Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой

текст: Олеся Горюк
фото: автора
05.09.2005

Газета «Челябинский рабочий»Несколько лет назад на журналистском семинаре, проходившем в Барнауле, мне подарили красиво оформленный буклет «Отдых и туризм на Алтае». Чудные фотографии оказали на меня магическое действие. Алтай стал сниться. Но как попасть туда? Какой маршрут выбрать? Летом в городском турклубе «Родонит» было несколько объявлений о поиске попутчиков в поход на Алтай. Но, честно говоря, тащить на своей спине тяжеленный рюкзакP и это во время отпускаP не хотелось. Я вспомнила рассказы своих знакомых о конных походах по Алтаю, Кавказу, Саянам. Целый день в седлеP где еще испытаешь такое? Кроме того, у меня было огромное желание научиться ездить на лошади.

Первое, что я сделала, набрала в Яндексе ключевые слова «конный, поход, Алтай». Всезнающий Интернет выдал несколько ссылок. Небольшое количество сетевых ресурсов говорило о том, что конный туризм в нашей стране пока не очень распространен. Была, однако, московская турфирма, предлагавшая конные походы по всему мируP от Норвегии до Новой Зеландии. Что касается Алтая, стоимость 10-дневных конных туров варьировалась от 15 до 25 тысяч рублей. После долгих блужданий по сети мне удалось найти организацию, предлагавшую конный поход за 6,5 тысячи рублей, не считая дороги. Офис компании находился в Екатеринбурге. Мы условились встретиться на автовокзале. Симпатичные парень и девушка ожидали меня в машине. Мне вручили путевку, слабо напоминавшую юридический документ. Тем не менее интуиция подсказывала, что все будет в порядке. Меня мучил только один вопрос: смогу ли я проехать 10 дней на лошади? На всех без исключения сайтах, предлагавших конные туры, говорилось, что специальная подготовка не требуется. 90 процентов людей якобы впервые садились на лошадь и не испытывали при этом никаких трудностей.

Все-таки я сходила пару раз в один из челябинских конно-спортивных клубов. И не пожалела. Инструктор Лена показала, как правильно сидеть на лошади, как держать ногу в стремени, научила управлять этим непростым, как оказалось, существом. Все это было очень кстати, потому что на Алтае никто меня этому не учил. У инструкторов просто нет времени и возможности дать индивидуальную консультацию каждому туристу. Одного парня из нашей группы мучила дикая боль в колене. Этого можно легко избежать, подобрав нужную длину стремени: если его конец находится под мышкой, начало должно быть на уровне первой фаланги пальцев.

К месту нашего конного путешествия пришлось добираться долго и с пересадками. Сначала поездом до Барнаула, затемP до Бийска, оттуда автобусом в поселок Эликманар. В Эликманаре к нам подъехали на своих авто три молодые семейные пары. В приют АкташP отправную точку походаP мы поехали на внедорожнике. Экстремальная езда по каменистым и ухабистым дорогам высокогорьяP основной источник дохода местных жителей в летний сезон. За 3000 рублей группу туристов грузовик довозит до красивейших Каракольских озер и обратно. Нам ничего платить было не нужно, поскольку дорога от конечного населенного пункта до приюта входила в стоимость путевки.

От поселка Каракол, где расположился приют «Акташ», осталось всего 5 6 хозяйств. Когда-то здесь имелась своя сыроварня, знаменитый каракольский сыр возили даже за границу. Потом его производство было свернуто. Поселок, не устоявший перед рыночными реформами, был на грани вымирания. В последние годы туристический бизнес открыл для местных жителей новые горизонты. Несколько коневодческих хозяйств оказались весьма востребованными. Все лето здешние лошадки вдоль и поперек прочесывают ИолгоP один из самых красивых алтайских хребтов. Прокатили одну группу, день отдохнулиP и вот уже нужно везти других отдыхающих. Алтайские лошади круглый год живут на открытом воздухе. С наступлением холодов они покрываются густой шерстью. Зимой кони щиплют травку из-под снега.

Верхом по вершинам

Организаторы нашего похода, Динара, Павел и Роман, год назад сами были туристами. Прокатившись по алтайским горам, ребята решили организовать свое дело. Купили в Караколе участок земли, построили там приют и даже установили компьютер (в поселок проведено электричество). Коней взяли напрокат у каракольских конезаводчиков.
Было забавно, что большинство участников нашей группы узнали о конных походах через Интернет. Все они были завсегдатаями екатеринбургского форума развлечений www .e 1.ru . Динара вышла туда с предложением экзотического вида летнего отдыха и буквально за неделю сумела набрать из виртуального сообщества три группы. В нашей группе было всего двое человек, целенаправленно искавших информацию о конных походах,P я и Наташа из Москвы.

После ужина и жарко натопленной бани нас стали знакомить с правилами безопасности в конных походах, введших меня в состояние легкого шока. Общий смысл правил заключался в том, что лошади, по большому счету, глубоко наплевать на всадника. Она может невзначай наступить ему на ногу. Может сильно лягнуть, если подойти к ней сзади. Идя по узкой тропинке, животное зажимает ногу седока между собой и деревом. В этом случае рекомендовалось оттолкнуться от дерева рукой, создав некое подобие рычага. Рядовым случаем считалось, если лошадь упадет и начнет валяться по земле вместе с незадачливым туристом. Дрожащей рукой я поставила под словами «с правилами безопасности ознакомлен» свою подпись.

