Челябинский сайт Aloepole.ru - новости, афиша, конкурсы, прогнозы, погода, бизнес, фото, челябинские форумы, курс валют, политика, знакомства, бесплатные билеты, отправка sms, смс, гороскоп, компьютерные игры, картинки, компании, фирмы.

в центре Челябинска

Добавить в избранное | Сделать стартовой
Барселона в мае (Окончание)

Барселона в мае (Окончание)

текст: Siamo
фото: автора
26.06.2006

Гран-при Испании на треке Каталонии в Монтмело, недалеко от Барселоны, 14 мая 2006 года

На гонку Формулы 1 мы специально не собирались, как это ни странно. Смотрим и болеем давно, но проверить календарь этапов в голову пришло лишь спустя пару дней после приобретения путёвки в Испанию. Это было необыкновенное везениеP мы прилетаем в страну 13 мая, а гонка состоится 14. Выбранный нами город оказался совсем рядом с Барселоной, а ведь Испания большая, если бы одним из мест выпал Мадрид, то пришлось бы совершить вояж за 450 км в одну сторону С билетами тоже повезло в последний момент, забронировать их было нелегко. Банк долго делал пластиковую карточку, поэтому заказать через Интернет не получалось. Мест оставалось всё меньше, только самые дешёвые «на травке» и очень дорогие («травка»P это так называемая pelouse или general admission, то есть просто проход в свободную зону, где каждый сам находит себе место стоя или сидя на земле).

Фанаты Формулы 1 в электричке

Пытались купить через российские фирмы, которые этим занимаются, чтобы оплатить налом или банковским переводом, но это просто какое-то ватокатание. Сначала оказывается, что реальные цены отличаются от указанных на сайте на 30-50 евро за билет. Потом начинается волокита с информацией о платеже, реквизиты и договор не высылают, не перезваниваютP вам надо, вы и звоните. И так в трёх местах. Еле дождались карточку и заказали через голландский сайт. Здесь тоже были мелкие накладки, но внимание и сервис уже на порядок выше. Цены один в один как на сайте (167 евро за один билет), никаких 2% к курсу Центробанка, налогов и прочих российских сюрпризов. Кстати, самый дорогой билет на гонку в Интернете видели за 2 941 евро, в среднем цены были по 300-400. В F1tickets быстро подтвердили заказ, взяли плату за доставку в отель (в Россию не успели бы прислать), но потом попросили забрать билеты уже на самом треке перед гонкой. Пообещали деньги за доставку вернуть (17 евро), молчали пару недель, а потом почему-то вернули 25, мы и не отказались :) С подтверждением заказа прислали карту трека и места выдачи билетов, дали все телефоны, попросили по приезде позвонить и назначить встречу на конкретное время. Мы всё думали, как им при получении билетов себя идентифицировать, решили на всякий случай распечатать их письмо с данными по заказу. Поехали, скрестив пальцы,P просто не верилось, что всё получится.

В день приезда сразу позвонили, назначили встречу. Оказалось, что ждать нас будут не бесконечно, а только до 12 часов следующего дня, так что пришлось пропускать завтрак и ехать на ранней электричке. Это пришлось очень кстати, так как на дорогу потратилось гораздо больше времени, чем мы планировали. Испанцы живут расслабленно, ну опаздывает поезд на 15-20 минут, подумаешь Ну отправляется невовремя, подождут.

Толпа                         идёт от вокзала к треку

Саму атмосферу гонки мы почувствовали ещё рано утром на вокзале в Салоу. Приличная толпа в фанатских футболках и кепках ждала ту же электричку. Мы местами даже шли за некоторыми группами, чтобы узнать нужное направление. Обычно одна кучка людей была в одних цветах, то есть болела за одну команду, но были и исключения. В нашем городке фанаты были разные, в электричке тоже всяких видели, а вот когда приехали в Барселону и увидели действительно большую толпу, то сразу стало ясно, в какой стране мы находимсяP голубой цвет Рено подавлял всё остальное. Сама-то команда Рено, конечно же, французская, а вот её первый гонщик, прошлогодний чемпион мира и лидер текущего сезона Фернандо АлонсоP испанец. Наверное, испанцы болели бы за него и в любой другой команде. Интересно, знают ли они вообще имя второго гонщика Рено? У многих футболки и кепки были не командные, а именные, «Fernando Alonso», тоже голубого цвета. Были целые семьи с детьми одетые в «Алонсо», многие фанаты тащили флаги Рено и полотенца с изображениями болидов. Надо отдать должное Феррари, их болельщиков была где-то одна пятая. То есть получалось такое голубое поле в красный горошек. Другие команды были представлены очень малочисленно, тем приятнее было увидеть знакомое имя или расцветку среди этого буйства голубого с красным. А мы сами были в нейтральном, без опознавательных знаков. Уже после гонки купили кепочку с Монтойей. Если бы выиграл кто-то кроме Алонсо, находиться среди толпы с фирменной символикой победителя было бы небезопасно Когда тремя днями позже «Барселона» выиграла у «Арсенала», буйная молодёжь устроила погромы в Барселоне (видимо, от радости,P представляем, что было бы если бы FCB проиграл), у нас в Салоу народ вёл себя мирно, но шумно, гоняли по улицам на машинах, сигналили, пускали фейерверки, пели песни и речёвки.

