства поражает мужество светлячков: светить страшно затопчут, уютнее жить при тусклом свете звезд с пуговиц мундиров, на них золотом прописаны готовые ответы. Надраивать их всеми частями тела наша бюджетная повседневность. Россия к свету слова никогда не была готова. Светлые слова у нас обычно заканчиваются пожаром.
Мне было предложено с высоты взглянуть на образование и ответить, каким оно должно быть в регионе, в России. Я отшутился. За забором школы я вообще мало что понимаю. Мне хватает заботы в «круге первом». У каждого человека свой раствор циркуля мой забор, в остальных кругах я в лучшем случае гость. Многие беды у нас от того, что со своим кругом справиться не в силах, вот с советами и лезут. Не в круги свои. У меня есть круг это моя школа!

7.05.2005
По воскресеньям работаю с четвероклассниками, поступающими в пятый класс лицея. Каждый урок начинаем и заканчиваем тем, что кто-то из ребят рассказывает о том, что он не знает. Меня радует, что с каждым уроком радиус незнания неуклонно возрастает у них и у меня тоже.

8.05.2005
Учительство начиналось мучительно. Косноязычие лезло со всех углов овалов не предвиделось. Жили в ту пору так: в одной комнате мать с отцом, в другой сестра с мужем и малым дитем, в третьей мы с женой и годовалой дочкой. Когда квартира затихала, будил жену и тащил в ванную комнату давать уроки математического анализа. Она постоянно засыпала. Ругался, обливал водой из-под крана и проверял, дошло хоть что-то или нет.
Месяца через три на моих уроках началось что-то прорисовываться. К концу первого учебного года понял, что буду учителем математики. Через четыре года мои ученики стали побеждать на областных олимпиадах. Через двадцать один год появилось первое мировое золото. Город заметил школу на третьем золоте. Мне дали заслуженного на пятом. Потом так привыкли, что перестали замечать.

9.05.2005
Во время второго года учительства посчастливилось попасть в Ульяновск. Там проходил какой-то семинар о чем, уже и не помню. Город подавлял музеями и памятниками вождю революции. Они вселяли в меня нестерпимую тоску, хотелось прятаться от них. На одной из тихих улочек случайно набрел на музей Гончарова и провел там несколько уютных вечеров. Кажется, на третий или четвертый день ко мне в номер подселили калмыка. У него были в наличии шахматы, у меня коньяк. Но это не главное, этот парень оказался моим учителем, самым важным во всей педагогической деятельности. Он несколько вечеров подряд доказывал, что все великие воины калмыки: Македонский, Суворов, Наполеон, Брусилов, Жуков. Меня это раздражало, я начинал проигрывать.
Вот вам всем, кто не калмыки, все равно какое мясо есть. Испуганное оно или гордое вам лишь бы жрать. А мы, калмыки, к джейрану так подойдем близко да так скоро выстрелим, что тот и испугаться не успеет. Калмыки смелое мясо едят, в нашу кровь трусость доступа не имеет. Все великие воины от нас начало берут.
Крепко эти слова в голове моей застряли, хотя понимание пришло позже со стихами Коржавина об «усталых знаниях». Пичкать детей мертвыми знаниями преступно. Если в учителе что-то не живет, не растет, не развивается, он обязан молчать. Тишина не вредит, она паузой служит перед рождением нового. Если учитель повышает голос, его следует удалять из класса, если у учителя после урока сухая спина, он чудовище.P
Тот парень из Калмыкии открыл для меня двери к Розанову и Флоренскому. Если честно, он есть мой главный учитель в жизни. Спасибо, я верю тебе, учитель!

10.05.2005
Был ли я когда-нибудь директором школы? Сторожем ее, дворником, техничкой бываю постоянно. А вот директором был? Учителем да, знаю точно,P бываю постоянно. А директором? Дураком да! Директором? Не знаю. Кажется, человеком бываю порой. У меня в кабинете есть диван, даже там на левом боку снятся сны. Про последнюю запись в трудовой книжке снов не бывало. А я кто? Инородность своюPосознаю.

11.05.2005
Почему власть к детям, как к врагам, относится? Учителя не получили зарплату, идут на уроки раздраженные. Все это негативно скажется, в первую очередь, на детях. За неуплату отключили электричество, правда, частично. Платит муниципалитет, а отключают школу. Начинаются сборы по информатике и математике, деньги на питание, как обычно, областное министерство не перечислило. Если позвонить, они назовут сотни оправдательных причин, которыми суп не заправишь и котлет из них не нажаришь. Не понимаю, почему дети для властей - враги. Видимо, власть однопола.
В марте писать о мартовских днях не мог: там через слово бы матюги топорщились. Два месяца прошло, и то успокоиться не могу. Как-то бросилось в глаза, что в городе резко возросло количество парикмахерских. Меня тянет пробежаться по ним и в каждой спросить:
Вы зачем справедливость постригли?

12.05.2005
Вы почему детей бьете?
Я? Никогда!
А указкой?
Указка, она подруженька моя, сестренка младшенькая. Тюк-тюк и готово.
А обувь зачем заставляете их во время уроков снимать?
Интересуюсь, не копыта ли там.
Потом она вкатилаP и мне по лицу и полюбопытствовала:
Неужели женщине ответите?
Не ответил и не отвечу. Она, эта «женщина» типичный продукт государства. Другого на его полках нет.





10 последних статей в разделе «Дневник директора школы»

09.06.2006 Дневник директора школы. Часть 36
01.06.2006 Дневник директора школы. Часть 35
29.05.2006 Дневник директора школы. Часть 34
24.05.2006 Дневник директора школы. Часть 33
22.05.2006 Дневник директора школы. Часть 32
18.05.2006 Дневник директора школы. Часть 31
16.05.2006 Дневник директора школы. Часть 30
12.05.2006 Дневник директора школы. Часть 29
10.05.2006 Дневник директора школы, часть 28
06.05.2006 Дневник директора школы, часть 27

Все статьи раздела «Дневник директора школы» >>