На следующее утро нас стали учить, как седлать коня. Алтайское седло отличается от обычного дополнительной системой фиксации. Помимо подпруг в нем имеются потфея и нагрудник. ПотфеяP кожаная петля, которую нужно продеть под хвост лошади. Это обеспечивает седлу устойчивость при горных спусках. Нагрудник предохраняет всадника от падения при подъемах. Мы, 14 человек, по очереди заседлали и расседлали 19-летнего конягу по кличке Аякс. Было видно, что животное обладает мудростью, присущей зрелому возрасту, и поистине олимпийским спокойствием. Аякс не обращал на наши неумелые попытки ни малейшего внимания.

PЧто-то ты неуверенно держишься в седле,P заметил мне инструктор Роман, когда мы начали ездить вокруг базы. Его решение нетрудно было предугадать: во избежание несчастного случая Роман выдал мне Аякса.

До сих пор я с благодарностью вспоминаю деревенского мальчика, посоветовавшего взять для коня чумбурP длинную толстую веревку. Аякса, самого старшего в лошадиной компании, приходилось постоянно подстегивать. С неделю после похода я ощущала легкую боль в предплечье.

И все же у «пенсионера», как прозвали старого конягу, было больше достоинств, чем недостатков. Привыкнув ко мне, он ехал не так уж и плохо. При седловке ни разу не наступил мне на ногу, ни разу не лягнул, хотя я, нарушая правила безопасности, постоянно подходила к привязанному коню сзади.

Наш маршрут пролегал по отрогам хребта Иолго.

PКакой-то странный Алтай,P заметил один мой челябинский знакомый, бросив первый взгляд на фотографии.P Не горный, а степной.

Вскоре он отказался от своих слов, увидев горные пейзажи. Действительно, места, где мы побывали, отличаются удивительным разнообразием климатических зон. В низовьях гор природа очень похожа на нашуP здесь растут ели, сосны, березы. Выше господствует кедр. Помню, в национальном парке Зюраткуль я прихватила с собой еловую веточку, поросшую мхом, и сохранила как реликвию. На Алтае климат гораздо более влажный, чем на Урале, и здесь можно понять, что значит «мшистые кедры». Длинный мох свисает с ветвей, словно русалочьи волосы. Очень много кустов жимолости. В августе она как раз поспела, и мы каждый вечер баловали себя жимолостным вареньем.

Верхом по вершинам

Иолго дает возможность одномоментно почувствовать горную высоту и степной простор. На плоскогорье расположились луга с красивейшими травами и цветами. Чуть выше перед глазами возникают ожившие рериховские горные пейзажи. В межгорьяхP россыпи небольших озер с чистейшей водой, стекающей со снежников. Островки снега можно увидеть высоко в горах даже в августе. На каждом шагу встречаются небольшие речки и ручейки. Только здесь мне несколько раз удалось увидеть радугу с полным цветовым спектромP от красного до фиолетового. А какие здесь закаты! Небо просто пылает багрянцем, а облака причудливых форм можно, кажется, потрогать руками.

Не нужно быть экстрасенсом, чтобы ощутить, насколько мощной энергетикой обладают эти места, по уверениям местных жителей равноудаленные от трех океанов. Не хочу никого обидеть, но мне кажется, что люди, во множестве являющиеся на Аркаим и совершающие там магические ритуалы, попросту не были на Алтае. Конечно, колдунов хватает и здесь. На одной из стоянок мы встретили лагерь представителей какого-то нетрадиционного направления. Днем эти люди медитировали, издавая нечеловеческие звуки, а вечером вставали в круг и ударяли в бубен. Нас предупреждали, что мы наверняка встретим на своем пути декоративных шаманов. Настоящие тоже есть, но они, конечно, не видны.

Живут на Алтае люди, спасшиеся в диких местах от уголовного преследования. Один из них, отец Василий, построил часовенку и живет в ней круглый год. Питается тем, что подстрелит, летом водит по горам группы туристов.

Наш день обычно строился так. С утра конюх пригонял лошадок, всю ночь вольно пасшихся на алтайских лугах. Задачей туриста было найти своего коня, накинуть на него веревку, заседлать и навьючить на него арчимакиP тяжелые сумки с вещами. Я подходила к Аяксу, пряча веревку за спиной, давала кусочек хлеба, после чего он покорно плелся к дереву. Конные переходы длились часов 5_6. За это время лошади преодолевали несколько крутых подъемов и спусков. Шли по камням, изредка спотыкаясь. Один раз конь упал подо мной, и я еле сдержала крик ужаса, как того требовали правила безопасности. Аякс тут же встал и пошел дальше.

Слабо себе представляю, как бы мы прошли весь маршрут (около 300 километров) с рюкзаками на спине. Вряд ли в этом случае природа бы так радовала нас своей красотой. Мне кажется, конный туризм с каждым годом будет все более популярным. Ведь это единственный способ увидеть девственно чистые уголки нашей планеты, не прилагая особых физических усилий. Попробовав один раз, с нетерпением ждешь следующего лета. По ночам снятся кони. На память об Алтае я привезла с собой фотографии, народный инструмент камуз и банку жимолостного варенья.

Остальные материалы газеты «Челябинский рабочий» читайте на сайте www.chelrabochy.ru

10 последних статей в разделе Дальние страны

18.12.2007 Мы везем с собой кота?
20.11.2007 Новый год с чемоданом
12.07.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть четвертая
02.07.2007 Как «пролететь» с правом на отдых
28.06.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть третья
21.06.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть вторая
20.06.2007 Рай для воришек
19.06.2007 Галоп «а-ля рюсc»