Торговая                        палатка  Рено доминирует

Мы не сообразили, что можно было купить транзитные билеты до Монтмело сразу в Салоу, поэтому сначала доехали до Барселоны, а потом разбирались, как доехать до Монтмело. В инструкциях поезд до Монтмело назывался метро, но испанцы говорили, что это не метро. У них пригородные и междугородние поезда-электрички и само метро мало чем отличаются, их легко перепутать. Все отходит с одних и тех же вокзалов, только с разных путей и до разных станций. Пригородные поезда и электрички, как и метро, бОльшую часть пути по городу проходят под землёй. Купили 2 билета до Монтмело и спросили, от какого пути отходит поезд, этой информации хватило, чтобы доехать до места. Поезд ехал медленно, мы уже начинали нервничать, время подходило к 12. В Монтмело пришлось идти пешком минут 20-30, трек довольно далеко от населённого пункта.

В киосках вдоль дороги до трека в Монтмело и рядом с самим стадионом тоже продавались в основном только сувениры Рено и Феррари, были ещё BMW Sauber, Toyota, McLaren Mercedes, RedBull, но очень мало. Остальных вообще не было видно. Похоже, что кроме команд-чемпионов бывших и настоящих больше никого особо и не знают. Один мужик на улице продавал картины с болидамиP оригинально. Шествие по улицам было похоже на парадP все в своих цветах шли дружно рядом. Полиция подготовилась, перекрыла движение, на переходах стояли регулировщики и переводили поток фанатов через дорогу. Народу было столько, что нам даже не пришлось спрашивать дорогу или сверяться по карте, и так было ясно, куда ползёт вся эта красно-голубая змея. На вокзале и по всему пути к треку на стенах и столбах висели объявления о продаже билетов на трибуны и номер сотового телефонаP перекупщики есть везде. До 31 декабря 2005 года цены были невысокие, можно было здорово сэкономить, если знать заранее дату своей поездки. Заработать тоже можно неплохо, перед гонкой билеты постоянно дорожали. Некоторые агентства за неделю до гонки нас уверяли, что билетов уже нигде нет, даже в самой Барселоне, но они были неправы. Если сильно хотеть и активно искать, всё обязательно получится.

Болиды                       в акварел

В итоге билеты мы забрали за полчаса до закрытия аккредитационного центра. Утешало лишь то, что у них ещё оставались конверты, значит, не мы оказались последними. Правильные-то люди заранее взяли билеты и с четверга могли торчать на гонке, т.к. билеты на пятницу-воскресенье, а в четверг бесплатный вход. А мы в последний момент примчались. Но нам всё равно поулыбались, вообще не спросили никакого подтверждения личности, только имя (вот так в следующий раз узнаёшь у соседа, когда и где он должен получить билеты, идёшь и получаешь за него), подарили 2 пластиковых пакетика с шнурками на шею, чтобы носить билеты, и затычки для ушей. Показали дорогу, сказали, что на пелузе уже всё занято, надо бы нам поторопиться.

На стадионе действительно в районе 12 часов народу было уже очень много. Трибуны пустовали, а вот на «травке» сложно было найти пару квадратных метров, чтобы приземлить попу. Хитрые испанцы и не думали тратиться на трибуны, там билеты доходили до нескольких тысяч евро, а дружно скупили самые дешёвые. Многие не были фанатами этого вида спорта, а просто решили провести выходные с семьёй на свежем воздухе. Они сидели не на пологих склонах, на которых хорошо видно трассу, а подальше, в тени, на ровной поверхности. Разложили на земле полотенца, еду, устроили пикник. Некоторые даже приволокли с собой складные стулья. Фанаты рвались выбить себе место поближе, а эти просто наслаждались едой и природой, занимались с детьми. У них бы получились идеальные выходные, если бы не огромные очереди в туалеты спустя пару часов, когда из-за жары все напились пива и воды. Кстати, спиртное распивать совсем не запрещалось, не то, что в России на массовых мероприятиях. Местные ещё в электричке везли с собой странные контейнеры, которые потом оказались переносными холодильниками, где у них были обложенные льдом напитки.

Авиашоу                      перед гонкой

В тени места было достаточно, народ там располагался вольготно, а вот на склонах, куда мы хотели пробиться, найти место было очень проблематично. Болельщики плотно сидели на земле, подстелив под себя полотенца. Кое-где оставались проходы, но чаще народ пробирался вперёд почти по головам сидящих, наступая им грязной обувью на полотенца. Кстати, «травка» выглядела травкой только на дальних ровных участках, а на первых рядах вся растительность уже была вытоптана, и оставалась только голая пыльная коричневатая земля. Мы понадеялись на травку и подстилки с собой не взяли, пришлось разодрать коробки из-под отельного пикника и сесть на них. Некоторые непредусмотрительные иностранцы сидели просто так на земле.

На пелузе реношников было ещё больше, чем на улицах. На фото видно, что кругом только голубой цвет. Испанцы вели себя шумно, громко разговаривали, выстукивали национальные ритмы (какие они всё-таки музыкальные, мелодии были непростые), постепенно начинали распевать речёвки типа «Schumacher cabron, Alonso campeon».

Презентация                     команд перед гонкой

Мы взяли с собой радио, так как в Интернете прочитали, что по одной из станций будет идти прямая трансляция с гонки. Думали, если не будет понятно, так хоть послушаем. До гонки из динамиков вещал какой-то обозреватель, наверное, по радио шло то же самое. Мы сначала слушали его, но когда включили моторы, затея с каким-либо радио сразу показалась безумной. Беруши от f1tickets.com очень пригодились, но все равно ушам было очень больно от таких оглушительных звуков. Пока болиды едут далеко, ещё можно друг другу прямо в ухо что-то прокричать и быть услышанным, а в момент проезда машины перед трибуной все остальные звуки просто исчезают. К концу гонки болиды едут не группой, а по одному и часто проносятся мимо, периодов затишья почти нет, от этого голова начинает гудеть. Мощные звери, конечно, ничего не скажешь. Даже звуком заявляют о себе сильнее всех.

Нам удалось забить место прямо напротив экрана, на нём шли те же кадры и техническая информация, что и всегда по телевизору, так что мы были в курсе. Хотя Попова всё же не хватало :) Сидя в одном месте на трассе сложно понять, что происходит. В начале, на прогревочном круге и на первых кругах после старта, когда голова ещё не догоняет хвост, узнаёшь всех. Дальше народ идёт на пит-стопы, обгоняет круговых, перепутывается и становится трудно разглядеть, кто есть кто. Шлемы вообще не видно, а отличить верхушку красную от чёрной при такой скорости сложновато.

Реношки                    и дуделки болельщиков

Сначала мы сели на одном повороте, но вовремя додумались пересесть, там бы вообще не смогли ничего увидеть (это следующее искривление после поворота Seat, на карте оно пологое, но в реальности обзор там плохой). Второе место было получше, болиды помедленнее выезжали из поворота перед нами, немного разгонялись в крутую горку и снова заходили в поворот, так что обзор был получше (это место примерно посередине прямой перед поворотом Campsa, рядом с трибунами).

Проезжают машины быстро, много не рассмотришь, только успеваешь головой вертеть. Самым нереальным казались обгоны в конце прямой на повороте, в это действительно сложно было поверить. Сначала на бешеной скорости круговой подъезжает к повороту, а обгоняющий при этом мгновенно обходит его по внешней траектории. Это происходит так быстро, что не успеваешь даже понять, как они это делают. За пару секунд рассчитывают траекторию и умудряются не задеть друг друга. Это кажется таким отрепетированным и машинальным, что только разумом понимаешь, что они заранее не могли договориться, они действительно при этом думают, выбирают линию движения, успевают принять решение и повернуть руль с нужным усилием.

Неутомимые испанцы при каждом проезде Алонсо оживлялись, начинали гудеть, махать, свистеть и кричать, довольно часто даже вставали, но не каждый раз. Когда он ехал на заправку, все в волнении вставали и следили, каким он окажется на трассе после боксов. Когда он выезжал перед Шумахером, все громко восторгались, показывали в экран факи Шумахеру и облегчённо усаживались назад. Ближе к концу гонки они совсем разошлись, когда Алонсо выиграл, ликование стояло неописуемое. Они просто не замолкали. Пели хором гимн, бурно реагировали на вручение приза Фернандо, да и вообще на каждое его появление на телевизоре, когда машины уже перестали ездить. На круге почёта перед гонщиками по трибуне шла волна восторга, опережая пелетон. Победителя приветствовали стоя, не жалея ни дуделок, ни голоса. А дуделки продавались перед гонкой недёшево. Когда на них нажимают, из баллончиков выходит какой-то газ, воздух при этом дрожит, как от разогретого асфальта. Звук получается оглушающий, с такими только и ходить на гонки Формулы 1, хотя в болидах и этого не слышно, наверное. Перед нами один постоянно дудел в такую штуку, на одном из видео это можно посмотреть. Но это была ещё не самая громкая штука, а вот сзади нас пару раз так крякнули, что мы чуть не оглохли.

Тойота                   едет на стартовую решётку

Гонка закончилась довольно быстро, сразу после подиума народ стал расходиться. Давки и толкучки не было, все корректно пропускали друг друга. Неожиданно открыли проход внизу нашей пелузы и всех пустили на другую сторону к выходу прямо через гоночную трассу! Мы не упустили возможность пройти по этому боевому асфальту и сфотографироваться, желающих сделать то же самое было немало. Всю дорогу до вокзала испанцы пели и кричали про победу Алонсо. Один горластый запевает: «Alooooooo-nsooo», вся толпа подхватывает и повторяет это много раз, пока не надоест. По пути с автодрома толпа шла вдоль шоссе, по которому проезжали машины с флагами, они сигналили идущим и даже пытались продудеть «СпартакP чемпион». На середине пешеходного пути стояли предприимчивые испанцы и продавали напитки, хитро приговаривая «El camino es largo» (дорога ещё долгая). Народ действительно замучался на жаре, многие сильно обгорели на солнце без головных уборов, так что продукция пользовалась спросом. Отливали тут же, сбоку тротуара, особо не стесняясь :)

Неприятный сюрприз ожидал нас на вокзале. В этот день мы собирались ехать до Барселоны не на электричке, поэтому купили билеты только в одну сторону. Но по независящим от нас причинам планы поменялись, пришлось снова топать на вокзал. Оказалось, не мы одни такие (с гонки возвращалось 132 тысячи человек!). Там просто нельзя было пробраться к кассам. Все проходы и подступы были окружены толпой людей. На перрон пропускали только по билетам, так что идея сесть зайцами не прокатила. Самые хитрые пытались отойти подальше от вокзала и спрыгнуть на пути с заборчика, но там уже расхаживала не менее хитрая seguridad и зорко следила за порядком. Счастливчики с обратными билетами спокойно проходили к путям и довольно быстро уезжали в Барселону. А нам пришлось стоять большую очередь к кассам. Тут уже все толкались и пробивались, как могли, устали и хотелось поскорее домой. Но испанцы молодцы, пустили дополнительные электрички, причём двухэтажные, так что ждали мы потом не сильно долго. В вагоне в последний раз окунулись в эту волнующую гоночную атмосферу, когда куда ни гляньP везде «свои».

Испанцы                  приветствуют Алонсо

Несмотря на победу Алонсо от гонки остались положительные впечатления, попасть туда живьём после многих лет просмотра по телевизоруP незабываемо. У нас в России из знакомых мало кто смотрит и болеет, а здесь попадаешь в толпу единомышленников, которым живо интересно всё происходящее. Конечно, лучше было бы поехать в страну, где население болеет за твоего любимого гонщика или команду, а ещё лучше было бы присутствовать при их победе, но много счастья сразу не бывает. Монтойя, зараза, в кои-то веки не справился с управлением и вылетел с трассы в самом начале гонки. Спустя 2 недели занял в Монте Карло 2 место, лучше бы в Испании постарался лучше, страна предков, в конце концов. МакЛарен и Тойота в целом выглядели не блестяще, так что оставалось только радоваться за испанцев, что их кумир справился с грозным Шумахером и доставил им удовольствие, выиграв в родной стране.

Люди

Испанцы в чём-то похожи на русских, сильно отличаются от жителей других европейских стран. Они не особо чистоплотны, не особо вежливы и улыбчивы, не особо трудолюбивы, временами эмоциональны и даже агрессивны. Если вас толкнули и извинилисьP значит, скорее всего, это иностранные туристы. Те будут извиняться, даже если это вы их толкнули. С другой стороны, если вы встали посреди улицы с фотоаппаратом, все будут стараться переждать или обойти, чтобы не испортить вам кадр. Нам тоже пришлось учиться так делать, ведь мы привыкли, что это фотограф должен ждать, когда сцена расчистится.

Ещё испанцы очень ленивы. Одна их сиеста чего стоитP с 13 до 17 всё вымирает и практически ничего не работает. В туристической зоне это не сильно заметно, а вот стоит уехать в городок не на побережье в такой мёртвый часP не найдёте ни одного открытого кафе или магазина. В мае ещё не так жарко, чтобы прямо невозможно было работать, но они всё равно по привычке закрываются и расслабляются.

Живые                 скульптуры на La Rambla

В первый же день пришлось столкнуться с бесцеремонными испанцами и поговорить с ними на их языкеP к нам в номер ворвалась горничная (стукнула один раз для приличия и открыла дверь своим ключом), и начала громко рассказывать историю оставления своей юбки в нашем номере. Увидев спящего, слегка убавила громкость. Юбки в нашем номере не было, но она продолжала её описывать и убеждать, что оставила её именно здесь. На предложение посмотреть самой, раз она так уверена, сделала большие глаза и быстро ретировалась. Потом в коридоре ещё долго было слышно, как она пересказывала эту же историю в следующей комнате, убеждая, что оставила её «точно в этом номере». Не знаем, нашла ли она пропажу, но весь этаж достала точно. И что ей вздумалось переодеваться в номере, а не в служебном помещении

Испанцы очень экономные. На гонке в Монтмело на трибунах сидели в основном иностранцы (судя по тому, что они были в основном одеты в цвета Феррари). Испанцы же (одетые в цвета Рено) почти все находились на траве, где самые дешёвые билеты. Дорогие машины на улицах тоже можно встретить очень редко. А те, что ездят,P это либо малолитражки, либо дизелиP то есть очень экономичные.

Идём                по трассе!

А ещё они очень говорливые и общительные. Стоит у кого-нибудь спросить дорогу (а объяснять дорогу любят, судя по всему, буквально всеP куда ни зайди и кого ни спроси), и вам с энтузиазмом начнут рассказывать, повторяя одно и то же по нескольку раз, даже если вы уже сказали, что всё поняли. Главное, чтобы рассказчик был один, а то они ещё между собой начнут спорить, такое тоже бывало ;)

Сервис

Сервис очень расслабленныйP в магазинах и кафе клиентов никто не облизывает, разве что пакистанцы или негры. Например, в супермаркете мы были вынуждены ждать, пока не закончится голевой момент в футбольном матче по телевизору, который кассирша сначала досмотрела и только потом сдала сдачу. В кафе про часть заказа забыли, после напоминания даже не подумали извиниться: «а, да, точно, вы заказывали, щас принесу». Пиво в том же кафе официант расплескал по дороге, облив снаружи всю кружку, и прямо так поставил её на стол. В сангрию они обязательно накидают льда, а на просьбу этого не делать реагируют неадекватно: в отеле барменша, не моргнув глазом и не спросив, долила в бокал спрайта (!); а в кафе официант долго ворчал, глядя, как мы вытаскиваем лёд. И даже пытался нам указать, когда уже хватит, иначе, мол, невкусно будет.

Оказалось, что сангрияP это не вид вина, как нам казалось в России. Это способ сервировки: вино + лёд + фрукты в литровом графине. Сангрию могут сделать из любого вина, даже из шампанского. Мы долго просили в одном кафе принести нам просто шампанское (фирменное шампанское КаталонииP кава) попробовать, а официант говорил нам, что у них есть только sangria de cava. Мы не могли понять, что это такоеP сангрия с шампанским? Вперемешку? Он заверял, что просто каву пить некузяво, надо именно sangria de cava. Идти в другое кафе было лень, поэтому решились на эксперимент. Очень удивились, когда он нам принёс литр шампанского в графине со льдом и фруктами. Вот она какая, sangria de cava. Он, конечно, разводила ещё тот. Если была кава (а мы видели, как он наливал её из бутылки в графин), почему бы не принести по бокалу, как мы просили. В другом кафе нам потом без вопросов принесли. А этот уверял, что сангрия из шампанского вкуснееP ещё бы, там же целый литр, а не 2 бокала. Но зато узнали истинный смысл слова сангрия. Сама кава оказалась ничего особенного, вкус как у советского шампанского.

Хитрят они, конечно, часто. В меню есть пол-литра сангрии, а они говорят, что вот нету. Литр есть, а пол-литра ну никак нету. Даже в отеле проделывали этот фокус.

По набережной постоянно ходят негры и предлагают клиентам кафешек солнечные очки. Просто толпы негров. Неужели кому-то ночью может приспичить купить очки из рук негра? Некоторые поумнее таскают сигареты и зажигалки, светящиеся безделушки. Но большинствоP очки.

Рядом с дискотеками стоят зазывалы, раздают флаеры, рекламируют своё заведение.

Скинуть фотографии на диск не проблема, в каждом фото-салоне есть такой комбайн, который принимает почти любые носители и записывает информацию на CD. Для этой цели сгодился бы обыкновенный компьютер, но испанцы почему-то предпочитают поставить этого монстра от Кодака или Фуджи, который выполняет всего одну функцию и даже на DVD не записывает.

Однажды в отеле за ужином к нам подошла официантка и ни с того ни с сего стала показывать свои ногти, на которых она сделала маникюр. Спросила, нравится ли нам, и сколько стоил в России маникюр у нашей соседки по столику. Цена оказалась одинаковой, а вот качество отличалось не в пользу испанских маникюрщиц ;) Ей нарисовали какие-то жалкие цветочки из 5 лепестков на однотонном фоне, а у Оксаны был красивый и сложный рисунок. Мы уж не стали её расстраивать и говорить, что в России за эту цену ещё и ногти на ногах разрисовали точно так же.

Спорт

Что касается футбольных фанатовP это вообще отдельная песня. Во-первых, это почти 100% населения страны. Во-вторых, планируя поездку в Испанию, нужно удостовериться, что на это время не запланированы матчи Реала, Барселоны или сборной Испании. Иначе погромов не избежатьP особенно в случае проигрыша. С тех пор как испанец Алонсо стал успешно выступать в Формуле 1, в Испании про него знает каждая собака. Только один раз у нас негр спросил, кто это такой. Но негры, видимо, там работают, а не живут. Настоящие испанцы знают всё про своих героев. «Барселона»P это не футбольный клуб, а целая религия.

Прогревочный               круг

На время нашего пребывания в стране выпал матч «Барселона»P «Арсенал», и мы всерьёз опасались надолго задерживаться в Барселоне. Все официанты в отеле болели за «Барселону», что мешало им разносить заказы иностранцам, сидящим перед телевизорами. В нашем отеле большинство иностранцев были англичане, французы и русские. Англичане болели за «Арсенал». Его первый гол испортил настроение испанцам, но когда «Барселона» в ответ забила 2 мяча, это слышно было даже у моря. Народ кричал, свистел, пускал фейерверки, сигналил. Когда матч закончился, началось шумное катание на машинах по всему городу, которое продолжалось далеко за полночь. Официанты танцевали на подносах на полу ;) Предусмотрительная полиция пригнала 3 патрульные машины к английскому пабу ещё во время матчаP на всякий случай. На следующий день в новостях показывали погромы в Барселоне, сожжённые машины, разбитые витрины и рекламные щиты. И это ещё «Барселона» выиграла. Что же там творится, если она проигрывает?

Чистота и порядок

Испанию сложно назвать чистой страной. Окурки там кидают прямо на тротуар. Да и не только окурки. Чисто там не где не мусорят (потому что мусорят везде), а именно где убирают. Убирают, тем не менее, много. Владельцы придорожных торговых палаток весь мусор со своей территории сметают прямо на дорогу каждое утро. По дороге же ездит подметалка-пылесос (у нас в городе сейчас тоже такие появились) и весь этот мусор собирает вместе с пылью. Днём на улицах относительно чисто, а вот поздно вечером или рано утром до уборки мусора хватает. Песок на пляжах (которые все являются муниципальными) ежедневно просеивают и сканируют металлоискателями, а прибрежное дно ежедневно осматривают водолазы.

В целом же, по возвращении из этой страны «культурного шока» не испытываешь. Можно предположить, что для России реальная перспектива стать такой страной по уровню культуры и уровню жизни лет через 10.

Живые              скульптуры на La Rambla Живые скульптуры на La Rambla

Транспорт

Пробок в Испании (по крайней мере, там, где мы побывали) нет. Даже в Барселоне, которая будет размером с Челябинск или Екатеринбург, где в пробках можно проводить время часами. Несмотря на, в основном, узкие улочки. А всё потому, что большинство людей ездят на скутерах, мотоциклах или велосипедах. Соответственно, автомобилей сравнительно немного. Возможно, этому способствуют дорожные налоги. Хотя место для парковки найти, конечно, сложно. По этой же причине машины припаркованы очень плотно, и у всех машин (в том числе и очень дорогих) обязательно поцарапаны или треснуты бамперы, потому что они ими постоянно толкаются. Зато и паркуются очень искусно. В Камбрилсе на наших глазах мужик запарковал джип вдоль бордюра с первого раза в промежуток между машинами, который был всего на метр больше, чем длина этого джипа.

Отсутствию пробок также способствуют частые нерегулируемые перекрёстки с круговым движением с главной дорогой на круге, которые значительно эффективнее светофоров. Знаки главной дороги стоят редко, подразумевается, что если не видно знаков «Уступи дорогу», которые в нужных местах обязательно есть, то у тебя автоматически главная. Многие светофоры вместо зелёного мигают жёлтым, поначалу это удивляет.

Испанский            милиционер

Основные дороги платные, прямо посередине стоят шлагбаумы с кассами. Но мы не стали связываться, когда брали машину, и ездили по муниципальным бесплатным трассам. Они ничем не хуже, хоть нам и рассказывали в прокате, что там ужасно, куча грузовиков, безумный трафик и т.д., только в большинстве своём однорядные. Поездили бы они в Татарстане и Башкирии ;)

Самое яркое впечатление от езды по Испании на своей машинеP горные серпантины. Сумасшедшие повороты, подъёмы и спуски, как на Кавказе, но ещё выше. Максимум забирались на высоту 1 800 км. Слева гора, справа обрыв, где далеко внизу видны малюсенькие домики. Абсолютно не видно, что за поворотом, в любой момент может вылететь встречный автомобиль. Местные, как и у нас на юге, ездят очень быстро, привыкли. Для них стоят ограничения скорости, а нам даже эти ограничения кажутся слишком рискованными. 60 км/ч перед поворотом на 90 градусов, за которым обрыв,P нам для такого поворота и 40 км/ч казалось достаточно.

Площадь           Испании

Однажды мы читали чей-то отзыв (вроде какого-то американца) о том, что испанцыP сумасшедшие водители. Так вотP ничего подобного. Ездят в Испании практически все медленно и аккуратно. Никто не выпендривается и не гоняет по улицам. За время нашей поездки в Андорру нас ни разу не подрезали и не сделали ничего, что заставило бы резко менять траекторию или тормозить. Пешеходов пропускают вообще всегда, даже если те идут на красный свет. Если машина легко проедет по пешеходному переходу до того, как помешает пешеходам, она всё равно остановится и подождёт. У нас же все будут стараться проскочить перед тобой. Трудно поверить, что это у них от природной вежливости. Скорее, они приучены жёсткими правилами и наказаниями.

Между собой, тем не менее, водители не церемонятсяP вовсю сигналят замешкавшимся или не решающимся сделать рискованный манёвр ради того, чтобы освободить дорогу другой машине. Причём толпа машин, скопившаяся за таким нерешительным водителем, может сигналить, не умолкая, пока тот, наконец, не освободит дорогу. Так же выясняют отношения между собой, если кто-то кого-то подрезал, например. На наших глазах в Барселоне один водитель другого обматерил за то, что тот его не пропустил, а второй в ответ на это выскочил из своей машины, подбежал к крикуну и двинул ему в мордуP завязалась драка, прекратившаяся только потому, что весь поток начал им сигналить, чтобы убрались с дороги. Нам ни разу не сигналили. Возможно, они видят по номерам, что машина из проката, и прощают иностранцев. А своим спуску не дают.

Площадь          Испании

Автобусы водят с ювелирной точностью, они часто огромные, а улочки узкие, с крутыми поворотами и резкими спусками. Поворачивать автобусам часто приходится, заезжая на встречную полосу. До соседних машин остаётся минимальный запас, но водители-асы всегда умудряются вписываться.

Электрички комфортные, чистые, с цивильными туалетами с мылом, умывальником и сушилкой. Проверка билетовP раз за поездку, у нас проверяли всегда, поэтому зайцем проехать сложно. При посадке не проверяют, только в пути. Контролёры не ругаются, при нас у местной бабки билет был недействителен, проверяющий ей спокойно сказал, что он имеет право её оштрафовать или ссадить с поезда, но просто взял с неё стоимость билета. Поезда часто отправляются вовремя, но иногда опаздывают.

Искусство

В основном это модернизм, экспрессионизм, и т.д. В Испании много музеев Дали и Пикассо. Почти все знаковые сооружения в Барселоне (в первую очередь, конечно, Sagrada Familia) построены Антонио Гауди, либо по его проектам. Их действительно стоит посмотреть, потому что это не похоже ни на что. Ещё в Барселоне в каждом сквере, парке, на каждой площади установлены всякие замысловатые сооружения, которые даже скульптурами назвать сложно, скорее, инсталляциями,P нагромождения труб, перевёрнутые лестницы одна на другой, пластины с «сырными» дырками, огромный (но не целый) каркас рыбы и т.д. Некоторые из них довольно внушительны. Глаз, тем не менее, радует, особенно если вы в искусстве не разбираетесь ;)

Инсталяция

Экономия

Мы читали один отзыв об отдыхе в Испании мужика, который писал, что они с женой умудрялись ежедневно оставлять за один поход в ресторан 150-200 евро. Конечно, тем, кто может себе это позволить, экономить незачем ;)

С колокольни же обычного человека ИспанияP довольно дорогая страна. Конечно, если проводить время на пляже, оформив путёвку «всё включено» (это редкий случай, в Испании очень мало отелей предоставляют такой вид питания) или, хотя бы, «полный пансион», можно вообще не потратить ни копейки. Однако, ехать в Испанию для пляжного отдыха совершенно не имеет смыслаP во-первых, она для этого совершенно не предназначена (особого комфорта, живописных пляжей и интересного морского дна там практически нет), а во-вторых, в Каталонии (области, где мы были) есть множество интереснейших мест и достопримечательностей, которые обязательно стоит посмотреть, а это непременно потребует средств.

Парк        Guell Парк Guell

Вот как экономили мы:

ЭкскурсииP на фиг, на фиг. Все экскурсии представляют собой либо поездку в какое-нибудь место (аквариум, кинотеатр, аквапарк или парк развлечений, монастырь, музей), или мероприятие (рыцарский турнир, корриду и т.п.), куда можно попасть и самим, причём, дешевле. Либо они являются обзорными, когда вас везут в автобусе, вы пялитесь на всё из окна, гид чего-то бубнит, у вас в одно ухо влетает, в другое вылетает, иногда вас высаживают, чтобы быстро осмотреть достопримечательность, и везут дальше. Если говорить о Барселоне, то на обзорной экскурсии вас не прокатят на канатной дороге над Барселоной, на старинном голубом трамвайчике и фуникулёре до горы Тибидабо. Не поднимут на смотровую площадку на шпиле собора, находящегося на её вершине, не выгуляют по La Rambla с её живыми скульптурами, или по узким кварталам Барселонетты, не предложат перекусить в каком-нибудь уютном местечке. Интересными бывают экскурсии активного плана, причём рассчитанные на небольшие группы людей, где их катают, кормят, поят, танцуют и сплачивают друг с другом. Но, к сожалению, ни Натали-Турс, ни их партнёры ничего подобного в Испании не предлагают. Возможно, рыбакам или прошедшим курс подводного плавания будут интересны экскурсии с рыбалкой и погружением в открытом море, но в мае эти экскурсии ещё не проводятся.

Предлагались ещё экскурсии на квадроциклах и джип-сафари. Возможно, это кого-нибудь и заинтересует, но, во-первых, это довольно дорого (на квадроциклах стоит 125 евро за квад, куда могут усесться 2 человека, второму из которых будет совершенно не интересно болтаться сзади, а не управлять самому); во-вторых, никаких интересных достопримечательностей эти экскурсии не посещают; в-третьих, они ужасно утомительныP почти целый день по жаре нужно глотать пыль и выхлопы впереди идущего квада или болтаться по горным серпантинам в набитом 11-ю человеками «Лэндровере».

Макет      первой подводной лодки, вышедшей из порта Барселоны

Обзорные экскурсии себе замечательно можно устроить самим, они обойдутся также гораздо дешевле, а всю познавательную информацию лучше брать из путеводителя, которым следует запастись ещё до поездки. К сожалению, мы этого не сделали, но он был у наших знакомых. На крайний случай в Испании во многих местах есть туристические офисы, там можно бесплатно разжиться картами и путеводителями. Правда на русский язык рассчитывать не стоит, но английский будет точно.

К тому же, электричка в Барселону из Салоу стоит всего 10,80 в оба конца. Автобусы подороже (около 17 евро в оба конца). Но на автобусе имеет смысл ехать, только если хочется вечером посмотреть на поющие фонтаны на площади Испании. В это время электричка уже не ходит, а последний автобус до Салоу уходит из Барселоны в 23 часа.

В Барселоне стоит взять билет на Bus Turistic на 2 дня. Это двухэтажные автобусы с открытым верхом, которые ходят с интервалом в 10-30 минут по трём кольцевым маршрутам, охватывающим основные достопримечательности города. На день билет стоит 17 евро, а на два дня подрядP 22. Пересаживаться можно сколько угодно раз. Билет действует на все три маршрута. Это не очень дёшево, но всё равно, даже с электричкой дешевле, чем экскурсия. В автобусе есть гиды, которые на испанском и на английском языках рассказывают о достопримечательностях. Кроме того, вместе с билетом дают краткий путеводитель по всем проезжаемым достопримечательностям и книжку с дисконтными купонами, которые действуют в куче мест (всего 52 заведения: магазины, музеи, культурные мероприятия, достопримечательности, фаст-фуды, транспорт, парковка). В частности, в грандиозном парке развлечений «Port Aventura» в Салоу, который обязательно стоит посетить, вы получите скидку 50%P то есть, второй билет бесплатно, мы на двоих сэкономили, таким образом, 35 евро. Вы также получите скидки на Tramvia Blau, фуникулёр Тибидабо, фуникулёр Монтжуик, в L'Aquarium и много где ещё.

Рекламная     конструкция Адидас

Официальный сайт Barcelona Bus Turistic с перечнем остановок и картой маршрутов.P

Barcelona CardP ещё один способ дёшево осмотреть Барселону, но нам не пришлось им воспользоваться. Стоит от 23 до 34 евро в зависимости от количества дней, даёт скидки в 80 мест, бесплатные поездки на городском общественном транспорте, бесплатные проходки в некоторые музеи, путеводитель и т.д. Это хороший вариант для тех, кто полностью сам хочет прокладывать себе маршрут по городу. Нас вполне устроил Bus Turistic с заготовленной траекторией, к тому же, он несколько дешевле, и в его автобусах гиды рассказывают о достопримечательностях по громкой связи.P

В остальные дни (а двух дней на BusTuristic для осмотра Барселоны явно мало) самым дешёвым и быстрым транспортом будет метро, а самым дешёвым способом оплатыP карточки на фиксированное количество поездок. На 10 поездок одна карточка стоит 6,5 евро. Её можно передавать другому лицу, проходя через турникет (просто на каждого будет сниматься одна поездка). Карточки эти действуют также в городских автобусах, трамваях и пригородных поездах (в последних, правда, тарифицируются уже по зонам: одна зонаP одна поездка).

Для сравнения, обзорная экскурсия по Барселоне из Салоу стоит от 35 евро.

Площадь    Испании

Если проживание в отеле не «всё включено», то за обедом и ужином напитки платные, причём, по ресторанным ценамP от полутора евро за чай, кофе, сок или пиво. У нас в отеле был «шведский стол», и там были сочные фрукты. Мы набирали гору арбуза, (иногда для разнообразияP черешню и нектарины), после чего совершенно не хотелось пить ;) Вместо любого приёма пищи или даже нескольких в поездку можно заказать сухой паёк (или «пикник», как он громко называется), предупредив ресепшн отеля в предыдущий день. Это совершенно бесплатно и довольно сытно (сэндвичи, бутерброды, минералка, печенье и фрукты). Правда, после 2-3 раз от этого «пикника» уже тошнит, но в жаркой Испании халявная вода лишней не бывает, маленькая бутылочка стоит от 50 евроцентов. В нашем отеле пикник на обед и ужин был один и тот же, а на завтрак была только вода с фруктами. В любом случае, независимо от питания, хочется хотя бы несколько раз посидеть в каких-нибудь уютных заведениях (особенно на берегу), попробовать местную кухню и напитки. В буклетах Натали-Турс сказано, что нормально поесть стоит от 20 евро на человека. Это не совсем так. Во-первых, можно выбирать заведения с «буфетом»P так здесь называется «шведский стол». Набираешь, сколько душа пожелает, а стоит «буфет» от 8,5 евро плюс налог. Во-вторых, нужно смотреть на размеры порций в заведениях. Например, в китайском фаст-фуде на территории Port Aventura одного салата и одной порции курицы в сладком соусе нам вполне хватило на двоих. Вместе с напитками обед обошёлся примерно в 15 евро на двоих.

Отель

За завтраком-обедом-ужином никого не ждут. Отведено на приём пищи 1 час, за 15 минут еду начинают уносить. В этом случае доедаешь то, что успел ухватить. Из-за стола не выгоняют, но делают недовольные рожи. Завтрак, как и везде, однообразен. На обеде и ужине блюда периодически меняются, везде шведский стол. Ожидали больше морепродуктов, но ими баловали нечасто. Зато много овощей-фруктов, жареного мяса. Голодать не приходилось, скорее переедать, так как хотелось попробовать всего хотя бы по маленькому кусочку. У многих официантов дурная манера забирать тарелки с вопросом «Finished?», часто пытаются унести ещё недоеденное. Есть некоторые исключения с работающими мозгами, которые всё делают правильно и не спрашивают, но большинство предпочитает работать языком, а не головойP постоянно задают один и тот же вопрос. Особенно этот «Finis» учащается перед окончанием трапезыP намекают, что мы засиделись.

Поначалу нас всегда спрашивали, не хотим ли мы что-то заказать из напитков, но потом перестали, увидев нашу хитрость с поеданием арбузов вместо их дорогущего питья. Когда же мы собирались что-то заказать, приходилось долго привлекать к себе внимание, потому что официанты уже привыкли нас игнорировать.

Горничной чаевые принято оставлять при отъезде, в обычные дни она деньги не берёт.

Номер

Вода в кране периодически была прохладная, мыться было проблематично. Но ругаться не ходили, было лень. Обычно на следующий день уже давали горячую.

У нас периодически размагничивалась карта-ключ от номера, приходилось ходить на ресепшн и просить её заменить. Сначала нам несколько раз её перепрограммировали, но этого хватало на пару дней, потом снова начинались сбои. Заменили только в самом конце проживания, когда у нас уже кончилось терпение, и мы показали, что готовы с ними поругаться.

Бассейн после 18:00 травят химией, купаться опасно. Мыло дают в самом начале по кусочку на человека, потом не добавляют. Шампуня нет, хорошо хоть туалетную бумагу приносят. В таком же отеле 3* в Андорре был шампунь, и даже шапочка для душа. На Кипре в 4* отеле приносили всё, что заканчивалось. Кондиционер в номерах включают только с 15 июня, но нам уже в мае было жарко.

Отельный гид бывает почти каждый день. Пропустишь одну встречу, можно сходить на другую. Наш гид (Александр Кастро) был ненавязчивый, даже пофигист. Давал любую информацию по запросу, экскурсии не навяливал. Гид русскоязычный, от Натали Турс. А вот в приёмной отеля по-русски никто не говорит.

Бассейн  у отеля

Язык

Разочарованием стало то, что в Каталонии между собой испанцы говорят на диалекте, понять что-либо совершенно невозможно. Каталонский представляет собой смесь испанского, французского и португальского языков. По телевидению часть местных каналов тоже идёт на каталонском. Однако при разговоре с иностранцами жители в большинстве случаев переходят на классический кастильский язык. В отеле были испанцы, которые говорили на кастильском, наверное, приехали отдохнуть к морю из других регионов. На английском хорошо говорят в отеле, в магазинах и кафе в туристической зоне знают только пару необходимых фраз, а в удалённых от туристов местах вообще английский не понимают. В Реусе, Камбрилсе и по пути в Андорру постоянно приходилось спрашивать дорогу по-испански. В Барселоне на вопрос по-испански «Говорите по-английски?» хитрый билетёр канатной дороги сказал «Да, но вы же говорите со мной по-испански, значит, можем пообщаться на нём». Всего один раз с пониманием были сложностиP водители автобуса из Барселоны в Салоу оказались неграмотной деревенщиной, не могли разговаривать на кастильском, только на своей каталонской тарабарщине. Они нас прекрасно понимали, но отвечали на своём. То ли правда не знали, то ли не хотели напрягаться.

По-английски говорят плохо. Любимая фраза официантов «Finished?» часто произносится как «Finish?» или «Finis?», так как звука Ш в испанском нет. По этой же причине по телевидению президента Буша произносят как Бус.

Некоторые гиды хорошо говорят по-русски, будучи коренными испанцами. Мы сначала даже не поняли, то ли они русские и просто забыли язык, то ли испанцы. Акцента практически нет, нужно тщательно прислушиваться, чтобы заметить ошибки. А вот управление и склонение страдает сильно. После сложного предлога существительные и прилагательные ставятся в каком угодно падеже. Они, похоже, отчаялись, выучить связь предлогов с падежами, и говорят наугад. Но в целом речь очень правильная, понятная и с хорошей скоростью.

Полный вариант отчета можно прочитать на сайте Siamo.





10 последних статей в разделе Дальние страны

18.12.2007 Мы везем с собой кота?
20.11.2007 Новый год с чемоданом
12.07.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть четвертая
02.07.2007 Как «пролететь» с правом на отдых
28.06.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть третья
21.06.2007 Галоп «а-ля рюсс», часть вторая
20.06.2007 Рай для воришек
19.06.2007 Галоп «а-ля рюсc»
21.05.2007 Лазурный рай в стране грез
15.05.2007 Новые страны новые впечатления

Все статьи раздела Дальние страны >>